Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе компенсирующего вида для детей с ОНР

«Белый медведь - властелин Арктики»

Программное содержание. Активизировать знания детей о белом медведе: его внешнем виде, характерных особенностях, образе жизни, повадках, умении приспосабливаться к среде обитания.

Развивать связную речь детей, умение правильно строить фразы, использовать в речи сложные предложения. Учить детей составлять рассказ о белом медведе, обогащая его за счет однородных второстепенных членов, используя полученную на занятиях информацию.

Упражнять детей в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, родственных слов, антонимов.

Активизировать словарь по данной теме.

Развивать общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве; память, мышление, внимание.

Расширять кругозор детей; воспитывать любознательность, любовь к животным, родному краю, бережное отношение к живой природе. Вызывать интерес к жизни белых медведей.

Учить детей доброте, отзывчивости, умению активно переживать за того, кто попал в беду, стремиться его выручить.

Словарь. Белый медведь, медвежонок, берлога, Север, Арктика, шерсть, шкура, мех, подкожный жир, пасть, когти, лапы, тюлень, морж; зоркие (глаза), чуткий черный (нос), острые (зубы), густая, непромокаемая, плотная, теплая, длинная, хищный, крупный, сильный; нырять, плавать, охотиться, подкрадываться, затаиваться, рычать, бегать, ползать (на животе); долго, быстро, ловко, тихо, осторожно, бесшумно, незаметно.

Оборудование. Белый медвежонок, рыбка, большой белый медведь, валенок, глобус, «снежок» (массажный мяч), простые карандаши, рыбки-призы, «льдины» разной формы из бумаги, магнитофон, фонограмма «Метель», схема-модель.

Предварительная работа.

- Беседа «Кто живет на севере?»

- Знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками.

- Игра «Зоологическое лото»

- Чтение рассказов: И.Сосновский «Белый медведь», В.Снегирев «Кто властелин?»

- «Почемучка» - «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»

- Чтение сказки – «Почему у медведя нос черный?»

- Загадки

- Рассматривание иллюстраций

Ход.

Воспитатель. Дети, в какой стране мы с вами живем?

Дети. В России.

Воспитатель. На севере или на юге России?

Дети. На севере.

Воспитатель. Север – это России частица, это край, где всегда холода. Обращает внимание на движущийся валенок.

Воспитатель. Ой, что это? «Живой валенок!»

Ребята, в валенке кто-то прячется. Как вы думаете, кто бы это мог быть? Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель достает из валенка маленького игрушечного белого медвежонка, обращается к нему:

Медвежонок, как ты сюда попал?

Медвежонок. У-у-у! Я заблудился. Услышал незнакомые человеческие голоса, испугался. От страха спрятался в валенок. Я к маме хочу, я к папе хочу. Помогите мне, пожалуйста, их найти.

Медвежонок плачет.

Воспитатель. Ребята, успокойте медвежонка, пожалейте, скажите ему добрые слова.

Дети жалеют медвежонка, гладят его.

Воспитатель. Мы поможем тебе найти папу и маму. Медвежонок, а как тебя зовут?

Медвежонок. А вы читать умеете? Я хочу, чтобы вы прочитали мое имя.

Воспитатель пишет в воздухе слово «Умка». Дети читают.

Воспитатель. Умка, ты, наверное, голодный? Ребята, чем бы вкусным нам его угостить? Ответы детей.

Воспитатель. Вот тебе рыба.

Медвежонок благодарит ребят.

Медвежонок. Мне у вас нравится. А давайте поиграем.

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер.

 Игра «Семья слов»

Медвежонок. Кто я?

Дети. Медвежонок.

Медвежонок. А если много?

Дети. Медвежата.

Медвежонок.

Кто мой папа? А если много?

Кто моя мама? А если много?

Берлога в снегу? Она чья?

Короткий хвост, скрытый в белом меху? Он чей?

Огромные следы на снегу? Они чьи?

Громкое рычание? Оно чье?

Огромного белого медведя как можно назвать?

Назовите его ласково!

Здорово!

Воспитатель. Все эти слова похожи друг на друга.

А как можно назвать их? (слова-родственники, родственные слова или однокоренные)

Игра «Скажи наоборот»

Медвежонок. А сейчас догадайтесь и скажите, какой мой папа?

Он не маленький, а….. (большой).

Он не черный, а ….. (белый).

Он не слабый, а ……. (сильный).

Он не травоядный, а ……. (хищный).

Он не неуклюжий, а ……..(ловкий).

Медвежонок. Молодцы! Вот какой у меня папа!

Игра «Составь слово»

Медвежонок. А теперь ответьте, какая у меня мама?

У неё черный нос, она какая?

У неё черные глаза?

У неё длинная шерсть?

У неё широкие лапы?

У неё острые зубы?

Умницы! Медвежонок хвалит детей. Машет лапами.

Медвежонок. Ой! Жарко мне стало.

Игра «Назови «северные слова»

Воспитатель. Дети, придумайте «северные слова» со звуками Л и ЛЬ.

Дети называют слова сначала со звуком «Л», а потом со звуком «ЛЬ», передают при этом друг другу «снежок» (массажный мяч).

Л – лунка, полынья, белый, холод…..

ЛЬ – лед, ледники, льдина, сосулька, ледокол, ледоруб, тюлень…..

Медвежонок. Спасибо! Уже прохладно мне!

Воспитатель. Медвежонок, а ты почему опять такой невеселый?

Мы с тобой играем….

Медвежонок. У-у-у. Плачет. Мне у вас интересно, но я хочу к маме и папе.

Воспитатель. Где же нам искать твоих родителей?

Ребята, где живут белые медведи?

Дети. Далеко на севере. В Арктике.

Воспитатель. Давайте посмотрим на глобусе, где находится Арктика. Осмотр глобуса, короткий рассказ о местах обитания белых медведей.

В центре Арктики находится Северный полюс. Вот он. Вокруг Северного полюса – Северный Ледовитый океан (показывает). На его островах, северных побережьях, плавучих (дрейфующих) льдинах и живут белые медведи. Давайте посмотрим, где находится наш город Северодвинск, и выясним, на каком виде транспорта можно быстрее добраться до Арктики. Ответы детей. Выбирают самолет.

Воспитатель. Не переживай, малыш. Отвезем тебя домой на самолёте.

Одевайтесь дети! Имитация одевания.

Рукавицы не забудьте. Это у нас весна. Тепло. А в Арктике и сейчас очень холодно.

Физкультминутка «Полет на самолете»

Воспитатель. Заведём моторы.

Дети. Р-р-р-р-р-р.

Воспитатель. Полетели!

Дети бегут змейкой друг за другом на носочках, расставив руки в стороны.

Воспитатель. Приземляемся.

Включается аудиозапись «Метель».

Холодно. Погреемся.

Дети разводят руки в стороны, скрещивают их, обнимая себя, и говорят «Ух!» (2-3 раза).

Воспитатель. Оглядимся. Вокруг ни души: ни людей, ни зверей. Наверное, животные Арктики испугались гула самолёта и попрятались. А давайте посмотрим в бинокли.

Пальчиковое упражнение «Бинокли»

Воспитатель. Направо, налево, вперед, вверх. Никого не видно.

А кто спрятался?

Кого не видно? Ответы детей: белых медведей, песцов, тюленей, моржей…

Воспитатель. Но нам надо найти маму медвежонка.

Где она могла бы быть? Ответы детей.

Медвежонок говорит ребятам, что они с мамой жили на пятиугольной льдине. Дети находят маму-медведицу. Медвежонок радуется.

Воспитатель. Посмотрите, дети, как Умка обрадовался. Это очень плохо и грустно, когда теряются дети.

Медвежонок. Мама, это ребята из детского сада «Родничок»

Они помогли мне найти тебя.

Они очень добрые. Они много знают о нас – белых медведях.

Медведица. Спасибо вам! Но я что-то не верю! Они впервые нас видят! Мы живем далеко на севере. Откуда они могут про нас что-то знать.

Воспитатель. Ребята, давайте докажем медведице, что вы много знаете о жизни белых медведей.

Игровое упражнение «Что ты знаешь о белых медведях?»

Дети рассказывают с опорой на схему-модель:

1. Где живут?

2. Какие?

3. Части тела.

4. Шерсть.

5. Чем питаются?

6. Что умеют делать?

7. Мама, папа.

8. Охрана.

Медведица. Молодцы! Мы очень рады, что вы так много о нас знаете. Мы, белые медведи – властелины Арктики, её хозяева. Арктика – это наша Родина.

Дарит в знак благодарности «замороженных» рыбок. Дети должны «разморозить» их, обвести по точкам.

Дети благодарят, прощаются.

Воспитатель. «На одной ножке покрутись, в детский сад ты возвратись».

Вот и закончилось наше путешествие в Арктику, на родину белых   медведей.

Вам понравилось?




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка

Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка Развитие чувства ритма - это одна из главных задач, которая ставится...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Составление описательных рассказов-загадок по теме: «Все профессии...

Проект «Чудесница вода»

Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...

Читайте также

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных...

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников…

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников в двигательной деятельности по реализации задач УМК и ФГОС»

Консультация для родителей: «Развитие речевого дыхания»

Консультация для родителей: «Развитие речевого дыхания» Правильное речевое дыхание является основой правильно звучащей речи. Речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создает условия...