Конспект тематического, коррекционно-развивающего занятия «Храбрый воробышек»

для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи

Прогр. содержание: Расширять знания детей о жизни птиц; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, живому миру, милосердие

Знакомить с народными приметами, фольклором.

Формировать и расширять словарный запас детей.

Закреплять четкое произношение гласных 1-го и 2-го ряда, согласного звука (р), диалогическую речь, интонационную выразительность

Развивать музыкальные способности, фонематическое восприятие, мимику, пантомимику, образные движения, имитационные действия, умение сочетать слова и движения, детское творчество.

Оборудование: Иллюстрации скворечника, гнезда, ласточкина гнезда, дупла; иллюстрации деревьев, клетка с живым воробьем; записи музыкальных пьес «Жаворонок» муз. П.Чайковского, «Воробей» муз А.Руббаха.

1. Дети входят в театральную студию, приветствуют друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»  дат.нар.мел. /смотреть предыдущее занятие/

/Д2 ст.гр.тр.№38/

Педагог уточняет время года: Весна.

                       Весенний луч коснулся крыш,

                       Сосульки заискрились,

                       А стаи перелетных птиц

                       На гнезда возвратились.

Да, все птицы заняты обустройством жилья, и мы стараемся помочь им. Но для этого надо знать, в каких домах живут разные птицы.

Вносит скворечник, гнездышко, ласточкино гнездо, дупло, предлагает поиграть

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Ход: дети выбирают образ птицы, роль которой они будут играть, надевают атрибуты.

Под музыку бегают- «летают» по залу, а на окончание - занимают соответствующие места-домики.

Педагог обращает внимание детей на панно «Весенний парк», где расположились разные птицы. Дети их называют и объединяют в группы перелетных и зимующих птиц, знакомятся с правилами новой игры

Игра с пением «Зимующие и перелетные птицы» /ред.М. Картушиной/.

Ход: Дети делятся на две команды:1- ая - перелетные птицы, 2-я -зимующие. Дети образуют два круга, взявшись за руки, идут под песню /речитатив/:

                       Утки, гуси, журавли,

                       Жаворонки, кулики

                       Из-за моря прилетали,

                       А их дома поджидали:

                       Вороны-караконы,

                       Сороки-белобоки,

                       Воробьи, синицы -

                       Зимующие птицы

На 2-ую часть музыки дети - «птицы» «летают» по залу в свободном направлении, на окончание музыки встают в два круга. Побеждают те, кто быстрее построится.

2. Педагог сообщает о том, что люди издавна заметили связь между природными явлениями и поведением птиц. Предлагает напомнить им

Природные приметы:

1. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев -…/к холодному лету/

2. Увидал скворца -…/весна у крыльца/

3. Птицы летят стая за стаей -…/к дружной весне/.

4. Журавушка курлычет -…/о тепле весть подает/.

5. Птицы ощипываются -…/к дождю/.

6. Воробьи в пыли купаются -…/к дождю/.

7. Подкорми птиц зимой -…/они отплатят тебе добром летом, пояснить, каким образом/.

8. Грач на горе -…./весна на дворе/.

Да, подтверждает педагог: появление грачей - самая верная примета прихода весны. Предлагает поиграть и сделать

Массаж пальцев «Грачи»

                       Мы лепили куличи,                                 «пекут куличи»

                       Прилетели к нам грачи.

                       Первый грач испек пирог,                       загибают все пальцы по порядку

                       А второй ему помог,                                 на левой руке

                       Третий грач накрыл на стол,

                       А четвертый вымыл пол,

                       Пятый долго не зевал

                       И пирог у них склевал.

                       Раз, два, три, четыре, пять,                  хлопают

                       Выходи скорей считать!

А бывало и так - продолжала педагог, - что Весна с приходом задерживалась, долго дорогу искала, видимо. И тогда люди кликали - звали птиц, чтобы они указали Весне дорогу.

Птичьи заклички

 

                       Жаворонушки, прилетите-ка,                    руки вверху, призывно машут ими 

Весну-красну принесите-ка!                      взмахивают кистями как крыльями

                       Нам зима-то надоела,                                руки «полочкой» перед грудью

                       Весь овес переела.                                     взмах руками от себя

                       Хлеб да капустка -                                      протягивают руки вперед

                       Лучшая закуска!

И тогда прилетали птицы: разные перелетные, а вместе с ними приходила и Весна. Уж как все радовались - и люди, и звери, и птицы. И тогда не смолкали их песни с раннего утра и до позднего вечера. А уж как пели жаворонки!

Слушание пьесы «Жаворонок» муз. П.И.Чайковского

3. Педагог предлагает детям произнести еще раз птичью закличку, а вдруг опять прилетит птичка, как на прошлом занятии и поиграет с ними?                                                    

/Дети произносят закличку, раздается стук в оконное стекло и на подоконнике появляется неведомая /глиняная, резиновая/птица, очень похожая на воробья. Педагог берет ее на ладонь, вносит в зал: все ее рассматривают, пытаются определить: что это за птичка?

Речевая игра «Кто же это?»

Цель: Развивать просодические компоненты речи, активизировать словарный запас по лексической теме «Зимующие птицы».

Методика. Дети стоят в кругу. Педагог держит на ладони глиняную птичку, подходит к ребенку и спрашивает: «Может, это синица?» Ребенок берет ее в руки и отвечает: «Может, это и синица! /Интонация утвердительно- интригующая/

Этот ребенок поворачивается к следующему ребенку и тоже задает вопрос, используя название другой зимующей птицы. Таким образом, дети вспоминают и называют всех изученных ранее зимующих птиц. Затем они рассматривают таблицу с изображением зимующих птиц, оживляют их с помощью звукоподражаний^| кар-кар; чик-чирик/;цвинь-цвинь, стре-ке-ке,стре-ке-ке, ку--ку,ку-ку и т.д./

Педагог подводит к выводу о том, что это все-таки воробей, но он какой-то чумазый и взъерошенный: или задира и любит подраться с другими забияками или очень долго был в пути. Предлагает предположить, как он к ним добирался: от одного дерева - к другому.

Словесная игра «Воробей»

Методика. Игра проводится в кругу. Дети выбирают себе картинки с изображением деревьев, кладут перед собой.

Педагог дает образец плавной и выразительной речи, начиная игру словами: «Летел воробей, устал воробей, присел воробей на березу». Ребенок, выбравший себе картинку березы, продолжает: «Чив-чив, сидел воробей на березе, слетел воробей на дуб». Ребенок, выбравший картинку дуба продолжает: «Чив-чив, сидел воробей на дубе, слетел воробей на клен» Игра продолжается до тех пор, пока воробей не «облетит» все деревья.

4. Педагог пытается предположить, что воробей в пути натерпелся много страхов, перенес много трудностей; предлагает показать

Мимический этюд

Если поднимался сильный ветер - воробышек прислушивался: что это так шумит?

Если в темном небе мелькал силуэт ястреба - он очень пугался!

Если ветер ерошил его перышки и не давал лететь - воробышек горько плакал

Но когда он увидел, что д/сад уже близко - он очень обрадовался и успокоился.

Педагог замечает, что вид у воробья очень испуганный, предлагает спросить: «Воробей,воробышек, где ты был?» /на речитативе, по очереди/

Воробей отвечает:               Я был в зоопарке у зверей:

                                               Погостил у носорога,

                                               Отрубей поел немного.

                                               Побывал я на пиру

                                               У хвостатых кенгуру.

 

                                               Был на праздничном обеде

                                               У мохнатого медведя.

                                               А зубастый крокодил

                                               Чуть меня не проглотил.                                                               

Педагог и дети успокаивают воробья: его больше никто не обидит, предлагают поиграть в игру вместе с воробышком, показать все, что с ним случилось.

Речедвигательная игра «Где мы были - мы не скажем, но что делали - покажем»

Ход игры: Педагог приглашает 3-4 детей. Они уходят за ширму, там он «по секрету» называет действия и показывает детям: «воробышки летят», «воробышки клюют», « воробышки дерутся», «воробышки замерзли», «воробышки защищаются» Затем дети выходят и показывают все действия под музыку.

1. «Воробышки летят»: дети подпрыгивают на двух ногах, бегают врассыпную, подняв руки в стороны/отрывок из пьесы Л.Делиба «Музыка кукол-автоматов»,1-8 такты

2. «Воробышки клюют»: дети садятся на корточки, голова и корпус наклонены вперед, указат. пальцем пр. руки стучат по полу /музыка Л.Делиба , отрывок из пьесы « Музыка кукол-автоматов».9-16такты/.

3. «Воробышки машут крыльями», армянская нар мел. «Птицы машут крыльями» в обр.А.Долуханяна.

4. «Воробышки дерутся»:дети прыгают друг возле друга, резко машут «крыльями»/Пьеса А.Руббаха «Воробей»/отрывок/

5. «Воробышки замерзли»: дети ежатся, приседают на корточки, руки округлены, голова опущена вниз, шея втянута /Муз. В.Герчик «Песня стрекозы»/

6. «Воробышки греются»: дети хлопают себя по плечам, постукивают нога об ногу, поочередно выставляют их вперед.

7. «Воробышки защищаются от нападения хищника»: яростно машут «крылышками», набрасываются на воображаемого противника и «клюют» его - правая рука согнута в локте, выдвинута вперед. Все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. Указательный палец прямой - «клювик», левая рука -«крыло»/муз. Ф.Бургмюллера «Баллада»

5. Педагог объясняет детям, что воробышек еще маленький и рассказать о себе еще не умеет. Предлагает рассказать ему о нем все, что знают сами/показывает фотографию, иллюстрацию/

Слушание нормированной речи с фрагментом ее воспроизведения

Все тело у воробышков покрыто перышками и пухом. Есть коричневые по цвету перышки, белые и черные, но серых больше. Голова у них маленькая, тело слегка вытянуто, заканчивается хвостиком. Есть две ножки, которые заканчиваются лапками. У лапок есть пяточка и пальцы. На пальцах - острые, цепкие коготки, поэтому лапки у них цепкие Есть у воробышков острый клювик, которым удобно клевать зернышки, насекомых и даже защитить себя от опасности. Есть крылышки, поэтому они летают, т.е. это птица. Весной у птиц часть перьев и пуха выпадает, а к зиме вырастают новые перышки и дополнительный пух. Это явление называется ЛИНЬКОЙ. Перья и пух у птиц как шубка: зимой она потолще, а летом потоньше. Среди птиц есть взрослые птицы - это птица-мама и птица -папа, а есть их детки-птенцы. Наш воробышек еще не взрослая птица, поэтому мы и называем его воробышком. Дети знают, кто его папа, кто его мама/дети отвечают: воробей-папа, воробьиха-мама, братья и сестренки - воробьята а все вместе - воробьиная семья. Голоса у родителей по звучанию ниже, голоса деток-воробьят - выше. Предлагает поиграть.

Музыкально-дидактическая игра «Птенчики» муз. Е.Тиличеевой

Педагог отмечает, что дети правильно все делали: на звучание ДО1 «летали и чирикали птенцы», а на звучание ДО2 -«птенчики». Выясняет, что в слове» чик-чирик» звук (р,) мягкий, а в слове «воробышек» -твердый. Предлагает поучить «воробышка» правильному произношению этих слов и выполнить                                                                                      

Артикуляционную гимнастику «Воробышек»

1. «Воробышек разговаривает» - дети разводят и смыкают губы - «клювик раскрывается и смыкается.

2. «Качели» - кончик языка касается то верхней, то нижней губы, у «воробышка»-то верхней, то нижней части «клюва»

3. «Веселый язычок» - кончик языка упирается то в верхние, то в нижние бугорки - десны: вверх-вниз,вверх-вниз; поиграет с верхними зубами: то толкнет их, то обнимет. Поиграет с верхней губой - «клювиком»:то спрячется под нее и прилипнет, то резко выскочит из-под нее;

язычок играет с верхними бугорками-деснами: прижимается кончиком языка - отскакивает назад как мячик.

4. «Воробышек поет» -сильно дуют на верхние десны и петь слоговые песенки: «Ты-ты-ты, тэ-тэ-тэ. Затем так же - со звонкой слоговой песенкой: «Ды-ды-ды; дэ-дэ-дэ».

5. «Лошадка» цокают языками , изображают всадника

6. «Грибок» -широкий язык то сильно прилипает к потолку домика-ротика, то отрывается от него

7. «Язычок балуется» -завести широкий язык назад к горлышку, прижать его к потолку домика-ротика/к нёбу/ и сильно толкнуть его к бугоркам за верхними пепредними зубами с сильным ветерком и песенкой «дрынь» /3 раза/

Пение слоговых песенок вверх и вниз по лесенке с гласными первого ряда со взмахами рук - «крылышек»

Методика: Во время вдоха руки, согкнутые в локтях, поднимаются вверх. Кисти с ровными сомкнутыми пальцами перед грудью. С произнесением каждого слога локти рук резко опускаются вниз.

                                                                      ОТР

                                                                ЭТР      ЭТР

                                                      ЫТР                       ЫТР

                                               УТР                                        УТР

                                      АТР                                                                   АТР

Пение слоговых песенок вверх и вниз по лесенке с гласными второго ряда со взмахом рук-«крылышек»

                                                                      ЁТР

                                                                ЕТР     ЕТР

                                                      ИТР                   ИТР

                                               ЮТР                                    ЮТР

                                      ЯТР                                                     ЯТР

«Воробышек» заверяет, что он будет стараться делать это упражнение часто, чтоб научиться правильно произносить твердый звук (Р) и научит этому своих друзей- «воробышков».

5. Педагог и дети хвалят «птичку» за терпение и храбрость и заверяют его, что люди очень любят этих сереньких птичек-невеличек, пишут о них рассказы, сказки, песни, музыку. Предлагают ему послушать стихотворение «Воробей»

                                   -Чик-рики, чик-чирик!

                                   Воробьишка с ветки - прыг!

                                   Воробей, воробей,

                                   Во дворе он всех храбрей!

                                  -Берегись, крадется кошка!

                                   -Подразню ее немножко,

                                   А потом на ветку - вмиг…

                                   Прыг!

А композитор А.Руббах написал про воробья музыкальную пьесу

 Слушание пьесы «Воробышек» муз. А.Руббаха

Педагог сообщает «воробышку» о том, что дети умеют инсценировать любые песни, в том числе и про птиц.

Инсценирование песни «А воробьи чирикают» муз. Н.Елисеева

1. Весна придет,                            плавные движения руг внизу спереди назад,

Растает лед (2 раза)                      а затем слева направо

Танцует все, и все поет                разводят руки в стороны

Припев:

А воробьи чирикают                       машут руками- «крыльями»

А воробьи чирикают…

А воробьи чирикают…

А воробьи: «Чирик, чирик!             делают «пружинку» ногами

А воробьи: «Чирик, чирик!»          кружатся

А воробьи чирикают!                     Ритмичные движения указательного и большого пальцев

                                                         рук: пальцы то плотно прижимаются, то разъединяются- 

                                                         «клювики»

2. И летом красным                       «фонарики»

Все цветет(2 раза).

Цветные песенки поет                 покачиваются слева направо, руки разведены в стороны

Припев:                                            машут руками - «крылышками»

3. Отправит осень                           покачиваются из стороны в стороны с разведенными

                                                          руками- «крыльями»

Птиц в полет(2 раза)

Дождями долгими                       пальцы поднятых рук резко движутся

Поет.                                             сверху вниз

Припев:                                        повторяется

4. Морозы зимние                        дети ежатся, похлопывают

Придут(2 раза).                        ладошками

Кому до песен                          удивляются, поворачиваясь то в одну,

Звонких тут?                             то в другую сторону

Припев                                             повторяется

Педагог подтверждает: да именно за выносливость и мужество любят зимующую у нас птичку:

                       За что люблю я воробья?

                       За то, что он такой, как я:

                       Когда приходят холода -

                       Не улетают никогда!

Появляется ребенок (подготовленный персонаж) с воробьем в клетке. Поет песню/или произносит слова в форме ритмодекламации)

Пение песни «Серенький воробышек» муз. В.Иванникова

                       Серенький воробушек 

                       И пуглив и мал.

                       Он упал из гнездышка

                       И крыло сломал

 

                       Я понес воробышка

                       Осторожно в дом.

                       И сказал я ласково:

                       «К доктору пойдем».

 

                       Серенький воробышек,

                       Маленький мой друг.

                       Я о нем заботился,

                       Хлеб давал из рук.

 

                       Говорил воробышку:

                       «Не горюй, малыш!

                       Скоро ты поправишься,

                       К маме улетишь».

Дети рассматривают птичку, расспрашивают о том, как она чувствует себя теперь, идут вместе на улицу и выпускают птицу на волю. Затем идут проверяют кормушки, насыпают хлебных крошек, семечек, пшена, наблюдают, как птицы клюют , суетятся, чирикают:

                       Хлебных крошек не жалей,

                       Заслужил их воробей.

                       Ты приладь ему кормушку,

                       Кликнет он свою подружку,

                       И пойдет веселый стук:

                       Тук-тук-тук,

                       Тук-тук-тук…

Релаксация: наблюдение за птичками, слушание пения воробышка на участке




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»

Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина «Там…

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина«Там на неведомых дорожках» Положение о конкурсе чтецов к юбилею А. С. Пушкина...

Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников

Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей Орехово-Зуевского городского округа Форма проведения...

Читайте также

Консультация для педагогов: «Региональный компонент в ДОУ художественно-эстетическое развитие дошкольников»

Консультация для педагогов: «Региональный компонент в ДОУ художественно-эстетическое развитие дошкольников» В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа учреждения состоит из двух частей:...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО Месяц Неделя Тема недели Развернутое содержание работы Сентябрь I  «День знаний.  Здравствуй, детский сад». Развивать у детей познавательную мотивацию...

Сценарий летнего праздника в разновозрастной группе «В гости к лесным…

Сценарий летнего праздника в разновозрастной группе «В гости к лесным зверям» Цель: Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического; психического и...