Конспект тематического, коррекционно-развивающего занятия «Храбрый воробышек»
для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи
Прогр. содержание: Расширять знания детей о жизни птиц; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, живому миру, милосердие
Знакомить с народными приметами, фольклором.
Формировать и расширять словарный запас детей.
Закреплять четкое произношение гласных 1-го и 2-го ряда, согласного звука (р), диалогическую речь, интонационную выразительность
Развивать музыкальные способности, фонематическое восприятие, мимику, пантомимику, образные движения, имитационные действия, умение сочетать слова и движения, детское творчество.
Оборудование: Иллюстрации скворечника, гнезда, ласточкина гнезда, дупла; иллюстрации деревьев, клетка с живым воробьем; записи музыкальных пьес «Жаворонок» муз. П.Чайковского, «Воробей» муз А.Руббаха.
1. Дети входят в театральную студию, приветствуют друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте!» дат.нар.мел. /смотреть предыдущее занятие/
/Д2 ст.гр.тр.№38/
Педагог уточняет время года: Весна.
Весенний луч коснулся крыш,
Сосульки заискрились,
А стаи перелетных птиц
На гнезда возвратились.
Да, все птицы заняты обустройством жилья, и мы стараемся помочь им. Но для этого надо знать, в каких домах живут разные птицы.
Вносит скворечник, гнездышко, ласточкино гнездо, дупло, предлагает поиграть
Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Ход: дети выбирают образ птицы, роль которой они будут играть, надевают атрибуты.
Под музыку бегают- «летают» по залу, а на окончание - занимают соответствующие места-домики.
Педагог обращает внимание детей на панно «Весенний парк», где расположились разные птицы. Дети их называют и объединяют в группы перелетных и зимующих птиц, знакомятся с правилами новой игры
Игра с пением «Зимующие и перелетные птицы» /ред.М. Картушиной/.
Ход: Дети делятся на две команды:1- ая - перелетные птицы, 2-я -зимующие. Дети образуют два круга, взявшись за руки, идут под песню /речитатив/:
Утки, гуси, журавли,
Жаворонки, кулики
Из-за моря прилетали,
А их дома поджидали:
Вороны-караконы,
Сороки-белобоки,
Воробьи, синицы -
Зимующие птицы
На 2-ую часть музыки дети - «птицы» «летают» по залу в свободном направлении, на окончание музыки встают в два круга. Побеждают те, кто быстрее построится.
2. Педагог сообщает о том, что люди издавна заметили связь между природными явлениями и поведением птиц. Предлагает напомнить им
Природные приметы:
1. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев -…/к холодному лету/
2. Увидал скворца -…/весна у крыльца/
3. Птицы летят стая за стаей -…/к дружной весне/.
4. Журавушка курлычет -…/о тепле весть подает/.
5. Птицы ощипываются -…/к дождю/.
6. Воробьи в пыли купаются -…/к дождю/.
7. Подкорми птиц зимой -…/они отплатят тебе добром летом, пояснить, каким образом/.
8. Грач на горе -…./весна на дворе/.
Да, подтверждает педагог: появление грачей - самая верная примета прихода весны. Предлагает поиграть и сделать
Массаж пальцев «Грачи»
Мы лепили куличи, «пекут куличи»
Прилетели к нам грачи.
Первый грач испек пирог, загибают все пальцы по порядку
А второй ему помог, на левой руке
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, хлопают
Выходи скорей считать!
А бывало и так - продолжала педагог, - что Весна с приходом задерживалась, долго дорогу искала, видимо. И тогда люди кликали - звали птиц, чтобы они указали Весне дорогу.
Птичьи заклички
Жаворонушки, прилетите-ка, руки вверху, призывно машут ими
Весну-красну принесите-ка! взмахивают кистями как крыльями
Нам зима-то надоела, руки «полочкой» перед грудью
Весь овес переела. взмах руками от себя
Хлеб да капустка - протягивают руки вперед
Лучшая закуска!
И тогда прилетали птицы: разные перелетные, а вместе с ними приходила и Весна. Уж как все радовались - и люди, и звери, и птицы. И тогда не смолкали их песни с раннего утра и до позднего вечера. А уж как пели жаворонки!
Слушание пьесы «Жаворонок» муз. П.И.Чайковского
3. Педагог предлагает детям произнести еще раз птичью закличку, а вдруг опять прилетит птичка, как на прошлом занятии и поиграет с ними?
/Дети произносят закличку, раздается стук в оконное стекло и на подоконнике появляется неведомая /глиняная, резиновая/птица, очень похожая на воробья. Педагог берет ее на ладонь, вносит в зал: все ее рассматривают, пытаются определить: что это за птичка?
Речевая игра «Кто же это?»
Цель: Развивать просодические компоненты речи, активизировать словарный запас по лексической теме «Зимующие птицы».
Методика. Дети стоят в кругу. Педагог держит на ладони глиняную птичку, подходит к ребенку и спрашивает: «Может, это синица?» Ребенок берет ее в руки и отвечает: «Может, это и синица! /Интонация утвердительно- интригующая/
Этот ребенок поворачивается к следующему ребенку и тоже задает вопрос, используя название другой зимующей птицы. Таким образом, дети вспоминают и называют всех изученных ранее зимующих птиц. Затем они рассматривают таблицу с изображением зимующих птиц, оживляют их с помощью звукоподражаний^| кар-кар; чик-чирик/;цвинь-цвинь, стре-ке-ке,стре-ке-ке, ку--ку,ку-ку и т.д./
Педагог подводит к выводу о том, что это все-таки воробей, но он какой-то чумазый и взъерошенный: или задира и любит подраться с другими забияками или очень долго был в пути. Предлагает предположить, как он к ним добирался: от одного дерева - к другому.
Словесная игра «Воробей»
Методика. Игра проводится в кругу. Дети выбирают себе картинки с изображением деревьев, кладут перед собой.
Педагог дает образец плавной и выразительной речи, начиная игру словами: «Летел воробей, устал воробей, присел воробей на березу». Ребенок, выбравший себе картинку березы, продолжает: «Чив-чив, сидел воробей на березе, слетел воробей на дуб». Ребенок, выбравший картинку дуба продолжает: «Чив-чив, сидел воробей на дубе, слетел воробей на клен» Игра продолжается до тех пор, пока воробей не «облетит» все деревья.
4. Педагог пытается предположить, что воробей в пути натерпелся много страхов, перенес много трудностей; предлагает показать
Мимический этюд
Если поднимался сильный ветер - воробышек прислушивался: что это так шумит?
Если в темном небе мелькал силуэт ястреба - он очень пугался!
Если ветер ерошил его перышки и не давал лететь - воробышек горько плакал
Но когда он увидел, что д/сад уже близко - он очень обрадовался и успокоился.
Педагог замечает, что вид у воробья очень испуганный, предлагает спросить: «Воробей,воробышек, где ты был?» /на речитативе, по очереди/
Воробей отвечает: Я был в зоопарке у зверей:
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Педагог и дети успокаивают воробья: его больше никто не обидит, предлагают поиграть в игру вместе с воробышком, показать все, что с ним случилось.
Речедвигательная игра «Где мы были - мы не скажем, но что делали - покажем»
Ход игры: Педагог приглашает 3-4 детей. Они уходят за ширму, там он «по секрету» называет действия и показывает детям: «воробышки летят», «воробышки клюют», « воробышки дерутся», «воробышки замерзли», «воробышки защищаются» Затем дети выходят и показывают все действия под музыку.
1. «Воробышки летят»: дети подпрыгивают на двух ногах, бегают врассыпную, подняв руки в стороны/отрывок из пьесы Л.Делиба «Музыка кукол-автоматов»,1-8 такты
2. «Воробышки клюют»: дети садятся на корточки, голова и корпус наклонены вперед, указат. пальцем пр. руки стучат по полу /музыка Л.Делиба , отрывок из пьесы « Музыка кукол-автоматов».9-16такты/.
3. «Воробышки машут крыльями», армянская нар мел. «Птицы машут крыльями» в обр.А.Долуханяна.
4. «Воробышки дерутся»:дети прыгают друг возле друга, резко машут «крыльями»/Пьеса А.Руббаха «Воробей»/отрывок/
5. «Воробышки замерзли»: дети ежатся, приседают на корточки, руки округлены, голова опущена вниз, шея втянута /Муз. В.Герчик «Песня стрекозы»/
6. «Воробышки греются»: дети хлопают себя по плечам, постукивают нога об ногу, поочередно выставляют их вперед.
7. «Воробышки защищаются от нападения хищника»: яростно машут «крылышками», набрасываются на воображаемого противника и «клюют» его - правая рука согнута в локте, выдвинута вперед. Все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. Указательный палец прямой - «клювик», левая рука -«крыло»/муз. Ф.Бургмюллера «Баллада»
5. Педагог объясняет детям, что воробышек еще маленький и рассказать о себе еще не умеет. Предлагает рассказать ему о нем все, что знают сами/показывает фотографию, иллюстрацию/
Слушание нормированной речи с фрагментом ее воспроизведения
Все тело у воробышков покрыто перышками и пухом. Есть коричневые по цвету перышки, белые и черные, но серых больше. Голова у них маленькая, тело слегка вытянуто, заканчивается хвостиком. Есть две ножки, которые заканчиваются лапками. У лапок есть пяточка и пальцы. На пальцах - острые, цепкие коготки, поэтому лапки у них цепкие Есть у воробышков острый клювик, которым удобно клевать зернышки, насекомых и даже защитить себя от опасности. Есть крылышки, поэтому они летают, т.е. это птица. Весной у птиц часть перьев и пуха выпадает, а к зиме вырастают новые перышки и дополнительный пух. Это явление называется ЛИНЬКОЙ. Перья и пух у птиц как шубка: зимой она потолще, а летом потоньше. Среди птиц есть взрослые птицы - это птица-мама и птица -папа, а есть их детки-птенцы. Наш воробышек еще не взрослая птица, поэтому мы и называем его воробышком. Дети знают, кто его папа, кто его мама/дети отвечают: воробей-папа, воробьиха-мама, братья и сестренки - воробьята а все вместе - воробьиная семья. Голоса у родителей по звучанию ниже, голоса деток-воробьят - выше. Предлагает поиграть.
Музыкально-дидактическая игра «Птенчики» муз. Е.Тиличеевой
Педагог отмечает, что дети правильно все делали: на звучание ДО1 «летали и чирикали птенцы», а на звучание ДО2 -«птенчики». Выясняет, что в слове» чик-чирик» звук (р,) мягкий, а в слове «воробышек» -твердый. Предлагает поучить «воробышка» правильному произношению этих слов и выполнить
Артикуляционную гимнастику «Воробышек»
1. «Воробышек разговаривает» - дети разводят и смыкают губы - «клювик раскрывается и смыкается.
2. «Качели» - кончик языка касается то верхней, то нижней губы, у «воробышка»-то верхней, то нижней части «клюва»
3. «Веселый язычок» - кончик языка упирается то в верхние, то в нижние бугорки - десны: вверх-вниз,вверх-вниз; поиграет с верхними зубами: то толкнет их, то обнимет. Поиграет с верхней губой - «клювиком»:то спрячется под нее и прилипнет, то резко выскочит из-под нее;
язычок играет с верхними бугорками-деснами: прижимается кончиком языка - отскакивает назад как мячик.
4. «Воробышек поет» -сильно дуют на верхние десны и петь слоговые песенки: «Ты-ты-ты, тэ-тэ-тэ. Затем так же - со звонкой слоговой песенкой: «Ды-ды-ды; дэ-дэ-дэ».
5. «Лошадка» цокают языками , изображают всадника
6. «Грибок» -широкий язык то сильно прилипает к потолку домика-ротика, то отрывается от него
7. «Язычок балуется» -завести широкий язык назад к горлышку, прижать его к потолку домика-ротика/к нёбу/ и сильно толкнуть его к бугоркам за верхними пепредними зубами с сильным ветерком и песенкой «дрынь» /3 раза/
Пение слоговых песенок вверх и вниз по лесенке с гласными первого ряда со взмахами рук - «крылышек»
Методика: Во время вдоха руки, согкнутые в локтях, поднимаются вверх. Кисти с ровными сомкнутыми пальцами перед грудью. С произнесением каждого слога локти рук резко опускаются вниз.
ОТР
ЭТР ЭТР
ЫТР ЫТР
УТР УТР
АТР АТР
Пение слоговых песенок вверх и вниз по лесенке с гласными второго ряда со взмахом рук-«крылышек»
ЁТР
ЕТР ЕТР
ИТР ИТР
ЮТР ЮТР
ЯТР ЯТР
«Воробышек» заверяет, что он будет стараться делать это упражнение часто, чтоб научиться правильно произносить твердый звук (Р) и научит этому своих друзей- «воробышков».
5. Педагог и дети хвалят «птичку» за терпение и храбрость и заверяют его, что люди очень любят этих сереньких птичек-невеличек, пишут о них рассказы, сказки, песни, музыку. Предлагают ему послушать стихотворение «Воробей»
-Чик-рики, чик-чирик!
Воробьишка с ветки - прыг!
Воробей, воробей,
Во дворе он всех храбрей!
-Берегись, крадется кошка!
-Подразню ее немножко,
А потом на ветку - вмиг…
Прыг!
А композитор А.Руббах написал про воробья музыкальную пьесу
Слушание пьесы «Воробышек» муз. А.Руббаха
Педагог сообщает «воробышку» о том, что дети умеют инсценировать любые песни, в том числе и про птиц.
Инсценирование песни «А воробьи чирикают» муз. Н.Елисеева
1. Весна придет, плавные движения руг внизу спереди назад,
Растает лед (2 раза) а затем слева направо
Танцует все, и все поет разводят руки в стороны
Припев:
А воробьи чирикают машут руками- «крыльями»
А воробьи чирикают…
А воробьи чирикают…
А воробьи: «Чирик, чирик! делают «пружинку» ногами
А воробьи: «Чирик, чирик!» кружатся
А воробьи чирикают! Ритмичные движения указательного и большого пальцев
рук: пальцы то плотно прижимаются, то разъединяются-
«клювики»
2. И летом красным «фонарики»
Все цветет(2 раза).
Цветные песенки поет покачиваются слева направо, руки разведены в стороны
Припев: машут руками - «крылышками»
3. Отправит осень покачиваются из стороны в стороны с разведенными
руками- «крыльями»
Птиц в полет(2 раза)
Дождями долгими пальцы поднятых рук резко движутся
Поет. сверху вниз
Припев: повторяется
4. Морозы зимние дети ежатся, похлопывают
Придут(2 раза). ладошками
Кому до песен удивляются, поворачиваясь то в одну,
Звонких тут? то в другую сторону
Припев повторяется
Педагог подтверждает: да именно за выносливость и мужество любят зимующую у нас птичку:
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода -
Не улетают никогда!
Появляется ребенок (подготовленный персонаж) с воробьем в клетке. Поет песню/или произносит слова в форме ритмодекламации)
Пение песни «Серенький воробышек» муз. В.Иванникова
Серенький воробушек
И пуглив и мал.
Он упал из гнездышка
И крыло сломал
Я понес воробышка
Осторожно в дом.
И сказал я ласково:
«К доктору пойдем».
Серенький воробышек,
Маленький мой друг.
Я о нем заботился,
Хлеб давал из рук.
Говорил воробышку:
«Не горюй, малыш!
Скоро ты поправишься,
К маме улетишь».
Дети рассматривают птичку, расспрашивают о том, как она чувствует себя теперь, идут вместе на улицу и выпускают птицу на волю. Затем идут проверяют кормушки, насыпают хлебных крошек, семечек, пшена, наблюдают, как птицы клюют , суетятся, чирикают:
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И пойдет веселый стук:
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук…
Релаксация: наблюдение за птичками, слушание пения воробышка на участке
Читайте также |
---|
Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»
Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»
Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина «Там…
Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина«Там на неведомых дорожках» Положение о конкурсе чтецов к юбилею А. С. Пушкина...
Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников
Роль становления слуха и формирования ритмических способностей в развитии дошкольников Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей Орехово-Зуевского городского округа Форма проведения...