Конспект тематического, коррекционно-развивающего занятия «Подснежник»

для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи

Прогр. содержание:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, обогащать знания о весне, первых весенних цветах;
  • Продолжить работу по совершенствованию двигательных навыков, умению передавать музыкальные впечатления в пластических импровизациях, сочетании слова, движения, музыки.
  • Совершенствовать вокально-хоровые навыки; фонематическое восприятие, музыкально-слуховые представления, умения в составлении ритмоформул.
  • Стимулировать речевую активность, автоматизацию звука (Н) изолированно и в слогах.
  • Упражнять в рисовании «по сырому».
  • Осваивать приемы работы с платковыми куклами.

Оборудование: Иллюстрации цветов подснежников, ноты-цветы, музыкальные инструменты; гуашь, бумага для рисования, кисточки, телефон; платковые куклы Сороки, Зайца, Лисы и лисят, Медведя; запись пьесы П.И.Чайковского «Подснежник»

1) Дети входят в зал, становятся в круг, приветствуют друг друга.

Коммуникативная игра «Повернись и поздоровайся»

Смотрим, кто справа,                      поворачивают голову вправо, отставляют вправо правую

                                                           руку, затем ставят ее на пояс

Смотрим, кто справа                       повторяют

Это - наш друг,                                  поклон головой

И скажем вместе: «Привет!»          хлопают правой рукой по левому плечу соседа справа

А кто там слева?                              повторяют те же движения в левую сторону

А кто там слева?                              повторяют

Это - наш друг,

И скажем вместе: «Привет!»

Педагог спрашивает у детей, какое сейчас время года, месяц? Да, весна, апрель.

                       Апрель, апрель,

                       На дворе звенит капель,

                       По полям бегут ручьи,

                       По дорогам лужи.

                       Скоро выйдут муравьи

                       После зимней стужи,

                       Пробирается медведь

                       Сквозь лесной валежник,

                       Стали птицы песни петь

                       И расцвел подснежник/показать букетик живых цветов/

Напоминает детям, что они услышали Весну в пении птиц, журчании ручейков, а композитор П.И.Чайковский увидел ее в образе нежного, хрупкого подснежника, Предлагает вспомнить пьесу «Подснежник», передать характер и эмоционально-образное содержание пластикой

Музыкально-пластическая импровизация «Подснежник»

Педагог хвалит детей: все «подснежники» были очень красивые, трогательные, разные. Их очень много, « полянка» усыпана ими /дети сидят на ковре/. Педагог знакомит с правилами новой игры, где дети произносят стихотворение о подснежнике по одному слову, выкладывая цветочную партитуру-бусы:

                       У заснеженных снегом кочек,

                       Под белой шапкой снеговой

                       Нашли мы маленький цветочек

                       Полузамерзший, чуть живой.

Словесная дидактическая игра «Цветочные бусы из слов»

2) Педагог напоминает детям о том, как обрадовалась природа приходу весны, запели птицы, заговорили звери.

Фонопедическое упражнение «Ау!»

Весело аукнула                         произносят «Ау!» громко и тихо, как эхо

Из лесу весна.

Ей Медведь откликнулся,

Проурчав со сна,                     «Р-р-р…» - в низком регистре

Поскакали зайки к ней,           «Скок-скок…» с нижнего регистра - к верхнему

Полетел к ней Грач;                 «Кра!» - очень громко и радостно

Подкатился Ежик вслед          «Ф-ф-ф…» - энергично, работая диафрагмой

Всполошилась Белочка,         «Цок-цок…» - в высоком регистре

Глянув из дупла, -

Дождалась, пушистая,

Света и тепла.

Гордо приосанился                 «А…» - усиление и ослабление звука на одном дыхании

На ветвях коричневых            поют голосом любой птицы

Грянул птичий хор.

Улыбнулся радостно              короткие звуки «У» в разных регистрах по показу руки

Весь прозрачный лес,

И Мороз за елками,                 глиссандо на звук «а» сверху - вниз

Заворчав, исчез.

Педагог напоминает о том, что дети тоже очень рады приходу Весны и знают много песен о ней, попевок

Исполняется попевка «Весна» сл. и муз М.Картушиной

(петь с показом ступеней лада рукой)

Умеренно, плавно.

Педагог спрашивает: а как мы узнали о приходе Весны, кто сообщил нам об этом? Предлагает отгадать: кто это такие - гонцы Весны?

Загадки

1) Не зверь, не птица

Под снегом таится.

Весна придет -

Побежит, запоет…(ручей)                                                                                

Педагог подтверждает, что ручейки первыми сообщают об этом своими песенками, как в этой игре

Подвижная игра «Ручейки» /на фольклорной основе/

Ход игры: Дети становятся в круг. Подняв сцепленные руки, образуют « воротики».«Ручейки» (цепочки ребят, взявшихся за руки) перебегают под «воротиками, выходя и входя в круг. Дети при этом поют/речитатив/:

            Как из-под горы

            Все текут ручьи.

            Ручьи, вы куда?

            Закрываем ворота.

По окончанию песни стоящие в кругу закрывают «воротики», опустив руки. Тот из «ручейков», кто не успел выскочить из круга, считается пойманным.

Вариант: На музыкальном занятии «ручейки» начинают бег с первыми звуками музыки; опускаются «воротики» по ее окончании.

Педагог выясняет: кто же еще сообщает о приходе Весны?

2) Февралю пришел конец.

Снег сошел с обочин.

Над окошком леденец

С каждым днем короче…(сосульки)

 

3) Кап - кап! - целый день

Песня раздается.

То сосулька плачет,

А Весна смеется…(капель)

Ну, конечно, смеется, потому что песенки у капели радостные и веселые. Да вот, послушайте сами.

Ритмическая игра»Музыкальные капели»

Ход: Педагог предлагает разные варианты ритмоформул, которые необходимо прохлопать, прошагать, отстучать, оркестровать.

4) У цветочка лепестки

Удивительно хрупки.

Хоть не стаял снег и лед,

А цветок уже цветет (подснежник).

Педагог обращает внимание детей на панно, где расположены иллюстрации подснежников,

Спрашивает, какие они, предлагает подобрать слова-синонимы/красивые, нежные, хрупкие…/

Словесная игра «Подбери слово»

Цель: Стимулировать речевую активность, умение делать умозаключения, подбирать слова-синонимы.

Педагог спрашивает: а как можно изобразить цветок руками? Очень просто.

Пальчиковая гимнастика «Подснежник»

К нам Весна лишь заглянула -                  протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула                            руки внизу, перпендикулярно корпусу               

И расцвел там нежный,                            руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник                            медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

Стоят «подснежники, протянув головку навстречу солнышку, покачиваются от дуновения теплого ветерка

Артикуляционная гимнастика «Ветерок»

(с использованием артикуляторных жестов)

Округляют губы, как для   произнесения звука (О), отрывисто дуют на сомкнутые ладони Округляют губы, как для произнесения звука (У), спокойно выдыхают воздух на ладошку

Однако в апреле чаще дуют холодные ветра, но маленький цветок не боится, он знает, что теплое лето уже не за горами.

Упражнение на координацию движений «Цветок»

Вырос цветок на весенней полянке,          неплотно соединяют ладони

Нежную голову робко поднял.                     поднимают их перед собой

Ветер подул - он качнулся неловко,           покачивают ладонями перед собой

Вперед и назад, налево, направо               вперед и назад, налево, направо

4) Педагог замечает, что мы все вместе подснежники рассмотрели, изобразили их в пластике, пели о них песни, а еще мы можем их нарисовать акварелью

Рисование подснежников акварелью. (муз. сопровождение «Мой садик» м. П.И.Чайковского на фоне звуков леса (кассета «Малыш в саду»))    По завершению работы дети рассматривают рисунки «по сырому», обращают внимание на выразительность их:

                       Прибежал подснежник

                       В мартовский лесок,

                       Заглянул подснежник

                       В чистый ручеек.

                       И, себя увидев,

                       Крикнул: «Вот те на!»

                       Я и не заметил,

                       Что пришла Весна!»

5/.Педагог ласково и нежно произносит слово «Весна», делая акцент на последнем слоге, замечает, что в нем есть звук (Н). Вместе с детьми вспоминают характеристику этого звука/согласный, твердый, звонкий/, поют слоговые песенки.

Фонологоритмика

Методика: педагог и дети пропевают слоговый ряд и конструируют «цепочку» из пальцев: большой и указательный пальцы левой руки - в «кольце» Через него попеременно пропускаются «колечки» из пальцев правой руки: большой-указательный; большой-средний...                                                          АН

                                                      ЭН   ЭН

                                               ЫН               ЫН

                                        УН                              УН

                                   АН                                         АН

Педагог напоминает детям о том, чтоб при произношении звука (Н) кончик языка упирался в зубы.

Спрашивает у детей: в какой сказке о приходе весны сообщила одна очень беспокойная птица, которая везде летает, все знает и обо всём всем сообщает. Да, это сорока, а сказка так и называется «Нет Зимы - пришла Весна!

Инсценирование сказки «Нет Зимы - пришла Весна!»                                                                                                   

Вед. 

По лесу молва пошла,

Что весна уже пришла.

Вот Сорока подлетает,

Уж она, наверно, знает.

«Вылетает» Сорока.

Сорока. 

О весне я стрекотала.

Ох, устала я, устала!

Кабы был тут телефон…    

Ой, смотрите, вот и он!

«Подлетает» к телефону, снимает трубку, осматривает ее, вешает снова.

Сорока.

Первым мишку разбужу,

О весне ему скажу.

Позвоню ему в берлогу,

Спит всю зиму - очень много!..

Снимает трубку, набирает номер, звонит; никто не отвечает. Медведь чуть привстал, удивляется и снова засыпает.

Вед.

Потянулся и зевнул,

Повернулся, вновь заснул.

Сорока.

Разоспался наш мишутка,

Разбудить его - не шутка!

Придется немножко нам пошуметь -

Песню пропеть да в дуду подудеть.

Дети исполняют песню «Веселая дудочка» муз.. Красева

Сорока снова звонит. В «лесу» поднимает трубку сонный медведь, трет глаза, зевает, слушает голос в трубке.

Сорока.  Алло! Алло! Звонит Сорока!

Медведь. Что случилось, Белобока?

Сорока.

Нет Зимы - пришла Весна,

По лесу идет она!

Хватит спать, вставать пора,

В лес Весна - красна пришла!

Медведь вешает трубку, выходит вперед, держа перед собой бочонок, на котором нарисована пчела.

Медведь.

Вот так новость принесла.

Говоришь, пришла Весна?

Лапу я сосал полгода,

А теперь набрать бы меда!

Медведь уходит под музыку «Ой, вставала я ранешенько»р.н.песня            

Сорока.

Сейчас я зайца разыщу,

Ему я радость сообщу.

Сорока крутит диск, Зайчик в «лесу» снимает трубку,

Сорока.    Алло! Алло! Звонит сорока!

Зайчик.    Что случилось, Белобока?

Сорока. 

Нет Зимы - пришла Весна,

По лесу идет она!

 Зайчик.

Вот так новость принесла.

Говоришь, пришла Весна

                       (обращается к зайчатам)

Зайцы, все сюда бегите,

Шубки белые снимите.

Побежим скорее, зайки,

Порезвимся на лужайке.!

                     (убегают играть)

Сорока.

Надо мне поторопиться,

Позвонить куме Лисице.

Сорока крутит диск, в «лесу» снимает трубку Лиса.

Сорока. Алло! Алло! Звонит сорока,

Лиса. Что случилось, Белобока?

 Сорока.

Нет Зимы, пришла Весна!

По лесу идет она! 

Лиса.

Ой, как рада я Весне!

Ну, лисята, все ко мне!

Выбегают лисята, окружают лису.

Лиса.

Греет солнышко, лисята,

Поиграем с вами в прятки!

Завяжу себе глаза,

Буду вас ловить сама

Лиса с лисятами играют в игру «Жмурки»

Сорока выходит в центр зала и говорит громко, без телефона.

Сорока. 

Расскажу всему я свету,

Что зимы давно уж нету,                                                                                      

Поглядите, вот весна!

По лесу идет она.

Дети исполняют песню «Весна» ( по выбору)

 

Вариант окончания занятия №2

Драматизация стихотворения З.Александровой «Подснежник»

Педагог.

В лесу, где березки

столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

Подснеж.

Я вижу, погода тепла и ясна!

Скажите, ведь правда, что это весна?

Пластическая импровизация муз. П.И.Чайковского «Подснежник».

Педагог.

Но кругом все тихо,

Соседей нет - он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.  

Потом, наверно, пожалела.

Зайчиха.  Уж больно тонок ты, дружок!

Педагог. 

И вдруг пошел пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.

Импровизированный танец

Педагог.

Он падал, заносил дорожки.

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую склоня,

Сказал…

Подснеж. 

Ну, что ж, я не жалею,

Ведь началась весна с меня!

Звучит фонограмма «Ветер»

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в младшей группе. Тема: «Поможем медвежонку»

Конспект интегрированного занятия в младшей группе Тема: «Поможем медвежонку» Цель: Формировать восприятие цвета, величины предмета. Знакомить детей с дикими животными. Задачи: Учить...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Формирование у детей…

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Формирование у детей образования второго порядка, учить самостоятельно составлять задачи на основе элементарных...

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного…

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год № Мероприятия Срок Ответственные   Блок консультативно-просветительский 1 Рекомендации родителям по правилам дорожного движения...

Читайте также

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного…

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста В современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни...

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста. Методические рекомендации Интерактивное электронное дидактическое пособие по познавательному развитию предназначено для детей среднего...

Сказочная гимнастика для глаз

Сказочная гимнастика для глаз В прошлой публикации мы рассмотрели достаточно сложную тему для современных детей и родителей: цифровые игрушки, гаджеты. Действительно, наши...