Занятие по развитию речи (художественная литература с использованием фольклора народов Севера)

Тема: Рассказывание ненецкой сказки И. Истомина «Мышонок и оленёнок»

(возраст детей: от 2 до 3 лет. 1 младшая группа)

Цель:

Знакомство с устным творчеством народов Севера.

Задачи:

1. Познакомить детей с новой ненецкой сказкой.

2. Учить слушать сказку и отвечать на вопросы воспитателя.

3. Расширять знания детей о тундре, людях и их быте.

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Обеспечение занятия: иллюстрации с изображением фрагментов из сказки, макет чума, нарты, олень, национальная ненецкая кукла, колокольчики, палки, ТСО с национальной музыкой.

Связь с другими сторонами воспитательной работы: рассматривание альбомов с картинами о жизни народов Севера (их быт, деятельность); чтение рассказов Приходько из книги «Хомани»: «Зима», «Олень»; рассказы о природе родного края; игры детей в национальные игры.

Ход занятия.

Воспитатель входит в группу. Она держит национальную куклу Мохани.

Воспитатель:

- Ребята, к нам в гости пришла кукла. Она много раз приходила к нам в гости. Как её зовут?

Дети:

- Мохани.

Воспитатель:

- Кукла Мохани приглашает нас в гости и предлагает поехать на оленьих упряжках. Я буду мама-важенка, а мальчики будут оленята. Остальные дети садитесь в нарты.

Дети под музыку едут в воображаемых нартах.

Воспитатель:

- Вот и дом куклы Мохани. Как он называется?

Дети:

- Чум.

Воспитатель:

- А где стоит чум?

Дети:

- В тундре.

Воспитатель:

- А это что, похожее на саночки?

Дети:

- Нарты.

Воспитатель:

- Правильно. Нарты сделаны из дерева. На нартах можно кататься зимой и летом. Мохани на нартах перевозит грузы. А кто ещё живёт в тундре с Мохани? Отгадайте мою загадку:

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные поля.

Дети:

- Олень.

Воспитатель: (читает стихотворение)

Оленёнок, оленёнок,

Мой пушистый колобок.

Хорошо играть с тобою

И поглаживать твой бок.

Воспитатель:

- Мохани помогает маме убирать в чуме, а мальчики вместе с папой ходят на рыбалку и на охоту. Они живут очень дружно. А это что за звон? Ребята, слышите? Посмотрите, у Мохани на платье пришит колокольчик. Мама убирает в чуме, а папа уехал на охоту и Мохани гуляет одна. Чтобы она не потерялась, мамам пришила ей колокольчик. Он звенит, и мама слышит, где гуляет Мохани. Ребята, а вы хотите поиграть с колокольчиками?

Дети:

- Да.

Дети берут колокольчики, бегают и звенят ими. Потом приседают, колокольчики не звенят. Воспитатель: «Где ребята?». Дети: «Вот мы».

Воспитатель:

- А сейчас я хочу вам и кукле Мохани рассказать ненецкую сказку «Мышонок и оленёнок»

Воспитатель читает детям сказку, сопровождая рассказ иллюстрациями по тексту.

Воспитатель:

- Ребята, о ком я рассказала? Кто это?

Дети:

- Мышонок и оленёнок.

Воспитатель:

- Во что играли мышонок и оленёнок?

Дети:

- В прятки.

Воспитатель:

- Сначала кто спрятался?

Дети:

- Оленёнок.

Воспитатель:

- А кто его искал?

Дети:

- Мышонок.

Воспитатель:

- Что сказал мышонок оленёнку, когда искал его?

Дети:

- Плохо рожки спрятал.

Воспитатель:

- Обманул мышонок оленёнка. А потом кто прятался?

Дети:

- Мышонок.

Воспитатель:

- Нашёл его оленёнок?

Дети:  

- Нет.

Воспитатель:

- Мышонок сказал, что он хитрее оленёнка. Обиделся оленёнок и больше с мышонком не играл. Но мы, ребята, обижать друг друга не будем, а будем играть дружно.

Воспитатель:

- Ребята, а хотите поиграть в игру, в которую играют дети, живущие в тундре. Дети соглашаются. Мы посмотрим, какие вы сильные. Игра называется «Борьба на палках». Это игра на силу и ловкость.

Воспитатель напоминает детям правила игры. Дети берут палки. Начинают играть.

Дети садятся друг против друга, упираясь ступнями ног. Держась за палку двумя руками, игроки пытаются перетянуть друг друга на свою сторону.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Сегодня вы слушали новую сказку и узнали, что такое дружба. Вы будете дружить друг с другом?

Дети выражают своё согласие.    

Воспитатель:

- Пора нам, ребята, возвращаться в детский садик. Давайте пойдём пешком.

Под чтение потешки дети идут за воспитателем:

Много снега привалило.

Не проехать, не пройти.

Ой, морозище-мороз,

Ты детишек не морозь



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»

НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих…

НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Осенние листочки» Цель: Обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья...

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной…

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы» «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н...

Читайте также

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую…

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают...

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!»…

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!» Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь...

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...