Занятие по рисованию в старшей группе "Жемчужинка"

Тема: Рисование узора на полоске по мотивам гжельской росписи

Программное содержание:

1. Расширить знания детей о гжельской росписи.

2. Учить рисовать узор на полоске по мотивам гжельской росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, волнистых и ломаных линий. Закреплять навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом.

3. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий: фон, колорит росписи, элементы узора, украшение полоски.

4. развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал: книжки- раскраски, художественная литература, иллюстрации, посуда, содержащая узоры и элементы гжельской росписи.

Раздаточный материал:

Кисти № 2, № 5, палитра, краска-акварель, полоска бумаги 25х10, листы для пробных набросков, салфетка, непроливайка.

Предварительная работа: чтение книги Н. Сурьянинова «Синие цвета цветы Гжели». Рассматривание посуды, иллюстраций.

 

Ход занятия.

Ребята, сядьте ровно, спинки выпрямите.

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит

Заросли ивы вдоль речки бегут

Умельцы в этой деревеньке живут.

Воспитатель: Ребята, о каких умельцах говориться в стихотворении

Дети: О гжельских мастерах

Воспитатель: Какие изделия изготавливают гжельские мастера

Дети: Чайники, тарелки, чашки, блюдца, игрушки.

Воспитатель: Из какого материала они изготавливаются?

Дети: Из белой глины.

Воспитатель: Какой цвет используют гжельские мастера?

Дети: синий и голубой цвет.

Воспитатель: Сегодня мы украсим панно гжельскими узорами. Давайте рассмотрим узор. Какие элементы вы видите?

Дети: Вертикальные и горизонтальные линии, волнистые и ломаные линии, точки.

Воспитатель: Какой цвет в узоре?

Дети: голубой, синий. На широких голубых полосках мы видим волнистые линии.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам покажу последовательность выполнения узора на полоске. Беру толстую кисть, набираю необходимое количество синей акварели, отступаю немножко сверху и провожу всей кистью горизонтальную линию, не отрывая кисточку от полоски. Затем провожу линию внизу отступая от края полоску тонкой кистью.

Воспитатель: как провожу кистью линию?

Дети: слева - направо, всей кистью, не отрывая от полоски.

Воспитатель: Набираю необходимое количество синей краски на палитру, разбавляю или добавляю воду, чтобы получился светло- голубой тон. Пробую на пробном листочке цвет, если темный, надо добавить немного воды.

А теперь посмотрите, я провожу толстой кистью сверху вниз вертикальные голубые полоски. Между полосками я буду оставлять расстояние в 2 пальца. Кисточка должна смотреть вверх.

Затем ребята, я буду проводить ломаные линии по всей ширине голубой полоски вертикально. Ребята, в рисовании этой росписи, мы можем переворачивать лист. Обратите внимание: в ломаных линиях уголки должны быть одинаковые. В одной полоске мы ставим точки, а другую пропускаем, чередуем через одну.

Теперь посмотрим другой узор гжельской росписи.

Воспитатель: Какие линии вы видите?

Дети: волнистые.

Воспитатель: Как они нарисованы?

Дети: Вертикально, сверху вниз.

Воспитатель: Посмотрите, как я буду рисовать: беру тонкую кисточку и провожу волнистые линии сверху вниз кончиком кисточки, провожу линии одинаково в каждой полоске голубого цвета. Обратите внимание, что не во всех волнистых линиях я ставлю точки, пропускаю одну полоску. Кисточка должна у вас смотреть вверх в потолок, касаться кончиком кисти и так до конца узора.

Воспитатель: А теперь сядьте ровно, приготовились к выполнению узора на полоске. С чего мы начнем?

Дети: С верхней и нижней линии

Воспитатель: Что потом?

Дети: вертикальные полоски

Воспитатель: Когда линии горизонтальные нарисовали, что делаем с краской? Как получили голубой цвет?

Дети: размешиваем синюю краску с водой

Воспитатель: Какое расстояние между линиями?

Дети: ставим два пальчика между голубыми вертикальными линиями.

Воспитатель: Начинаем работать, рисовать. Попробуйте на пробных листочках как у вас получиться голубой цвет. Вы можете выполнить узор из ломаных линий или волнистых, поставить точки. Не спешите прорисовывать ломаные и волнистые линии, они должны просохнуть. В ломаных линиях точки только с левой стороны.

Воспитатель: Ребята, как только проведёте горизонтальные и вертикальные линии, положите кисточки. Наши рисунки должны немного просохнуть. А мы с вами встанем и отдохнём.

Наши синие цветы – ладони соединить лодочкой перед собой

Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит – подуть на руки: «цветки»

Лепестки колышет - руки колышутся над головой: вправо, влево и соединяются в ладони.

Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы, соединить ладони лодочкой.

Закрывают лепестки – покачать ладонями

Головой качают – вправо, влево

Тихо засыпают – ладошки под голову

Повтор 2 раза.

Воспитатель: садимся и продолжаем рисовать, спинки прямые. Что мы будем рисовать? И как?

Дети: Ломаные линии и волнистые.

Воспитатель: У ломаных линий уголки должны смотреть в одном направлении. И волнистые линии одинаковые. Попробуйте на отдельных (тренировочных листах).

Воспитатель: Кто закончил рисовать, приведите свой стол в порядок. Беру готовые полоски, выставляю на мольберт.

Воспитатель: Какую роспись мы изображали на полоске?

Дети: гжельскую роспись.

Воспитатель: Каким цветом пользовались?

Дети: синим, голубым.

Воспитатель: Какие рисунки понравились и почему?

Дети: аккуратно и чисто выполнены, правильно проведены линии.

Воспитатель: В каких работах использовались ломаные линии.

Дети: показывают.

Воспитатель: во всех ли работах соблюдается чередование и ритм толстых и тонких линий? Укажите.

Дети: показывают.

Воспитатель: во всех ли работах заметен голубой цвет? Что нужно было сделать, чтобы получить такой цвет?

Дети: во всех. В синий цвет нужно было добавить немного воды.

Воспитатель: Какие работы не похожи на образцы, но в стиле гжельской росписи.

Дети: показывают.

Воспитатель: посмотрите, как правильно соблюдены расстояния между полосками, линии ровные, чередуются толстые и тонкие вертикальные линии. Мы с вами обратили внимание на некоторые неточности в элементах. Но мы с вами поучимся и в следующий раз нарисуем узор гжельской росписи ещё лучше.

 

Литература:

1. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий,- М.: Мозайка-синтез,2008.-128 с.:цв. вкл.

2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания  В начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведение.- 2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия»,2002.-368с.,12л.ил.:ил. ISBN5-7695-0897-3



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

К здоровью и гармонии через сенсорный сад

К здоровью и гармонии через сенсорный сад Этим летом в одном из солнечных уголков территории детского сада «Ласточка» села Ребрихи появился...

Система работы над патриотическим воспитанием в подготовительной группе комбинированной направленности…

Система работы над патриотическим воспитанием в подготовительной группе комбинированной направленности «С чего начинается Родина» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого...

Читайте также

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши…

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши, выбирай» Цели: образовательная: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названиях и...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова…

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова. Тема: звук [Р`] Цель: автоматизация звука [Р`] в середине слова Задачи: Коррекционно...

Организация инклюзивного образования в детском саду

Организация инклюзивного образования в детском саду (Опыт работы) Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом...