Занятие по рисованию в старшей группе "Жемчужинка"
Тема: Рисование узора на полоске по мотивам гжельской росписи
Программное содержание:
1. Расширить знания детей о гжельской росписи.
2. Учить рисовать узор на полоске по мотивам гжельской росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, волнистых и ломаных линий. Закреплять навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом.
3. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий: фон, колорит росписи, элементы узора, украшение полоски.
4. развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный материал: книжки- раскраски, художественная литература, иллюстрации, посуда, содержащая узоры и элементы гжельской росписи.
Раздаточный материал:
Кисти № 2, № 5, палитра, краска-акварель, полоска бумаги 25х10, листы для пробных набросков, салфетка, непроливайка.
Предварительная работа: чтение книги Н. Сурьянинова «Синие цвета цветы Гжели». Рассматривание посуды, иллюстраций.
Ход занятия.
Ребята, сядьте ровно, спинки выпрямите.
В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит
Заросли ивы вдоль речки бегут
Умельцы в этой деревеньке живут.
Воспитатель: Ребята, о каких умельцах говориться в стихотворении
Дети: О гжельских мастерах
Воспитатель: Какие изделия изготавливают гжельские мастера
Дети: Чайники, тарелки, чашки, блюдца, игрушки.
Воспитатель: Из какого материала они изготавливаются?
Дети: Из белой глины.
Воспитатель: Какой цвет используют гжельские мастера?
Дети: синий и голубой цвет.
Воспитатель: Сегодня мы украсим панно гжельскими узорами. Давайте рассмотрим узор. Какие элементы вы видите?
Дети: Вертикальные и горизонтальные линии, волнистые и ломаные линии, точки.
Воспитатель: Какой цвет в узоре?
Дети: голубой, синий. На широких голубых полосках мы видим волнистые линии.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам покажу последовательность выполнения узора на полоске. Беру толстую кисть, набираю необходимое количество синей акварели, отступаю немножко сверху и провожу всей кистью горизонтальную линию, не отрывая кисточку от полоски. Затем провожу линию внизу отступая от края полоску тонкой кистью.
Воспитатель: как провожу кистью линию?
Дети: слева - направо, всей кистью, не отрывая от полоски.
Воспитатель: Набираю необходимое количество синей краски на палитру, разбавляю или добавляю воду, чтобы получился светло- голубой тон. Пробую на пробном листочке цвет, если темный, надо добавить немного воды.
А теперь посмотрите, я провожу толстой кистью сверху вниз вертикальные голубые полоски. Между полосками я буду оставлять расстояние в 2 пальца. Кисточка должна смотреть вверх.
Затем ребята, я буду проводить ломаные линии по всей ширине голубой полоски вертикально. Ребята, в рисовании этой росписи, мы можем переворачивать лист. Обратите внимание: в ломаных линиях уголки должны быть одинаковые. В одной полоске мы ставим точки, а другую пропускаем, чередуем через одну.
Теперь посмотрим другой узор гжельской росписи.
Воспитатель: Какие линии вы видите?
Дети: волнистые.
Воспитатель: Как они нарисованы?
Дети: Вертикально, сверху вниз.
Воспитатель: Посмотрите, как я буду рисовать: беру тонкую кисточку и провожу волнистые линии сверху вниз кончиком кисточки, провожу линии одинаково в каждой полоске голубого цвета. Обратите внимание, что не во всех волнистых линиях я ставлю точки, пропускаю одну полоску. Кисточка должна у вас смотреть вверх в потолок, касаться кончиком кисти и так до конца узора.
Воспитатель: А теперь сядьте ровно, приготовились к выполнению узора на полоске. С чего мы начнем?
Дети: С верхней и нижней линии
Воспитатель: Что потом?
Дети: вертикальные полоски
Воспитатель: Когда линии горизонтальные нарисовали, что делаем с краской? Как получили голубой цвет?
Дети: размешиваем синюю краску с водой
Воспитатель: Какое расстояние между линиями?
Дети: ставим два пальчика между голубыми вертикальными линиями.
Воспитатель: Начинаем работать, рисовать. Попробуйте на пробных листочках как у вас получиться голубой цвет. Вы можете выполнить узор из ломаных линий или волнистых, поставить точки. Не спешите прорисовывать ломаные и волнистые линии, они должны просохнуть. В ломаных линиях точки только с левой стороны.
Воспитатель: Ребята, как только проведёте горизонтальные и вертикальные линии, положите кисточки. Наши рисунки должны немного просохнуть. А мы с вами встанем и отдохнём.
Наши синие цветы – ладони соединить лодочкой перед собой
Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.
Ветерок чуть дышит – подуть на руки: «цветки»
Лепестки колышет - руки колышутся над головой: вправо, влево и соединяются в ладони.
Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы, соединить ладони лодочкой.
Закрывают лепестки – покачать ладонями
Головой качают – вправо, влево
Тихо засыпают – ладошки под голову
Повтор 2 раза.
Воспитатель: садимся и продолжаем рисовать, спинки прямые. Что мы будем рисовать? И как?
Дети: Ломаные линии и волнистые.
Воспитатель: У ломаных линий уголки должны смотреть в одном направлении. И волнистые линии одинаковые. Попробуйте на отдельных (тренировочных листах).
Воспитатель: Кто закончил рисовать, приведите свой стол в порядок. Беру готовые полоски, выставляю на мольберт.
Воспитатель: Какую роспись мы изображали на полоске?
Дети: гжельскую роспись.
Воспитатель: Каким цветом пользовались?
Дети: синим, голубым.
Воспитатель: Какие рисунки понравились и почему?
Дети: аккуратно и чисто выполнены, правильно проведены линии.
Воспитатель: В каких работах использовались ломаные линии.
Дети: показывают.
Воспитатель: во всех ли работах соблюдается чередование и ритм толстых и тонких линий? Укажите.
Дети: показывают.
Воспитатель: во всех ли работах заметен голубой цвет? Что нужно было сделать, чтобы получить такой цвет?
Дети: во всех. В синий цвет нужно было добавить немного воды.
Воспитатель: Какие работы не похожи на образцы, но в стиле гжельской росписи.
Дети: показывают.
Воспитатель: посмотрите, как правильно соблюдены расстояния между полосками, линии ровные, чередуются толстые и тонкие вертикальные линии. Мы с вами обратили внимание на некоторые неточности в элементах. Но мы с вами поучимся и в следующий раз нарисуем узор гжельской росписи ещё лучше.
Литература:
1. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий,- М.: Мозайка-синтез,2008.-128 с.:цв. вкл.
2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания В начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведение.- 2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия»,2002.-368с.,12л.ил.:ил. ISBN5-7695-0897-3
Читайте также |
---|
Исследовательская деятельность «Полезный укроп»
Исследовательская деятельность «Полезный укроп»
К здоровью и гармонии через сенсорный сад
К здоровью и гармонии через сенсорный сад Этим летом в одном из солнечных уголков территории детского сада «Ласточка» села Ребрихи появился...
Система работы над патриотическим воспитанием в подготовительной группе комбинированной направленности…
Система работы над патриотическим воспитанием в подготовительной группе комбинированной направленности «С чего начинается Родина» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого...