Конспект занятия по экологии
«Как ты, дерево, живёшь? Как ты, дерево Растёшь?»
Цель:
Закрепление знаний о строении дерева.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о животном и растительном мире наших лесов;
2. Закрепить понятие, что дерево живое (растёт, дышит, питается);
3. Закрепить представление о строении дерева (крона, ствол, ветки, корни); строении ствола (сердцевина, древесина, камбий, луб, кора);
4. Дать понятие, что дерево является домом для многих обитателей леса;
5. Обогащение пассивного словаря: сердцевина, камбий, луб, древесина, иволга, сойка.
6. Развивать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение за деревьями на прогулке; беседа «Чем питаются деревья?»; рассматривание срезов деревьев, иллюстраций строения дерева*; игры: «если бы я был деревом»; «дерево-это…».
Пособия и оборудование:
Игрушка – ворон, плакат дерево-дом. Плакат-поляна.
На каждого ребенка: цветная бумага, кисточка, клей.
Ход занятия:
I часть.
Воспитатель:
Дети сидят на ковре полукругом.
Вносят посылку с вороном.
Ворон: - Кар, кар, какой кошмар!
Воспитатель: - Здравствуй, ворон, что случилось?
Ворон: - Мы с друзьями понять не можем, почему Весна пришла, вода потекла, а деревья до сих пор голые стоят.
Воспитатель: - Сейчас мы тебе расскажем, почему на деревьях нет листьев? Дети, что должно произойти, чтобы дерево проснулось?
Ответы детей: - На деревьях еще нет листьев потому что солнце ещё не сильно греет, потому что снег ещё не растаял. Чтобы дерево проснулось земля должна прогреться, солнце должно греть.
Ворон: - Всё равно не понимаю
Воспитатель: - Тогда мы тебе сейчас покажем, из чего состоит дерево, попробуем его построить, с чего сначала начнём, а потом, что…?
(игра «Строение дерева»)
Ответы детей: сначала сердцевина, потом древесина, камбий, луб, кора.
Воспитатель: - Ворон, теперь ты понял, почему на дереве нет листьев?
Ворон: - Вы ходили кругами, махали руками, а листьев на дереве всё равно нет.
Воспитатель: - Ребята, объясните ворону, почему же на деревьях нет листьев?
Ответы детей: - Потому что зимой замедляется рост деревьев и сока внутри ствола, а как только солнце начинает греть и земля прогрелась, тогда дерево начнёт корнями пить сок, сок начнёт подниматься по стволу к веткам и начнут появляться почки, а затем листья.
Воспитатель: - Друзья, а как вы думаете, дерево живое?
Ворон: - Дерево – это мой дом, а дом живым не может быть.
Воспитатель: - Ребята, прав ворон?
Ответы детей: Нет, ворон не прав, дерево живое, оно дышит, питается.
Ворон: - А я думал – это дом.
Воспитатель: - Ты не ошибся, дерево является домом для многих лесных жителей.
Ворон: - Да, у меня много соседей.
Воспитатель: - Дети, а кому дерево является домом?
Ответы детей: Дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым.
Ворон:- Я принёс вам подарок, картину, на ней нарисованы мои друзья.
(Дети подходят к картине)
Воспитатель: - Сколько здесь лесных жителей, дети назовите кто здесь есть.
Ответы детей: - Здесь есть белка, дятел, филин, ёжик, кабан, крот, барсук, кот, мышь, жуки, олень, паук, летучая, мышь, сорока.
Воспитатель: - Дети, чем отличается наш дом и дерево, чем похожи?
Ответы детей: - Отличается тем, что на дереве нет мебели, бытовой техники.
-Похожи тем, что у дерева так же как и у нашего дома есть этажи, это ветки, крыша – это крона, стены- это ствол, подвал-это корни под землёй.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему все эти звери, птицы, насекомые выбрали домом именно дерево?
Ответы детей: - Потому что около дерева много пищи, в нём или около него можно устроить жилищ.
Ворон: - Я знаю очень интересную игру. Мы с друзьями в неё любим играть. Вы загадаете какого-нибудь жителя дерева и покажете нам его без слов, а только движениями и жестами. Видели бы вы как белка показывает дятла.
(Игра крокодил)
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, для чего деревья нужны человеку?
Ответы детей: - Деревья очищают воздух, из деревьев делают мебель, дома.
Воспитатель: - Друзья, давайте встанем в круг и споём песню «В лесу родилась ёлочка»….срубил он нашу ёлочку под самый корешок, давайте полежим и подумаем, что нам делать, чтобы не срубать ёлки на праздник? Дети, можно ли спиливать деревья, почему, что будет? А какие деревья нужно спиливать?
Ответы детей: - Чтобы не срубать ёлки на праздник можно поставить искусственную ёлку или сделать её из чего-нибудь;
- Деревья спиливать нельзя, если спилить все деревья, то животные и насекомые погибнут, людям будет нечем дышать;
- Можно спиливать больные деревья и те которые мешают другим деревьям расти.
Воспитатель: - Деревья погибают не только от топора дровосека, случаются и пожары. Что нужно делать, чтобы лес восстановить?
Ответы детей: - Нужно посадить новые деревья.
II часть
Воспитатель: - Сейчас мы с вами создадим свой лес, у меня как раз есть хорошая поляна.
(дети подходят к столу)
Работа детей
Воспитатель: - Какой красивый лес у нас получился!
Ворон: - Очень красивый, нам с друзьями очень бы хотелось в таком жить.
Воспитатель: - Ребята, а давайте подарим наш лес ворону и его друзьям. Теперь узнаем все ли ворон запомнил, дети сейчас тебе зададут вопросы…
Дети: - Ворон, почему Весна наступила, а деревья голые?
Ворон: Потому что солнышко еще не греет и земля не прогрелась, сок еще не поступает по стволу к веткам.
Дети: - А из чего состоит ствол дерева дерева?
Ворон: - Из сердцевины, древесины, луба, камбия и коры.
Дети: - А дерево является только твоим домом и почему именно на дереве ты живешь?
Ворон: - Нет, на дереве живет много моих лесных друзей, дерево является моим укрытием и около него много пищи.
Дети: Можно ли уничтожать деревья и что может случиться если леса не восстанавливать?
Ворон: Деревья нельзя уничтожать иначе могут погибнуть все животные и люди.
Ворон: - Спасибо вам ребята, что вы мне всё объяснили, полечу, друзьям расскажу.
Читайте также |
---|
НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные…
НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные и их детеныши» Цель: обогащение и активизация словаря детей по теме недели...
Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»
Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...
Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре
Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...