Конспект занятия. Образовательная область Познание.

Тема: «С нами небо говорит или секреты воды»

Цель:

1. Формировать познавательные и исследовательские способности у детей. Познакомить с различными агрегатными состояниями воды (снег, дождь, туман, роса, иней) и их свойствами.

2. Закрепить: схематичное и символьное изображения состояния погод из календаря природы.

3. Продолжать учить обобщать живые объекты природы в их привычной сфере обитания.

4. Воспитывать усидчивость и интерес к занятию.

Словарь: талая вода, моросящий дождь, ветрено, закат, восход, слоистые облака, перистые облака, кучевые облака

Материалы: символьные рисунки, три-четыре сосуда, воронка, схематичное изображение облаков, два конверта с заданиями, тарелочки.

Ход занятия.

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня будет очень интересное и необычное занятие.

Раздается храп водяного.

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Кто – то храпит.

Воспитатель: Ребята, пойдемте посмотрим, кто это так храпит.

Звучит музыка «Я - водяной».

Из-за ширмы появляется водяной.

Водяной зевая. Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости. Слышал я одна сорока говорит другой, что сегодня в детском садике «Ёлочка», будет очень интересное и необычное занятие и что ребята будут проводить опыты с водой. А мне все очень интересно, что касается воды.

Воспитатель: Мы очень рады, что ты к нам пришел в гости. Слушай и наблюдай за нами.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, для начала давайте с вами вспомним какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Ребята, а какое время года было перед весной?

Дети: Зима.

Воспитатель: Да ребята, была зима. А какая сегодня погода?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что погоду можно узнать не только по телевизору от синоптиков. Погоду можно определить по небу. Небо нам может рассказать многие свои секреты (воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций на мольберте, и спрашивает у детей на, что похожи облака) Например:

1. Если на небе кучевые облака, то погода будет хорошая. Они белые и пушистые. А вот большие и темные облака обычно приносят с собой не погоду.

2. Слоистые облака – это обычно слой тонких бледно-серых облаков, закрывающих все небо. Они часто приносят мелкий, моросящий дождик или мокрый снег.

3. Перистые облака, обычно тоненькие и растянутые признак ветреной погоды или к перемене погоды. Ребята, как вы думаете, почему они называются перистые?

Дети: Они похожи на перышки.

4. Если на небе тучи серого цвета, то быть грозе- летом, а зимой снегопаду.

5. Солнце садится в облако, то другой день будет ненастный.

Воспитатель: Водяной тебе все понятно?

Водяной: Да, что-то я знал, что-то узнал новое.

Воспитатель: Ребята, а кто знает что такое «Закат» и «Восход».

Ответы детей.

Водяной: Я тоже знаю, что такое «Закат» и «Восход». «Восход» это когда солнышко утром встает, а «Закат»- солнышко садится за горизонт.

Воспитатель: Молодец водяной. Ребята, по восходу и закату тоже можно определить погоду. Если - красные облака до восхода – к ветру, тучи до восхода – к дождю, красные облака при закате – к дождю и ветру.

Водяной: Ребята, я пришел к вам в гости не с пустыми руками, я принес вам конверт с заданием.

Водяной отдает детям конверт с символьными рисунками.

Воспитатель берет конверт и достает символьные рисунки.

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно посмотрим на рисунки и прочитаем их.

Воспитатель показывает символьные рисунки, дети самостоятельно читают их. Если дети затрудняются прочесть водяной приходит на помощь.

- День – ночь

- Утро (вечер) день

- Будет ли дождь

- «Календарь» (многие народы в древности вели отчет времени, наблюдая за изменениями Луны. На картинке нарисована полная луна обозначает полнолуние, и месяц – это тоже луна , но одна часть ее закрыта).

- «Компас» (звезды указывали морякам путь).

         Водяной хвалит детей.

Воспитатель: Ребята, водяной я приглашаю вас поиграть в игру «Воздух, земля, вода»

Дети выходят из-за столов и встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры.

Ход игры.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Воспитатель задает вопрос водяному например «утка».

Водяной отвечает «вода».

Воспитатель с детьми обращает внимание водяного, что на слово «утка» можно сказать «земля».

Дети садятся на места. Воспитатель обращает внимание детей на появившийся поднос.

Воспитатель поднимает салфетку и подглядывает.

Воспитатель: Ребята, мы с вами начали проводить опыт. Кто расскажет о нашем опыте?

Желающий рассказывает опыт.

(Мы налили неделю назад в три стакана ровное количество воды и сделали отметки уровня воды. Один стакан поставили на полочку, второй – на батарею, третий закрыли крышкой и оставили при комнатной температуре.

Давайте посмотрим, что же произошло с ними.

В стакане который стоял на батарее воды меньше. Куда она исчезла?

Ответы детей. (Частицы воды поднялись в воздух)

Воспитатель: Где испарение происходит быстрее - в теплом или холодном месте?

Ответы детей. (В теплом частицы воды активнее поднимаются с поверхности воды)

Воспитатель: Почему влага испаряется хуже, если емкость закрыта?

Ответы детей. (Частицы воды не могут «вылететь» из закрытого сосуда)

Воспитатель: Тоже самое и происходит с дождиком. Ребята, а если мороз? Хотя бы самый маленький – всего один градус, как вы думаете, что происходит с водой?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, вода станет твердой, замерзнет. Превратиться в твердое вещество – лед. Снег и лед – это тоже вода, только в твердом состоянии. Что произойдет со льдом, снегом, если их «поселить» в теплое место.

Дети: они растают, превратятся в воду.

Водяной: Ребята, давайте проверим!

Воспитатель: Давайте проверим! Перед вами две тарелочки: в одной – ледяной кубик, а в другой снег. Давайте понаблюдаем за состоянием льда и снега.

Водяной: Я совсем забыл, я же принес вам не одно задание, а целых два. Вот и второе задание.

Воспитатель открывает конверт и достает задание.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите здесь загадки и какие то рисунки. А я догадалась это же отгадки.

Воспитатель раскладывает рисунки – отгадки на столе.

Дети по одному выходят и находят рисунок-отгадку.

Воспитатель: Ребята, Водяной, мы с вами совсем забыли про наш опыт, давайте посмотрим, что стало с нашим снегом.

Дети: Он растаял.

Водяной: Жалко, что снег растаял, я люблю его есть, он похож на мороженное. Белый, вкусный, рассыпчатый, холодный. Ребята, а вы любите есть снег?

Воспитатель: Водяной, разве можно есть снег? Он же грязный! Давайте это проверим.

Воспитатель наливает талую воду, которая осталась в тарелке после таянья снега, в предварительно подготовленную воронку с фильтром из промокательной бумаги или салфетки.

Дети наблюдают за происходящим.

Воспитатель: Ребята, какая вода была в тарелочке?

Дети: Грязная.

Воспитатель: А как еще называется вода, после таяния снега и льда?

Дети: Талая вода.

Воспитатель: Как она изменилась?

Дети: Стала чистой.

Воспитатель: Какой стала салфетка?

Дети: Грязной.

Воспитатель: Чистый снег на улице? Будем его пробовать?

Водяной: Ни когда в жизни я больше не притронусь к снегу.

Воспитатель: Ребята, что нового мы узнали на занятии.

Ответы детей.

Воспитатель: Итак, ребята мы сегодня с вами много узнали. Ребята, в каком виде может быть вода?

Дети: Вода может быть в виде снега, льда, тумана, инея, росы.

Воспитатель: все это различные состояния воды. На этом наше занятие окончено.

Водяной: Да, ребята, мне очень понравилось у вас. А можно я к вам еще приду в гости.

Воспитатель и дети: Конечно приходи.

Водяной уходит под музыку.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Чудеса своими руками»

Проект «Чудеса своими руками» Паспорт проекта «Чудеса своими руками» (Подготовительная группа №9) Структурный компонент Содержание Паспорт проекта 1. Тема проекта: «Чудеса своими руками» 2. Адресация проекта:...

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми...

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Читайте также

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников…

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников в двигательной деятельности по реализации задач УМК и ФГОС»

Интерактивная игра «В мире спорта»

Интерактивная игра «В мире спорта»