Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе c ЗПР на тему:
«Звук и буква К. Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Цель: формирование основ успешного усвоения русского языка, профилактика дисграфии и дислексии.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
3. Учить определять наличие или отсутствие звуков к и к’ в слове (игра «Ромашка»).
4. Познакомить с образом буквы К.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Развивать логическое мышление (аналитико-синтетическую деятельность).
3. Развивать внимание и память.
4. Развивать графомоторные навыки.
5. Научить чётко произносить звук К и К’, дифференцировать их на слух и в произношении.
6. Обогащать словарный запас.
7. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Воспитывать усидчивость.
3. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
4. Воспитывать любовь к родному языку.
5. Повышать речевую активность.
6. Воспитывать культуру речевого общения.
Оздоровительные:
1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.
2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).
3. Следить за осанкой детей во время работы за столом.
Материалы и оборудование: Буква К («портрет звука К»), зеркала, палочки, мячик, кубик, пластилиновые дощечки, горох, бумажная ромашка с картинками-лепестками, в названии которых встречаются звуки К и К’, цветные карандаши, листочки с предметами.
Методы: эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.
Приёмы: совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, физкультурная минутка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дефектолог: Сегодня к нам на занятие пришла гостья из азбуки! Давайте мы её встретим.
Дефектолог: Кто это?
Ответ детей: Это буква
Дефектолог: Правильно, это буква. Но она пришла не одна…. Кто с ней пришёл?
Ответ детей: Это звук.
2. Основная часть.
Дефектолог: Тема нашего занятия – «Звук и буква К».
Дефектолог: А какой предмет-помощник нам нужно выбрать, чтобы назвать звук К?
Задание: Давайте мы с вами посмотрим на предметы, которые лежат на подносе, и выберем помощника. (По просьбе педагога воспитанник выбирает тот предмет, который поможет назвать этот звук).
Действия детей: Правильно выбирают зеркало.
Дефектолог: А для чего нам нужно зеркало? Как оно нам поможет?
Ответ детей: В зеркало можно произнести этот звук.
Задание: дети берут зеркала.
Дефектолог: Давайте мы произнесём звук К.
Дефектолог: Для этого губы и зубы находятся в свободном положении и лишь слегка спинка языка приподнята к верху (нёбу), а кончик языка опущен за нижние зубки. Произносим звук К, а затем мягче - К’.
Действия детей: дети произносят звук К и К’.
Дефектолог: Какой этот звук?
Ответ детей: Согласный, бывает твёрдым и мягким.
Дефектолог: Перед вами лежат листочки, на которых изображены предметы. Вы должны найти тот предмет, который начинается со звука К или К’ и закрасить его цветным карандашом.
Действия детей: Находят нужный предмет и самостоятельно закрашивают его с помощью цветных карандашей.
Дефектолог: А теперь давайте поиграем в игру «Ромашка» с этими звуками. Выбирайте лепестки, в названии которых есть звуки К и К’. Когда будете брать лепесток, не забывайте чётко произносить слово, выделяя звуки К и К’ и определять их место в слове (в начале, в середине, в конце).
Действия детей: Дети выбирают картинки-лепестки, в названии которых встречаются звуки К и К’, четко произносят слова, выделяя звуки К и К’, и находят их место в слове.
Дефектолог: А теперь нам пора немного отдохнуть. Но с нами отдохнёт и буква К. Она решила нас научить изображать её в движении.
3. Физкультминутка.
Дефектолог: А сейчас мы с вами попробуем изобразить букву К. Для этого вам необходимо встать всем в ряд. Затем поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге). Поменять положение: поднять левую руку слегка вверх, а левую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге).
Действия детей: дети садятся на свои места
Дефектолог: Ребята, сейчас нужно опять выбрать предметы-помощники, которые помогут вам выложить букву К. Давайте их выберем.
Действия детей: дети выбирают горох, палочки
Дефектолог: Ребята, скажите, а почему вы выбрали горох, палочки?
Ответ детей: С помощью этих предметов можно выложить букву К.
Дефектолог: Правильно. Но сначала посмотрите на букву К и скажите, из каких элементов она состоит?
Ответ детей: Из палочек
Дефектолог: Сосчитайте, сколько у неё палочек?
Задание: Считают дети: один, два, три.
Ответ детей: Всего три палочки
Дефектолог: Молодцы. Правильно. Тогда давайте мы с вами и попробуем выложить из выбранных материалов букву К (образцы прилагаются)
Действия детей: С помощью гороха, палочек на пластилиновых досках дети выкладывают букву К.
4. Итог занятия.
Дефектолог: Ребята, вы отлично поработали сегодня на занятии. Скажите мне, пожалуйста, с каким звуком и буквой мы сегодня с вами познакомились? Какой это звук?
Ответ детей: Звук и буква К. Звук К - согласный, твёрдый и К’ - мягкий.
Дефектолог: занятие окончено.
Читайте также |
---|
Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»
Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...
Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…
Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»
Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста
Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д. Ушинский. Психолого-педагогическое сопровождение с...