Логопедическое подгрупповое занятие для детей старшей группы по лексической теме «Игрушки»
Тема: «Плюшевые кошка и котенок в игрушечном доме»
Программное содержание:
Уточнить и расширить словарь по теме «Игрушки», уметь выделять отличительные признаки, свойства, материал, из которого сделаны игрушки при составлении описательных загадок.
Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбор определений к слову игрушки, образование прилагательных суффиксальным способом, употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с, к).
Развивать у детей ориентировку в макропространстве. Использовать в речи термины пространственной ориентировки: «правый верхний угол», «правый нижний угол», «левый верхний угол», «левый нижний угол», «центр», «середина».
Развивать навык узнавать игрушки в контурном и силуэтном изображении; развивать прослеживающую функцию глаз.
Развивать мелкую моторику, фантазию у детей, слуховое восприятие и память, различать небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества.
Материал:
Дидактическая многофункциональная настенная игра «Волшебная сетка», прищепки, предметные картинки по теме «Игрушки»; дидактическая игра «Из какого материала сделаны игрушки», предметные картинки, контурные и силуэтные изображения игрушечной мебели; пособия для сказки-шумелки (треугольники, бутылочки, деревянные палочки, целлофановый пакет, коробки); дидактическое пособие «Предлоги».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Послушай, запомни, повтори».
Учитель-логопед: Будь внимателен, смотри без ошибок повтори: мяч - кукла - машинка, (ведерко - кубики - зайка, Чебурашка - мишка – лошадка, пирамидка - лодка - рыбка, котик - сова - гномик, петушок - лиса – утка).
Дети повторяют.
Учитель-логопед: Как одним словом можно назвать мяч, кукла, кубики, пирамидка.
Дети: Кукла, мяч, кубики, пирамидка – это игрушки.
II. Дидактическая игра "Из какого материала сделана игрушка?" Учитель-логопед: Из какого материала изготавливают игрушки?
Дети: Игрушки делают из дерева, пластмассы. Бывают игрушки из железа, картона, бумаги.
На столе лежат карточки «Из какого материала сделана игрушка» и предметные картинки с изображением игрушек (на каждого ребенка). Предлагаю детям правильно расположить предметные картинки: бумажные игрушки – к бумаге, железные – к железу и т.д.
Учитель-логопед: Пирамидка из дерева, какая?
Дети: Деревянная пирамидка.
Учитель-логопед: Мяч из резины, какой?
Дети: Резиновый мяч.
Учитель-логопед: Самолетик из бумаги, какой?
Дети: Бумажный самолетик.
Учитель-логопед: Машинка из железа, какая?
Дети: Железная машинка
Учитель-логопед: Кошка из плюша, какой?
Дети: Плюшевая кошка.
III. Ориентировка на макроплоскости.
Игра «Волшебная сеточка» (авторская игра)
Учитель-логопед: Плюшевая кошка жила в красивом игрушечном доме, в котором стояла игрушечная мебель. Поиграем пальчиками:
Тили-тили-тили-бом!
Вот стоит здесь Кошкин дом.
Мебель будем мы считать:
Кресло, стул, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали –
Десять пальчиков сгибали!
- Назовите мебель у кошки в доме.
- Назовите мебель, которая стоит в правом верхнем углу (в нижнем левом углу)?
- Где стоит шкаф? (в левом верхнем углу).
- Где стоит тумбочка? (в правом нижнем углу).
IV. Упражнение «Назови ласково» (на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Учитель-логопед: У плюшевой кошки есть котенок. Он маленький, пушистый, красивый и тоже плюшевый. Мебель у кошки большая, а у котенка маленькая. Я буду называть мебель, а вы - называть ласково. Стол - столик, диван – диванчик, шкаф – шкафчик, стул – стульчик, кровать – кроватка, полка - полочка и т. д.
Предлагаю детям отыскать и поставить на магнитную доску мебель для котенка. Выбирать по силуэтному изображению из множества.
V. Сказка-шумелка «Котенок и мышонок»
В игрушечном домике со своей мамой-кошкой жил-был пушистый котенок. Когда котенок спал на своем мягком, уютном игрушечном диване, из норки выбежал мышонок и побежал по комнате (шуршание целлофановым пакетом).
Мышонок забрался на стул, затем запрыгнул на стол и стал искать себе еду (стучат пальчиками по коробке или барабану).
Мышонок опрокинул миску с орешками (ударяем по треугольнику).
Он грыз орешки (стучим деревянными палочками друг о друга).
Грыз зернышки и семечки (проводим палочкой по гофрированному картону или деревянной расческе).
Пока мышонок хозяйничал на столе, а котенок спал на диване, на улице началась гроза: подул сильный ветер (дуем в бутылочку), загремел гром (стучим деревянными палочками друг о друга), капельки дождя застучали по окну, вначале тихо, а затем все сильнее и сильнее (ударяем по треугольнику).
Мышонок испугался и побежал к себе в норку (шуршание целлофановым пакетом).
Проснулся от шума котенок, спрыгнул с дивана и побежал за мышонком (стучим деревянными палочками друг о друга), но поймать мышонка не успел. Долго сидел котенок возле норки и точил свои острые коготки, охранял свое жилище (ударяем по треугольнику).
VI. Употребление предлогов: в, на, под, за.
- Маленький котенок очень любит играть. Посмотрите, сейчас он лежит на диване, (повторяю предложение) «Котенок лежит на диване», закройте фишкой нужную карточку.
Предлагаю детям повторить предложение и назвать предлог, используемый в предложении. Аналогично проводится работа с другими предложениями.
«Котенок спрыгнул с дивана, залез в шкаф, вылез из шкафа, забрался под стол, а сейчас этот шалун залез и на стол...».
Далее детям предлагается самим придумать предложение с предлогами и закрыть нужную карточку.
VII. Зрительная гимнастика
Красный шарик озорной
Поиграй-ка, ты со мной Дети смотрят на шарик
Ну-ка, шарик, покатись,
На глаза мне попадись Движения глазами влево-вправо
Подниму глаза я кверху,
Отыщу цветную ленту Движения глазами вверх
Потом снова опущу
И на метку посмотрю Движения глазами вниз
VIII. Игровое упражнение «Отгадай загадку»
Учитель-логопед: В доме у кошки было много игрушек. А какие это игрушки мы с вами должны отгадать
Далее дети загадывают загадки об игрушках, обосновывают отгадку и находят игрушки на полках в группе.
«Сам пустой, голос густой.
Дробь выбивает, ребят созывает». (Барабан.)
«Глазки голубые, кудри золотые,
Губки розовые». (Кукла/)
«Его пинают, а он не плачет.
Его бросают – назад скачет». (Мяч.)
«Эти чудо-кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю». (Кубики.)
IХ. Упражнение «Чего не хватает?»
- Посмотрите внимательно, какой мебели нет у кошки? (Кошке не на чем сидеть, ей нужно: диван, кресло, табурет, стул)
- Стул нужно поставить справа от стола, а табурет слева.
- Между буфетом и кроватью поставьте диван.
- Между книжным шкафом и тумбочкой – кресло.
Дети выполняют задание.
Х. Итог занятия
Благодарю детей за помощь в расстановке мебели в доме у кошки. Спросить, что было самым трудным, что далось легче всего.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...
Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки»
Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки» Пояснительная записка Игра ведущий вид деятельности ребенка. В игре малыш развивается, познаёт...
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...