Конспект комплексного занятия по природному окружению на тему «Новогодняя елка» для детей средней группы

 

Цель: формирование первоначальных представлений о социальной значимости новогодней елки.

Задачи.

Образовательные:

  - обобщить знания детей о елке как об объекте природы;

  - актуализировать знания детей о новогодних традициях;

  - расширять словарный запас: вымостил, традиции, серебро-серебряный, золото-золотой, салазки.

Развивающие:

  - развивать умение слушать воспитателя и других детей;

  - развивать внимательность при работе с картиной;

  - развивать грамматический строй речи путем правильного построения предложений.

Воспитательные:

  - формировать чувство доброжелательности и прекрасного;

- воспитывать бережное отношение к природе.

 

Ход занятия:

- Ребята, какой зимний праздник мы недавно справляли? Давайте еще раз вспомним этот прекрасный и волшебный праздник. (Выставляется картина с новогодней елкой и играющими детьми.)

- Посмотрите внимательно на картину, послушайте стихотворение:

В декабре, в декабре 

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке, 

За ночь вымостил мороз, 

Обновил коньки, салазки, 

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала 

От домашнего тепла. 

Утром плакать перестала, 

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки, 

На ветвях огни зажглись. 

Как по лесенке, по елке 

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки. 

Серебром звезду зажег 

Добежавший до макушки 

Самый смелый огонек. 

(Отрывок из стихотворения С. Маршака «Времена года. Декабрь».)

- Ребята, о чем это стихотворение?

- Послушайте еще раз строки из стихотворения и скажите, что происходит с природой в декабре? (Картина деревьев в инее, замерзшая река.)

В декабре, в декабре 

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке, 

За ночь вымостил мороз, 

Обновил коньки, салазки, 

Елку из лесу привез.

- Итак, что же происходит с природой в декабре?

- А что значит «деревья в серебре»?

- А снег каким цветом? Ребята, белый снег сравнивают с серебром, т.к. серебро – белый металл (серебро-хором), можно еще сказать серебряный снег (серебряный-хором).  

- А кто природе дарит иней, серебро?

- Как вы понимаете слова «речку вымостил мороз»? Что значит слово «вымостил»? Вымостил-заморозил, покрыл реку льдом (вымостил-хором).

- Ребята, посмотрите, какое еще здесь есть интересное слово «салазки». (Фото салазок и санок.) Кто знает, что это? В старину так называли детские санки (хором-салазки).

- Откуда же мороз привез елку?

- Послушайте еще несколько строк из стихотворения и попробуйте описать, что произошло с елкой?

Елка плакала сначала 

От домашнего тепла. 

Утром плакать перестала, 

Задышала, ожила.

- Итак, что же произошло с елочкой?  

- Как вы думайте, почему елка «плакала сначала»? А что с ней произошло, когда она оттаяла ото льда и обсохла? Послушайте, какие красивые слова здесь говорятся: «задышала, ожила». О елочке говорят, как о живой.

- А как еще можно сказать о елке? Какая она?

- Ребята, а давайте вспомним загадку про елочку. (Зимой и летом одним цветом.)

- Каким же цветом наша елочка-красавица?

- Посмотрите, какие у елочки красивые и пушистые веточки (веточка ели). А что у елочки вместо листиков?

- Ребята, иголочки у елки называют еще хвоинками. Хвоинки (хором).

- Вот сейчас я вам предлагаю нарисовать веточку ели с хвоинками. Рассаживаемся за столы. Посмотрите, у вас у каждого лежат листочки-заготовки. Что на них изображено? (карандашом нарисована веточка ели, а хвоинки-пунктиром). Сейчас мы с вами нарисуем пушистую веточку ели. Каким цветом будем рисовать? Сели красиво, взяли кисточки, краски и аккуратно начинаем рисовать.

- Молодцы, ребята, садимся опять полукругом на стульчики.

- Ребята, а кто знает, есть ли аромат у елочки? Пахнет-ли елка? Я вам принесла аромат елки. Понюхайте! (эфирное масло ели). Мне сразу же вспоминается новогодний праздник. Елка приносит в дом из леса не только свой запах, но и запах природы, мороза, свежести.

- Послушайте еще несколько строк из стихотворения и скажите, что потом происходит с елкой, когда она оттает от снега:

Чуть дрожат ее иголки, 

На ветвях огни зажглись. 

Как по лесенке, по елке 

Огоньки взбегают ввысь.

- О чем говорится в этих строках?

- Как зажигались огоньки на елке? Что значит «как по лесенке»? Это значит друг за другом, по очереди, снизу-вверх. Давайте пальчиками покажем, как зажигались огоньки.

- Послушайте еще несколько строк из стихотворения и скажите, что дальше происходит с елкой:

Блещут золотом хлопушки. 

Серебром звезду зажег 

Добежавший до макушки 

Самый смелый огонек. 

- Что же здесь происходит с елкой? О каких игрушках здесь говорится?

- Какие хлопушки? Золотые, золото - принято сравнивать с желтым цветом. Давайте повторим «золотые». А металл называется-золото (хором).

- А звезда какая? Звезда-серебряная (хором), значит-белая.

- Ребята, посмотрите на картинку, какими еще игрушками украшена елка? (картина с новогодней елкой и играющими детьми).

- Сейчас я хочу пригласить вас нарисовать разноцветные огоньки на ваших рисунках. Подойдите к столу, стульчики брать не надо.

- А огоньки мы будем рисовать с помощью ватных палочек. Каким цветом будут огоньки? (красные, желтые, синие). Посмотрите, как я буду это делать. Теперь вы. (После дети садятся на свои места.)

- Посмотрите на картинку, кто же украшал на этой картине елку, как вы думайте?

- А вы с кем дома украшали елку?

- Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Ель стоит под небом синим,

На котором звёзды спят.

(Находимся в положении стоя, вытянутые руки внизу — разводим руки и ноги немного в стороны, ладошки держим параллельно полу — изображаем ель. Голову поднимаем вверх, вытягиваем шею — стараемся увидеть звёздочки «на небе».)

Всю её раскрасил иней

От макушки и до пят.

(Вытянутые руки поднимаем вверх над головой и, делая плавные движения ладошками из стороны в сторону, потихоньку наклоняемся и опускаем руки перед собой до пола — так мы «раскрасили» «кисточками-ладошками» всю ёлочку инеем.)

Чистым жемчугом сверкая

В колкой, звонкой тишине,

(Изображаем пальчиками обеих рук жемчужины — большой и указательный пальцы каждой руки соединяем в маленькие круги. Делаем отрывистые движения руками в разные стороны, сгибая и выпрямляя руки, — показываем, как ярко сверкает наше дерево.)

Ель нарядная такая —

Будто сказка при луне.

(Возвращаемся в исходное положение, изображая ёлочку: ноги слегка на ширине плеч, вытянутые руки немного разведены в стороны, раскрытые ладошки обращены к полу. Делаем небольшие приседания и одновременно поворачиваем тело вправо и влево, немного поднимая и опуская вытянутые руки, — вот такая нарядная наша ёлочка!)

Облаков плечом касаясь,

(Снова стоим «ёлочкой». Поднимаем по очереди вверх правое и левое плечо.)

Ловит снег она густой.

(Подпрыгиваем как можно выше и одновременно хлопаем вытянутым руками над головой - «ловим снег».)

Даже встал на лапки заяц

Перед этой красотой!

(Изображаем стоящего на лапках зайчика: присаживаемся на корточки, руки держим на уровне груди. Находясь в таком положении, смотрим вверх и наклоняем поочерёдно голову в одну и другую сторону — показываем, как зайчик восхищается красивой ёлочкой.)

(Автор стихотворения — М. Пляцковский.)

  - Посмотрите на картинку и скажите, что делают дети на этой картинке?

- Как вы думайте, чего они ждут, играя около елки?

  - А как вы думайте, Новый год далеко еще?

  - Посмотрите, кто стучит в окно? Дед Мороз спешит к ребятам, чтобы поздравить их с Новым Годом и подарить подарки.

  - Ребята, а вы сами любите дарить подарки?

  - А кто из вас дарил подарки на Новый Год? Кому?

  - С кем вы справляли этот праздник? Новый год – это семейный праздник, его обычно справляют в кругу близких людей. Новый год всегда так радостно встречать, потому что вокруг тебя люди, которые любят тебя и которых любишь ты. Это очень хорошая традиция.

  - Итак, ребята, о каком семейном празднике мы сегодня с вами вспоминали?

- О какой елочке мы сегодня с вами поговорили? Когда она приходит в гости?

  - Давайте вспомним, какими красивыми словами можно назвать елочку?

  - Ребята, понравилось вам занятие?

  - Что нового узнали? Что запомнили?

  - Ребята, я хочу вам дать задание на дом. Спросите у своих родителей почему на новогодние праздники люди чаще стали покупать домой искусственные елки, а не живые?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста…

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста. Звук «Ж» и буква Ж Цель: Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

НОД в младшей группе «Зима в лесу»

НОД в младшей группе «Зима в лесу» Цель: расширение знаний детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой (заяц, лиса, волк...

Читайте также

Конструирование в подготовительной группе

Конструирование в подготовительной группе Кружок технической направленности «ЛЕГО-ГО» в подготовительной к школе начал свою работу с сентября 2021 года. Кружок посещало 15...

Инновационная деятельность в ДОО. Проект «Тропа здоровья»

Инновационная деятельность в ДОО. Проект «Тропа здоровья»

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений...