Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе

 

Цели занятия:

  • Закрепить в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». Закрепить название города, в котором живём (района, улицы); закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге, гербе.
  • Обобщить знания детей о понятиях «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение». Закрепить навыки подсчитывания количества слов в предложении, определять их последовательность, дополнять предложение словами по смыслу.
  • Закреплять навыки деления слов на слоги разными способами. Продолжать закреплять развитие слухового внимания, быстроту реакции, память.

Материалы: карта маршрута;

карточки с флагами;

карточки «Правила поведения в лесу»;

герой Незнайка»;

картинки – лото для игры «Деление слов на слоги», предметные картинки в конверте для определения звуков в словах (цветы – фиалка – подсолнух – тополь – дуб – тюльпан - мак-груша – капуста – черешня - 1-ый стол);

2-ой стол – конверт (картинки – пирамидка – груша – лимон – солнышко – лягушка – лук – сливы – матрёшка - где звук … р, а, ш, с);

фломастеры для белой доски;

схемы-картинки для пересказа рассказа;

счётные палочки для детей;

фишки для поощрения детей за правильные ответы.

 

Ход занятия:

Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку по аллее наших знаний, приобретённых за этот учебный год, которая находится между детским садом и школой. По пути мы будем делать остановки для того чтобы выполнить задания, приготовленные для вас.

Вы готовы? Тогда в путь.

(Карта маршрута висит на доске.)

- Родина и её столица. Как неразрывно связаны они в истории нашего народа. Родной край – это наша малая Родина! Многие народы населяют нашу страну, но всех нас объединяет русский язык, и все мы живём в одной стране России – мы россияне. Русские – это основное население нашей страны.

- А кто из вас помнит, как называется наша Родина?

- А как называется её столица?

- А кто президент нашей страны?

- Ребята, а по каким символам во всём мире узнают Россию?

(Герб, флаг, гимн.)

- А кто-нибудь помнит, что изображено на нашем гербе?

- А как выглядит наш флаг?

Перед вами несколько флагов. Какой из них флаг нашей страны – России?

(Карточки с изображением флагов висят на доске.)

- А что такое гимн?

(Правильно.)

Когда звучит гимн, все встают и поют его, испытывая гордость за нашу Родину, гимн звучит на всех торжествах.

Русь, Российская держава, Россия, Отечество наше, Родина – вот имена нашей страны, где мы с вами живём и гордимся тем, что мы россияне.

- А как называется город, в котором мы живём?

- В каком районе мы живём?

- А на какой улице вы живёте?

- А вы любите свой город?

- А за что вы любите свой город?

Наступает долгожданное тепло и вы, наверное, с родителями поедете скоро отдыхать на природу.

- А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

- А какие есть правила поведения?

(Показываю картинки с правилами поведения, дети озвучивают правила, которые нарисованы на картинках.)

- Молодцы. Вот мы с вами немножечко и размялись. А когда закончится лето, наступит осень. И вы все пойдёте куда?

(В школу.)

- Правильно. И мы начнём наш путь по аллее. Вот мы и добрались до первой остановки.

1-ая остановка.

- К нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, говорит, что он плохо запомнил, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение». Давайте ему напомним. Я буду начинать мысль, а вы её продолжать.

Наша речь состоит из … (слов и предложений).

Если слова подружатся и встанут рядом, то получится … (предложение).

В предложении может быть разное количество (2,3, и т. д.) … (слов).

А слова из чего состоят … (из слогов, звуков, букв).

- А сейчас мы послушаем стихи, которые подготовили нам ребята к нашему сегодняшнему занятию.

(Дети рассказывают стихи, выученные заранее.)

И. Панфилов

Ежедневно по утрам заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

Воспитатель учит нас

Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышны звуки.

Звуки эти разные: гласные и согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать.

И в колыбельке ребёнка качать.

В. Берестов

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь!

С-С-С – змеиный слышен свист,

Ш-Ш-Ш- шуршит опавший лист.

Ж-Ж-Ж- шмели в саду жужжат.

Р-Р-Р- моторы тарахтят.

Дружат гласная с согласной, составляя вместе слог.

А. Шибаев «Что такое слова?»

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И всё, что видеть может глаз –

Над нами и под нами.

И всё, что в памяти у нас –

Обозначай словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо.

- Молодцы ребята. Мы выполнили все задания на этой остановке и можем идти дальше.

2-ая остановка.

- А на следующей остановке нас ждёт игра.

(Закрепление понятия «Предложение».)

Правила игры: Кивнуть головой утвердительно, если прозвучит предложение; покачать отрицательно головой, если прозвучит набор слов.

Воспитатель. Объяснение: я говорю: «Пчела, жужжать». Что я сказала? Просто два разных слова. А вот: «Пчела жужжит». Это предложение, потому что слова здесь дружат. Здесь есть законченная и понятная нам мысль.

«Самолёт, лететь».

«Самолёт летит».

«Строители, строить».

«Строители строят».

«Дети, учить».

«Дети учатся».

«Маша, играть».

«Маша играет».

«Лена, цветы, полить».

«Лена поливает цветы».

- Самолёт летит.

- Сколько слов в этом предложении?

- Придумайте чтобы в этом предложении было 3 слова, 4 слова.

- Выложите палочками количество слов в предложении.

- Хорошо, молодцы. Идём дальше.

3-я остановка. Физминутка.

- Устали немножечко. Давайте отдохнём. На третьей остановке нас ждёт физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде – раз!

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде – два!

- Отдохнули? Продолжаем наш путь по аллее наших знаний.

4-я остановка. «Отгадайте слово по его описанию», /деление отгадок на слоги/.

- На этой остановке нужно будет отгадать несколько загадок.

  • Колючая, чайная, красивая, душистая, красная, белая… (ро-за).

- Поделите слово РОЗА на слоги.

(Ребята делят слова разными способами: хлопками; руку подставить под подбородок и заметить, сколько раз подбородок прикоснётся к руке, столько и слогов.)

- Покажите на пальцах, сколько слогов вы насчитали?

(Дети поднимают два пальца.)

  • Шуршащая, свежая, вчерашняя, мятая, еженедельная, стенная, областная, местная… (га-зе-та).
  • Солнечные, песочные, каминные, электронные, башенные, настенные, бегущие, отстающие… (ча-сы).

- Молодцы.

- А сейчас нам ребята прочитают ещё одно стихотворение.

(Чтение стихотворения детьми В. Волина «Весёлые рифмы».)

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова:

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА, читай СОВА.

Чтоб быстрей и лучше было,

Всё читаем по слогам.

Ма-ма мы-ла Ми-лу мы-лом.

Ма-ша ва-рит ка-шу нам.

- Слова бывают длинные и короткие, они могут состоять из 1-й, 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти частей.

(Дети встают со стульев и подходят к 1- ому столу.)

- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Деление слов на слоги».

(Для игры потребуется набор предметных картинок-лото, среди которых есть слова из одного слога. Нескольким детям раздаются карточки. Дети называют про себя то, что на ней нарисовано, делят слово на слоги и называют их по порядку. Дети при ответе поднимают руку, отвечают по очереди.)

-Какое самое маленькое количество слогов в слове?

(Один слог.)

- Молодцы. Идём дальше.

5-ая остановка.

- А на следующей остановке нас ждёт… Сейчас я вам прочитаю сказочку.

(В. Волина «Грамматическая сказка».)

Жили-были в волшебной стране Грамоте Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего-навсего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками.

А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, О, У, Ы, Э, И. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Им подпевали Я, Е, Ю, Ё. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь они не умели. Вот послушайте: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ.

Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять рядышком. И назывались они согласными. Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки, правильно их произносить. Попробуйте!

- Какие звуки называются гласными?

(Те звуки, которые мы поём голосом.)

- А какие звуки называются согласными?

(Те звуки, которые не поются.)

- Устали? А следующая наша остановка - физминутка.

6-ая остановка. Физминутка.

Лучшие качели –

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век качается,

Да-да-да! (хлопки)

Тот не огорчается

Ни-ко-гда! (прыгают).

/Дети изображают качели: слегка пружинят в коленях, раскачивают руки вперёд-назад/

- Отдохнули? Продолжаем наш путь по аллее наших знаний.

7-ая остановка.

- Давайте сейчас подойдём ко 2-ому столу.

(Определение места звука в слове.)

Аист принёс нам конверт.

А что же в нём?

- Картинки.

Называем картинку (или читаем слово) и думаем: в начале, середине или в конце стоит в этих словах звук (р, а, ш, с)?

- Чем гласные отличаются от согласных звуков?

- Молодцы. Идём дальше по нашей аллее. И следующая наша остановка называется «Слово».

8-ая остановка.

(Чтение слогов, договаривание до целого слов.)

Воспитатель: К нам приплыл учёный сом,

Изучает буквы он,

Но слоги вот, читать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

(Дети читают слоги, придумывают конец слова к прочитанным слогам. Дети сидят за столами или на стульях, а воспитатель проходя мимо собирает слова на ладошку.)

- Молодцы. Идём дальше по нашей аллее. И следующая наша остановка – это игра «Скажи наоборот».

9-ая остановка.

Город (деревня, село).

Грязь (чистота).

Правда (ложь).

Белый (чёрный).

Весёлый (грустный).

Ясный (пасмурный, ненастный).

- Молодцы ребята. Идём дальше по нашей аллее. А на следующей остановке нас ждёт игра «Скажи по - другому».

10-ая остановка.

Метель (вьюга, буран, пурга, ураган, шторм).

Холод (мороз, стужа).

Грустный (печальный, скучный).

Страшный (ужасный, чудовищный).

- Молодцы. Ребята посмотрите на наш план - карту. Мы с вами дошли до конца аллеи. Осталась последняя остановка «Пересказ». Сейчас я буду читать рассказ и по ходу выставлять схемы, а вы запоминайте что они обозначают.

Утро. Борис был на озере. Он смастерил кораблик с белыми парусами. Кораблик быстро поплыл по озеру.

- Плыви, кораблик! – крикнул Борис.

(При чтении выставляю последовательно картинки.)

- Ребята, кто хочет сам рассказать, глядя на эти схемы рассказ, который я прочитала?

(Спрашиваю 2-х детей.)

- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Вот мы с вами и дошли до крыльца вашей школы, в которую вы войдёте 1 сентября.

- А теперь давайте посчитаем ваши фишки (крышки). Кто из ребят был сегодня самым активным на занятии?

- На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие.

 

Литература:

  1. Л. Ю. Бондарева. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день /Т. В. Башаева; художник С. В. Павлычева. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.: ил. – (Развивающее обучение).
  2. В. В. Волина. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.
  3. В. В. Волина. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
  4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2010, 96с.
  5. Составитель Г. Ф. Марцинкевич. Обучение грамоте детей дошкольного возраста: планы занятий. – Волгоград: Учитель, 2006 – 127 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Проект на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Краткое описание проекта: Данный проект представляет собой работу по созданию развивающей среды...

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах»

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах» Цель: обогащение двигательного опыта детей по средствам закрепления езде на самокате...

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Читайте также

Конспект интегрированного занятия учителя–дефектолога и учителя–логопеда. Восприятие сюжетного изображения по…

Конспект интегрированного занятия учителя–дефектолога и учителя–логопеда. Восприятие сюжетного изображения по картине «Утки и гуси» в подготовительной к школе группе Цель. 1. Формирование...

Проект «В царстве воды»

Проект «В царстве воды»

Доклад «Формирование активной позиции родителей при проведении логопедической работы»

Доклад «Формирование активной позиции родителей при проведении логопедической работы» Свое сообщение мне хотелось бы начать с цитаты психолога, группового тренера, мастера...