Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе
Цели занятия:
- Закрепить в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». Закрепить название города, в котором живём (района, улицы); закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге, гербе.
- Обобщить знания детей о понятиях «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение». Закрепить навыки подсчитывания количества слов в предложении, определять их последовательность, дополнять предложение словами по смыслу.
- Закреплять навыки деления слов на слоги разными способами. Продолжать закреплять развитие слухового внимания, быстроту реакции, память.
Материалы: карта маршрута;
карточки с флагами;
карточки «Правила поведения в лесу»;
герой Незнайка»;
картинки – лото для игры «Деление слов на слоги», предметные картинки в конверте для определения звуков в словах (цветы – фиалка – подсолнух – тополь – дуб – тюльпан - мак-груша – капуста – черешня - 1-ый стол);
2-ой стол – конверт (картинки – пирамидка – груша – лимон – солнышко – лягушка – лук – сливы – матрёшка - где звук … р, а, ш, с);
фломастеры для белой доски;
схемы-картинки для пересказа рассказа;
счётные палочки для детей;
фишки для поощрения детей за правильные ответы.
Ход занятия:
Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку по аллее наших знаний, приобретённых за этот учебный год, которая находится между детским садом и школой. По пути мы будем делать остановки для того чтобы выполнить задания, приготовленные для вас.
Вы готовы? Тогда в путь.
(Карта маршрута висит на доске.)
- Родина и её столица. Как неразрывно связаны они в истории нашего народа. Родной край – это наша малая Родина! Многие народы населяют нашу страну, но всех нас объединяет русский язык, и все мы живём в одной стране России – мы россияне. Русские – это основное население нашей страны.
- А кто из вас помнит, как называется наша Родина?
- А как называется её столица?
- А кто президент нашей страны?
- Ребята, а по каким символам во всём мире узнают Россию?
(Герб, флаг, гимн.)
- А кто-нибудь помнит, что изображено на нашем гербе?
- А как выглядит наш флаг?
Перед вами несколько флагов. Какой из них флаг нашей страны – России?
(Карточки с изображением флагов висят на доске.)
- А что такое гимн?
(Правильно.)
Когда звучит гимн, все встают и поют его, испытывая гордость за нашу Родину, гимн звучит на всех торжествах.
Русь, Российская держава, Россия, Отечество наше, Родина – вот имена нашей страны, где мы с вами живём и гордимся тем, что мы россияне.
- А как называется город, в котором мы живём?
- В каком районе мы живём?
- А на какой улице вы живёте?
- А вы любите свой город?
- А за что вы любите свой город?
Наступает долгожданное тепло и вы, наверное, с родителями поедете скоро отдыхать на природу.
- А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
- А какие есть правила поведения?
(Показываю картинки с правилами поведения, дети озвучивают правила, которые нарисованы на картинках.)
- Молодцы. Вот мы с вами немножечко и размялись. А когда закончится лето, наступит осень. И вы все пойдёте куда?
(В школу.)
- Правильно. И мы начнём наш путь по аллее. Вот мы и добрались до первой остановки.
1-ая остановка.
- К нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, говорит, что он плохо запомнил, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение». Давайте ему напомним. Я буду начинать мысль, а вы её продолжать.
Наша речь состоит из … (слов и предложений).
Если слова подружатся и встанут рядом, то получится … (предложение).
В предложении может быть разное количество (2,3, и т. д.) … (слов).
А слова из чего состоят … (из слогов, звуков, букв).
- А сейчас мы послушаем стихи, которые подготовили нам ребята к нашему сегодняшнему занятию.
(Дети рассказывают стихи, выученные заранее.)
И. Панфилов
Ежедневно по утрам заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
Воспитатель учит нас
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные: гласные и согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать.
И в колыбельке ребёнка качать.
В. Берестов
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!
С-С-С – змеиный слышен свист,
Ш-Ш-Ш- шуршит опавший лист.
Ж-Ж-Ж- шмели в саду жужжат.
Р-Р-Р- моторы тарахтят.
Дружат гласная с согласной, составляя вместе слог.
А. Шибаев «Что такое слова?»
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И всё, что видеть может глаз –
Над нами и под нами.
И всё, что в памяти у нас –
Обозначай словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо.
- Молодцы ребята. Мы выполнили все задания на этой остановке и можем идти дальше.
2-ая остановка.
- А на следующей остановке нас ждёт игра.
(Закрепление понятия «Предложение».)
Правила игры: Кивнуть головой утвердительно, если прозвучит предложение; покачать отрицательно головой, если прозвучит набор слов.
Воспитатель. Объяснение: я говорю: «Пчела, жужжать». Что я сказала? Просто два разных слова. А вот: «Пчела жужжит». Это предложение, потому что слова здесь дружат. Здесь есть законченная и понятная нам мысль.
«Самолёт, лететь».
«Самолёт летит».
«Строители, строить».
«Строители строят».
«Дети, учить».
«Дети учатся».
«Маша, играть».
«Маша играет».
«Лена, цветы, полить».
«Лена поливает цветы».
- Самолёт летит.
- Сколько слов в этом предложении?
- Придумайте чтобы в этом предложении было 3 слова, 4 слова.
- Выложите палочками количество слов в предложении.
- Хорошо, молодцы. Идём дальше.
3-я остановка. Физминутка.
- Устали немножечко. Давайте отдохнём. На третьей остановке нас ждёт физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде – раз!
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде – два!
- Отдохнули? Продолжаем наш путь по аллее наших знаний.
4-я остановка. «Отгадайте слово по его описанию», /деление отгадок на слоги/.
- На этой остановке нужно будет отгадать несколько загадок.
- Колючая, чайная, красивая, душистая, красная, белая… (ро-за).
- Поделите слово РОЗА на слоги.
(Ребята делят слова разными способами: хлопками; руку подставить под подбородок и заметить, сколько раз подбородок прикоснётся к руке, столько и слогов.)
- Покажите на пальцах, сколько слогов вы насчитали?
(Дети поднимают два пальца.)
- Шуршащая, свежая, вчерашняя, мятая, еженедельная, стенная, областная, местная… (га-зе-та).
- Солнечные, песочные, каминные, электронные, башенные, настенные, бегущие, отстающие… (ча-сы).
- Молодцы.
- А сейчас нам ребята прочитают ещё одно стихотворение.
(Чтение стихотворения детьми В. Волина «Весёлые рифмы».)
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова:
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай СОВА.
Чтоб быстрей и лучше было,
Всё читаем по слогам.
Ма-ма мы-ла Ми-лу мы-лом.
Ма-ша ва-рит ка-шу нам.
- Слова бывают длинные и короткие, они могут состоять из 1-й, 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти частей.
(Дети встают со стульев и подходят к 1- ому столу.)
- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Деление слов на слоги».
(Для игры потребуется набор предметных картинок-лото, среди которых есть слова из одного слога. Нескольким детям раздаются карточки. Дети называют про себя то, что на ней нарисовано, делят слово на слоги и называют их по порядку. Дети при ответе поднимают руку, отвечают по очереди.)
-Какое самое маленькое количество слогов в слове?
(Один слог.)
- Молодцы. Идём дальше.
5-ая остановка.
- А на следующей остановке нас ждёт… Сейчас я вам прочитаю сказочку.
(В. Волина «Грамматическая сказка».)
Жили-были в волшебной стране Грамоте Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего-навсего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, О, У, Ы, Э, И. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Им подпевали Я, Е, Ю, Ё. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь они не умели. Вот послушайте: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ.
Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять рядышком. И назывались они согласными. Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки, правильно их произносить. Попробуйте!
- Какие звуки называются гласными?
(Те звуки, которые мы поём голосом.)
- А какие звуки называются согласными?
(Те звуки, которые не поются.)
- Устали? А следующая наша остановка - физминутка.
6-ая остановка. Физминутка.
Лучшие качели –
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да-да-да! (хлопки)
Тот не огорчается
Ни-ко-гда! (прыгают).
/Дети изображают качели: слегка пружинят в коленях, раскачивают руки вперёд-назад/
- Отдохнули? Продолжаем наш путь по аллее наших знаний.
7-ая остановка.
- Давайте сейчас подойдём ко 2-ому столу.
(Определение места звука в слове.)
Аист принёс нам конверт.
А что же в нём?
- Картинки.
Называем картинку (или читаем слово) и думаем: в начале, середине или в конце стоит в этих словах звук (р, а, ш, с)?
- Чем гласные отличаются от согласных звуков?
- Молодцы. Идём дальше по нашей аллее. И следующая наша остановка называется «Слово».
8-ая остановка.
(Чтение слогов, договаривание до целого слов.)
Воспитатель: К нам приплыл учёный сом,
Изучает буквы он,
Но слоги вот, читать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
(Дети читают слоги, придумывают конец слова к прочитанным слогам. Дети сидят за столами или на стульях, а воспитатель проходя мимо собирает слова на ладошку.)
- Молодцы. Идём дальше по нашей аллее. И следующая наша остановка – это игра «Скажи наоборот».
9-ая остановка.
Город (деревня, село).
Грязь (чистота).
Правда (ложь).
Белый (чёрный).
Весёлый (грустный).
Ясный (пасмурный, ненастный).
- Молодцы ребята. Идём дальше по нашей аллее. А на следующей остановке нас ждёт игра «Скажи по - другому».
10-ая остановка.
Метель (вьюга, буран, пурга, ураган, шторм).
Холод (мороз, стужа).
Грустный (печальный, скучный).
Страшный (ужасный, чудовищный).
- Молодцы. Ребята посмотрите на наш план - карту. Мы с вами дошли до конца аллеи. Осталась последняя остановка «Пересказ». Сейчас я буду читать рассказ и по ходу выставлять схемы, а вы запоминайте что они обозначают.
Утро. Борис был на озере. Он смастерил кораблик с белыми парусами. Кораблик быстро поплыл по озеру.
- Плыви, кораблик! – крикнул Борис.
(При чтении выставляю последовательно картинки.)
- Ребята, кто хочет сам рассказать, глядя на эти схемы рассказ, который я прочитала?
(Спрашиваю 2-х детей.)
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Вот мы с вами и дошли до крыльца вашей школы, в которую вы войдёте 1 сентября.
- А теперь давайте посчитаем ваши фишки (крышки). Кто из ребят был сегодня самым активным на занятии?
- На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие.
Литература:
- Л. Ю. Бондарева. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день /Т. В. Башаева; художник С. В. Павлычева. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.: ил. – (Развивающее обучение).
- В. В. Волина. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.
- В. В. Волина. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
- Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2010, 96с.
- Составитель Г. Ф. Марцинкевич. Обучение грамоте детей дошкольного возраста: планы занятий. – Волгоград: Учитель, 2006 – 127 с.
Читайте также |
---|
Проект на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Проект на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Краткое описание проекта: Данный проект представляет собой работу по созданию развивающей среды...
Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах»
Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах» Цель: обогащение двигательного опыта детей по средствам закрепления езде на самокате...
Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду
Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду