Непосредственно–образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Тема: «Сравнение по толщине»

 

Цель:

  • Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», формировать умение сравнивать предметы по толщине;
  • Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
  • Закрепить счетные умения, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине;
  • Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: изображение теремка, сделанного из цилиндрических брёвен, изображение толстого и тонкого дерева, плакат – схема, изображение лавочки.

Раздаточный: карандаши, цилиндры, 2 прямоугольника разного размера.

 

Ход работы:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: - Ребята, подойдите ко мне. - Помните ли вы сказку «Теремок»? (Слайд.) - Чем закончилась эта сказка? (Ответы детей.) (Слайд.) - А хотите помочь зверушкам построить новый теремок? - Сможете?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Строим теремок» (начало).

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представления детей о цилиндрических поверхностях, уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий»;
  2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

Воспитатель: - Из чего был построен старый теремок?

Выслушиваются все ответы детей.

2.2. Опыты с деревом:

Воспитатель: - ребята, давайте проведём небольшое исследование и выясним, из какого материала лучше всего построить теремок животным.

У меня для вас на столе уже приготовлены предметы: деревянные, стеклянные, металлические.

Для начала, давайте, выясним какой предмет будет удерживать тепло. Для этого приложите предметы по очереди к щеке. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) Вывод: дерево теплее, значить деревянный дом будет теплее.

А теперь возьмите стеклышко и посмотрите через него на свои руки. Видите их? (Через металл, дерево.) Какой сделаем вывод? Что стекло прозрачное – значить не годится для строительства, а дерево и металл – не прозрачные, но исходя из первого опыта, мы не будем использовать металл для постройки теремка.

Воспитатель: - мы закончили с вами опыты. Какой вывод вы можем сделать? Из какого же материала лучше всего строить теремок?

После чего показать детям картинку с изображением теремка.

Рассказать детям, что деревянные дома строят из брёвен, которые получаются так: сначала рубят деревья, обрубают у них ветки и сучья, обдирают кору (Рассказ сопровождается показом презентации.)

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите выбрать бревна для строительства нового теремка. - Чтобы начать работу нам нужно как следует размяться. Вот, например, звери каждое утро делают зарядку, чтобы стать сильными, красивыми, смелыми и ловкими? - Хотите сделать такую же зарядку?

Физкультминутка «Звери делают зарядку» Звери делают зарядку (Ходьба на месте, руки на поясе.) Кто в припрыжку, (Прыжок вверх.) Кто в присядку, (Присесть, руки вперед.) Кто-то плечи поднимает, (Поднять плечи, руки свободно опущены.) Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.) Сделаем руками взмах, (Руки в стороны.) Вправо мах и влево мах, (Маховые движения руками вправо-влево.) Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе.) Присед, (Присесть.) Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны.) Всем спортсменам Шлём поклон (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед.)

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Строим теремок» (продолжение).

Дидактические задачи:

  1. Создать мотивационную ситуацию для введения способа сравнения по толщине приложением;
  2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Дети садятся за стол. Перед каждым ребенком положить неотточенные карандаши одинаковой длины, но разного диаметра. Карандашей одного диаметра должно быть 3, карандашей, которые имеют другой диаметр – 1.

Воспитатель: - Для того, чтобы начать строительство нужно подобрать 3 бревна одинаковой толщины. (Дети отсчитывают 3 карандаша.)

Воспитатель: - Одинаковая ли толщина у брёвен? (Если дети выбрали карандаши правильно, то главный строитель - волк – сомневается, одинаковой ли толщины брёвна заготовлены.)

Воспитатель: - Как показать волку, что брёвна действительно одинаковой толщины?

Дети предлагают варианты, но поскольку способа сравнения по толщине они ещё не знают, то у них возникает затруднение.

Воспитатель: - Смогли вы помочь волку? (Нет.) - Почему не смогли? (Потому что не знаем способа сравнения по толщине.)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра «Строим теремок» (окончание).

Дидактические задачи:

  1. Формировать представление о сравнении предметов по толщине способом приложения, закрепить умение сравнивать по длине;
  2. Формировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
  3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

Воспитатель: - Что нам надо сделать ребята? (Узнать, как сравнить брёвна по толщине.) - Попробуйте сами догадаться!

Необходимо выслушать все версии детей, создать доброжелательную атмосферу. Очень важно хвалить и поддерживать детей, пытаться вовлечь молчунов.

Если никто из детей не догадался, как правильно сравнивать предметы по толщине, необходимо задать вопрос: - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает.)

Воспитатель: - Для того чтобы сравнить предметы по толщине, надо приложить торец одного предмета к торцу другого (показать).

Воспитатель: - Ребята, волк просит нарисовать картинку, на которую он будет смотреть, когда ему будет нужно сравнить предметы по толщине. (Поместить на доску схему.)

 

схема

 

- Где находится толстое (тонкое) бревно? (Наверху (внизу).) - Выберите 3 бревна одинаковой толщины. - Одинаковой ли длины брёвна вы заготовили?

Дети кладут карандаши рядом и выравнивают края и делают вывод, что брёвна имеют одинаковую длину.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Танцы в лесу» - музыкальная пауза.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.

5.2 Игра «Лавочки».

Дидактические задачи: закрепить умение сравнивать по толщине приложением, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, речь.

Дети садятся за столы, на которых находятся 4 цилиндра. Высота всех цилиндров одинаковая. У цилиндров попарно одинаковая толщина.

Воспитатель: - Звери решили построить возле теремка две лавочки. Посмотрите, вот такие.

 

лавочки

 

- Лавочка для медведя, волка и лисы должна быть на толстых ножках, а ножки другой лавочки должны быть тоньше. - Для кого же надо сделать вторую лавочку? (Для мышки, лягушки, зайчика.) - Как вы думаете, почему ножки одной лавочки должны быть толще, а второй – тоньше? - Как вы будете подбирать ножки для лавочек?

Дети проговаривают способ сравнения по толщине, а затем приступают к выполнению задания.

Ребёнку, который выполнил задание дать два прямоугольника разного размера для завершения строительства лавочек.

6. Итог занятия.

Дидактические дачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель: - Где вы сегодня побывали? - Кому помогли? - Ребята, вы молодцы, что смогли помочь зверям заготовить брёвна для нового теремка и построить лавочки! - А смогли потому, что научились сравнивать предметы по толщине. - Хотите посмотреть, какой получился теремок у зверей? (На экране показать картинку с новым теремком и лавочками.)

 

Используемая литература:

  1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 л. Часть 2.2016 г.
  2. Физкультминутка - http://studopedia.ru/15_114419_zveri-bistro-prosipaytes.html


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно –…

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно – эстетическому творчеству в средней группе Цель: формирование навыков выполнения аппликации в...

Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»

Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»

Читайте также

План воспитательно-образовательной деятельности на январь

План воспитательно-образовательной деятельности на январь

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава…

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава Армии родной» Цели и задачи: Формировать представления детей о государственном празднике –...

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...