«Татарское народное искусство – рисование национального орнамента на блюде»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада

(Беседа и рисование)

 

Цель: закрепить знания детей о родной республики, формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с татарским народным искусством и национальным орнаментом.

Задачи.

Образовательные задачи: познакомить детей старшей группы с разновидностями татарского орнамента и его особенностями.

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности дошкольников, чувство цвета, формы и композиции;
  • развивать связную речь, память, внимание мышления, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное;
  • совершенствовать технические умения и навыки рисования красками.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа, интерес к историческому прошлому столицы и гордость за свой народ.

Словарная работа: обогащение словаря – разновидности орнамента: цветочно -растительный, геометрический, зооморфный.

Наглядный материал и оборудование: печатное пособие «Татарский национальный орнамент», кукла в национальном костюме, тюбетейка, калфак, образец расписанного фартука, блюда и ичиги, фотографии и иллюстрации, проигрыватель с национальной музыкой; шаблоны для раскрашивания, краски, кисточки, клеенки, стаканчики с водой.

Введение

Традиции, обычаи и культура края, в котором проживают дети, должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. В соответствии с требованиями основной программы воспитания и обучения в детском саду и НРК программы я знакомлю детей с народной символикой цвета, орнаментом и его разновидностями, стараюсь приблизить детей к познанию народного творчества, искусства и красоты национального костюма Татарстана. На данном занятии моя главная цель, помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству через рисование.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня немного побеседуем и поговорим о республике, в которой мы с вами живем.

- Кто мне скажет, как называется наша республика? (Ответы детей.)

- Правильно. Мы с вами проживаем в прекрасной республике, которая называется Татарстан. Это очень дружелюбная республика и тут проживают люди разных национальностей: чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые чтят, помнят свою культуру, традиции. И в нашей группе есть ребята и русские, и татары. И все вместе вы играете, гуляете, дружите. Правда, ребята? (Ответы детей.)

- А скажите мне, пожалуйста, как называется главный город, столица Татарстана? (Ответы детей.)

- Правильно.

Казань – это большой и красивый город со своей историей и многочисленными памятниками. Приехать в Казань можно на самолете, на поезде, электричке и автобусе. В городе построено метро, на котором можно быстро доехать из одного конца города в другой. Казань - это древний город. Стоит наша столица на реке Казанке. В городе есть много достопримечательностей: это цирк, зоопарк, набережная, театр кукол “Экият”. Но, главная достопримечательность это, конечно Казанский Кремль. (Показать иллюстрации Казанского Кремля.)

Правда, он очень красив? К тому же он построен много веков назад.

Послушайте, какие красивые стихи сочиняли поэты про свой родной город:

Хороша ты, Казань,

В предрассветную рань

Ты, Казань, как сад весной

Цветешь всегда ты, город мой,

Любимая моя Казань.

Радостью Казань моя полна

И светла и зелена.

Город кажется весной

Белой чайкой над волной.

Чудные парки и сады

Всюду яркие цветы.

В этом городе живет

Дружный труженик - народ.

- В Татарстане есть свои национальные праздники, которые очень любят все жители республики. Это «Навруз», «Сабантуй». На праздники люди надевали свои лучшие наряды, украшения. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе. Это и есть национальный костюм татар (демонстрация рисунков костюма).

- Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях куклы Алсу и Ринат. Они одеты в татарские национальные костюмы.

– А кто мне скажет, что у Алсу на голове? Во что она одета? (Ответы детей.)

- А во что одет Ринат, как называется его головной убор? (Ответы детей.)

- Молодцы. Вы правильно назвали элементы национальных костюмов. Любимыми цветами являются зеленый, красный, синий, белый. Платье было неизменно широким, внизу - оборки. Поверх платья надевали жилет или фартук. На ноги надевали кожаные сапоги – ичиги. И вся одежда и обувь обязательно украшена вышивкой, состоящей из особого орнамента (демонстрация рисунков одежды и бумажных макетов обуви и фартуков, украшенных орнаментом).

У татарского народа существует три вида орнамента:

1) Первый вид «цветочно-растительный» - мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы); цветов: тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. (Показать иллюстрации). Таким видом орнамента украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

2) Второй вид орнамента « геометрический» - это прямые и изогнутые линии, круги, сердечки - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.

3) Третий вид «зооморфный» - схематические рисунки животных - среди узоров получили распространение изображения соколов голубей, уток.

Такой же орнамент изображался и на посуде татар – пиалы, блюда, кувшины, тарелки. (Демонстрация изображения блюда.)

Куклы Алсу и Ринат собираются на праздник. Они хотят на этом празднике угостить всех ребят национальным блюдом – сладким Чак-чаком. Но у них, к сожалению, нет блюда, чтоб положить угощение. Я предлагаю вам помочь нашим гостям и подарить им блюда, которые вы сами разукрасите красивым орнаментом.

- Ребята, присаживайтесь на свои рабочие места.

У вас на столах лежат листочки с шаблоном блюда и изображенным на них национальным орнаментом. Тут нарисованы колокольчики и листочки. Вам предстоит раскрасить их по своему представлению. Сначала закрашиваем основной фон блюда в наиболее понравившийся вам цвет.

Пока подсохнет краска, мы с вами сделаем разминку для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика (движения руками соответствуют словам)

Мы сегодня рисовали

Наши пальчики устали

Их немного разомнем,

Потрясем, похлопаем,

Сомкнем и разомкнем,

Снова рисовать начнем!

Теперь можно приступить к раскрашиванию основного орнамента. Цветочки и листочки вы можете раскрасить разными цветами, какими хотите.

(Детям напоминается, что они должны закрашивать аккуратно, не выходя за контуры и не оставляя просветов.)

Во время работы детей фоном включается татарская национальная музыка.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые, яркие блюда у нас получились. Давайте подарим их нашим гостям. Думаю, что Алсу и Ринат останутся довольными.

(Рассматриваем вместе рисунки детей.)

 Рисунки детей

Заключение.

Дети на занятии познакомились с народным прикладным искусством, национальным татарским костюмом, посудой, и орнаментом, изображенным на них. Приобщением к традиционной культуре татарского народа воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край, способствует формированию положительных качеств личности ребенка.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Читайте также

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей…

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей направленности с 5 до 6 лет.Тема: «Здоровые зубы – красивая...

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)