Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Конспект занятия «Наш Байкал»

 

Цели.

Познавательная: познакомить детей с особенностями озера и его охраной.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, экологическое сознание, бережное отношение к воде.

Развивающая: развивать речь, мышление, память.

 

Ход занятия

Этапы Деятельность учителя
1. Вводный

Цель: приветствие детей. Настроить на продуктивную работу.

Здравствуйте, ребята!

Улыбнитесь друг другу и тихонько садитесь!

2. Основной

 

Цель: проверить знания детей по теме Охрана воды.

Сейчас мы повторим тему прошлого занятия «Охрана воды».

- Какие бывают загрязнения воды? (естественные и искусственные).

- Что относится к естественным загрязнениям?

(загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями).

- Что относится к искусственным загрязнениям?

(промышленное, сельскохозяйственное загрязнения).

- Как нужно беречь воду? (использовать экономно, не загрязнять, в водоёмах не использовать химические (порошок, мыло, шампунь) средства.

* Загрязнения воды бывают естественные и искусственные. Загрязнять воду нельзя, ведь могут погибнуть все животные и растения, которые обитают в воде. Загрязнённая вода опасна для здоровья человека.

Беседа

 

Цель: подготовить учащихся к изучению новой темы «Наш Байкал».

- Что такое озеро? (озеро- это природное углубление на поверхности суши заполненное водой).

- Что такое море? (море – это часть океана, ограниченное по берегам сушей.)

 

Сегодня на занятии мы будем продолжать тему охрана воды, только мы рассмотрим это на примере озера.

Сообщение темы и цели занятия

Байкал.

Цель: Сообщить тему и цели занятия.

Ц.В: послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: к чему призывает нас автор?

Стихотворение

Беречь Байкал - святое дело:

Его судьба – у нас в руках!

Сама Природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!

И верю я: Байкал будет России славу приносить!

И нам потомки не забудут

За это должное воздать.

М.Митюков.

- К чему же нас призывает автор?

Тема занятия «Наш Байкал». Сегодня мы познакомимся с особенностями озера, его охраной, загрязнениями, а также с некоторыми животными, познакомимся с легендой об Ангаре.

Цель: Сформировать знания об экологическом состоянии Байкала, мерах его охраны, особенностях озера.

- Сейчас я вам прочитаю легенду об Ангаре, а вы внимательно послушайте.

Чтение легенды об Ангаре

Изображение

Шаманского

камня

Беседа по содержанию легенды

Рассказ воспитателя с элементами беседы

Изображения Байкала

 

Легенда об ангаре

- кем приходится Ангара Байкалу?

- что произошло, когда Байкал заснул?

- к кому бросилась бежать Ангара?

- как назвали камень, который Байкал бросил вслед убегающей дочери?

- чем закончилась легенда?

Ц.В: послушайте рассказ о Байкале и скажите, что нового вы узнали об озере Байкал?

Есть на земле места, первозданная красота которых, величие и удивительная гармония как бы демонстрируют неограниченные возможности природы. Таково сибирское озеро - Байкал - уникальное сокровище и гордость России. Среди заснеженных хребтов на самой окраине Северной Азии лежит это огромное пресноводное озеро. Древнее. Чистое. Самое глубокое в мире. Самое красивое. Одно из величайших озер планеты, колыбель многих племен и народов древности. Сибиряки говорят: кто не был на Байкале, тот не видел Сибири.

"Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна, цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная, изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой всячины" А.П.Чехов.

Озеру Байкал посвящен день, который называется - День Байкала. Целью этого дня является привлечение внимание людей к сохранению Байкала. В этот день проводят: школьные олимпиады о Байкале, просмотры фильмов о Байкале.

Показ на карте

 

Байкал – это пресноводное озеро на юге Восточной Сибири. Возраст озера 25-30 млн. лет. Он является источником большого количества запасы пресной воды, объём воды в озере составляет 23000кв. м, это 20% мировых запасов воды.

И ¾ запасов пресной воды в России.

Наибольшая глубин6а составляет 1637 метров. Длина Байкала составляет 636 км, а ширина 81 км. Вода в Байкале как мы уже сказали пресная и ещё она прозрачная (40м). Из Байкала вытекает 1 река Ангара. А самая большая река, которая впадает в Байкал, называется Селенга.

На Байкале огромное разнообразие растений и животных. Растений 1085, а животных 1550. Чего больше растений или животных? Из этих животных и растений 1000 эндемиков.

- Что нового узнали об озере Байкал?

Словарная работа

Сообщения детей

Словарная работа

 

Энде‘мики

  1. читаем по слогам.
  2. читаем с ударением.

Эндемики - это виды растений и животных, которые обитают только в Байкале.

О некоторых эндемиках сейчас нам расскажут

ребята.

Ц.В: послушайте сообщение о нерпе и ответьте на вопрос? Как называется детёныш нерпы?

В рассказе встретится слово продушина - продухи

Продухи – это отверстия во льду. Через них нерпа дышит.

Изображение нерпы

 

1) Байкальская нерпа – это единственное млекопитающее, которое обитает на Байкале. На поверхность льда нерпа зимой не выходит и дышит в продушинах, которые сооружает ещё в тонком льду. В конце зимы нерпа выходит на лёд. Здесь самки нерпы устраивают лазки и делают в снегу нору. Рождаются детёныши в феврале-марте. Детёныша нерпы называют белёк. Питается нерпа рыбой.

- Как называется детёныш нерпы?

- Чем питается нерпа?

Ц.В: послушайте сообщение о голомянке и скажите:

какая особенность у этой рыбы?

Изображение голомянки

2) Голомянка – это прозрачная рыба без чешуи, тело которой состоит на 35% из жира. В воде видны только глаза, спинные позвонки и кровеносные сосуды. Она обитает на большой глубине озера. Питается мелкими рачками и мелкими водорослями. Голомянкам живородящая рыба. Голомянкой питаются почти все рыбы и нерпа.

- Какая особенность у этой рыбы?

- Кто питается голомянкой?

Ц.В: послушайте сообщение о байкальской губке и ответьте на вопрос: губка это растение или животное?

Изображение губки

3) Байкальская губка – многоклеточное животное, является мощным фильтратором байкальской воды, она очищает воду от загрязнений. Живут на каменистых склонах. Пищу получает, постоянно фильтруя воду.

- Губка это растение или животное?

- Как получает пищу?

Про каких животных мы сейчас прослушали сообщения?

Практическая работа

Рассказ воспитателя

Показ на карте

Изображения загрязнений

Показ по карте

 

Возьмите сейчас листочки, на которых нарисован Байкал. Сейчас мы на схеме покажем длину Байкала и ширину, максимальную глубину, покажем реку, которая вытекает из Байкала и самую крупную реку, которая впадает в Байкал. И покажем, где находится Шаманский камень. Раскрасьте цветным карандашом озеро.

 

Карта

 

Сейчас я расскажу вам о загрязнениях Байкала и методах борьбы с ними. А вы ответьте на вопрос: что загрязняет Байкал, и как борются с загрязнениями озера?

Города: Иркутск, Ангарск, Шелехов, Черемхово, Усолье-Сибирское промышленность этих городов выбрасывает в воздух вещества, которые приносят вред Байкалу. Эти вещества выбрасываются в воздух, затем ветер приносит загрязнения на Байкал и с осадками выпадают на территорию озера, тем самым загрязняя его. Селенгинский Целлюлозно-картонный комбинат, который изготавливает картон, сбрасывает сточные воды в Селенгу самый крупный приток Байкала, а эти сточные воды Селенга приносит в Байкал. Так же загрязняет озеро водный транспорт это, например лодки, катера они загрязняют воду топливом, и обычным мусором, также вред приносят туристы, они вытаптывают траву, вырывают растения, оставляют мусор. С загрязнениями борются экологи проводя различные акции по защите Байкала, собирают мусор по берегам озера. Привлекают туристов и экологов из других стран на помощь Байкалу. На заводах устанавливают очистные сооружения, чтобы предотвратить попадание различных веществ в озеро.

Также создаются специальные охраняемые территории, на которых охраняются растения и животные, и территория самого Байкала. Это, например Байкало-Ленский заповедник, Прибайкальский национальный парк и Качергатский заказник.

- что загрязняет Байкал?

- Как борются с загрязнениями?

3 Динамическая пауза

 

Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения, улучшение кровообращения.

Байкал, Байкал, Байкал преображает мир

И я, и я, и я преображаю мир

И ты, и ты, и ты преображаешь мир

И мы, и мы, и мы преображаем мир

Любовь, любовь, любовь преображает мир.

Беседа

 

Цель: закрепление полученные знания, соотнесение с жизненным опытом.

- как бы вы относились к Байкалу, если бы вы жили рядом с ним?

- что вы могли бы делать для его очищения от загрязнений?

Загрязнять водоёмы нельзя, ведь от загрязнения могут погибнуть все живые существа.

Байкал это самое глубокое озеро в мире. Самое древнее. Вода в нём прозрачная. В нём обитают эндемики, такие как байкальская нерпа, губка, голомянка. Для охраны создаются специальные территории. Борются с загрязнениями экологи, туристы специальные организации. Байкал необходимо сохранить ведь это наша гордость.

Белёк потерялся и просит нас помочь ему найти своих родителей.

Кроссворд

 

Сейчас мы разгадаем кроссворд «Байкал» и поможем бельку добраться до родителей.

 Кроссворд


Вопросы к кроссворду

  1. Река, вытекающая из Байкала.
  2. Самое глубокое озеро в мире.
  3. Как называются виды растений и животных, распространенных на 1 территории и не встречающихся больше нигде.
  4. Самая большая река, впадающая в Байкал.
  5. Рыба, которая в основном состоит из жира.
  6. Единственное млекопитающее Байкала.
  7. Мощный фильтратор байкальской воды.
Молодцы! Правильно разгадали весь кроссворд.
Чтение стихотворения

Хочу завершить наше занятие стихотворением.

Лесистых гор полуовалы,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он величав и вечен

И весь до донышка просвечен

И весь до донышка родной.

И Ангары полёт строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер Баргузин.

Всё это, без чего не в силах

Быть далью, даль, и ширью ширь.

И ты не мыслима, Россия

И ты не мыслима Сибирь!

4 заключительная

Цель: обобщить изученную тему.

Сегодня мы поговорили об экологическом состоянии озера Байкал, мерах его охраны и особенностях познакомились с некоторыми животными.

Цель: поощрить активно работающих детей.

Сегодня на занятии активно работали… Молодцы!

Цель: выявить состояние и настроение детей к концу занятия.

- Изменилось ли у Вас отношение к Байкалу?



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    отличное развлечение, очень понравилось. Наталья Викторовна творческих Вам успехов, спасибо за хороший ...

    Подробнее...