Конспект занятия «Наш Байкал»
Цели.
Познавательная: познакомить детей с особенностями озера и его охраной.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, экологическое сознание, бережное отношение к воде.
Развивающая: развивать речь, мышление, память.
Ход занятия
Этапы | Деятельность учителя |
1. Вводный |
Цель: приветствие детей. Настроить на продуктивную работу. Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу и тихонько садитесь! |
2. Основной
|
Цель: проверить знания детей по теме Охрана воды. Сейчас мы повторим тему прошлого занятия «Охрана воды». - Какие бывают загрязнения воды? (естественные и искусственные). - Что относится к естественным загрязнениям? (загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями). - Что относится к искусственным загрязнениям? (промышленное, сельскохозяйственное загрязнения). - Как нужно беречь воду? (использовать экономно, не загрязнять, в водоёмах не использовать химические (порошок, мыло, шампунь) средства. * Загрязнения воды бывают естественные и искусственные. Загрязнять воду нельзя, ведь могут погибнуть все животные и растения, которые обитают в воде. Загрязнённая вода опасна для здоровья человека. |
Беседа
|
Цель: подготовить учащихся к изучению новой темы «Наш Байкал». - Что такое озеро? (озеро- это природное углубление на поверхности суши заполненное водой). - Что такое море? (море – это часть океана, ограниченное по берегам сушей.) |
Сегодня на занятии мы будем продолжать тему охрана воды, только мы рассмотрим это на примере озера. Сообщение темы и цели занятия Байкал. Цель: Сообщить тему и цели занятия. Ц.В: послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: к чему призывает нас автор? |
|
Стихотворение |
Беречь Байкал - святое дело: Его судьба – у нас в руках! Сама Природа нам велела, Чтоб жил Байкал родной в веках! И верю я: Байкал будет России славу приносить! И нам потомки не забудут За это должное воздать. М.Митюков. - К чему же нас призывает автор? Тема занятия «Наш Байкал». Сегодня мы познакомимся с особенностями озера, его охраной, загрязнениями, а также с некоторыми животными, познакомимся с легендой об Ангаре. Цель: Сформировать знания об экологическом состоянии Байкала, мерах его охраны, особенностях озера. - Сейчас я вам прочитаю легенду об Ангаре, а вы внимательно послушайте. |
Чтение легенды об Ангаре Изображение Шаманского камня Беседа по содержанию легенды Рассказ воспитателя с элементами беседы Изображения Байкала
|
Легенда об ангаре - кем приходится Ангара Байкалу? - что произошло, когда Байкал заснул? - к кому бросилась бежать Ангара? - как назвали камень, который Байкал бросил вслед убегающей дочери? - чем закончилась легенда? Ц.В: послушайте рассказ о Байкале и скажите, что нового вы узнали об озере Байкал? Есть на земле места, первозданная красота которых, величие и удивительная гармония как бы демонстрируют неограниченные возможности природы. Таково сибирское озеро - Байкал - уникальное сокровище и гордость России. Среди заснеженных хребтов на самой окраине Северной Азии лежит это огромное пресноводное озеро. Древнее. Чистое. Самое глубокое в мире. Самое красивое. Одно из величайших озер планеты, колыбель многих племен и народов древности. Сибиряки говорят: кто не был на Байкале, тот не видел Сибири. "Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна, цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная, изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой всячины" А.П.Чехов. Озеру Байкал посвящен день, который называется - День Байкала. Целью этого дня является привлечение внимание людей к сохранению Байкала. В этот день проводят: школьные олимпиады о Байкале, просмотры фильмов о Байкале. |
Показ на карте
|
Байкал – это пресноводное озеро на юге Восточной Сибири. Возраст озера 25-30 млн. лет. Он является источником большого количества запасы пресной воды, объём воды в озере составляет 23000кв. м, это 20% мировых запасов воды. И ¾ запасов пресной воды в России. Наибольшая глубин6а составляет 1637 метров. Длина Байкала составляет 636 км, а ширина 81 км. Вода в Байкале как мы уже сказали пресная и ещё она прозрачная (40м). Из Байкала вытекает 1 река Ангара. А самая большая река, которая впадает в Байкал, называется Селенга. На Байкале огромное разнообразие растений и животных. Растений 1085, а животных 1550. Чего больше растений или животных? Из этих животных и растений 1000 эндемиков. - Что нового узнали об озере Байкал? |
Словарная работа Сообщения детей Словарная работа
|
Энде‘мики
Эндемики - это виды растений и животных, которые обитают только в Байкале. О некоторых эндемиках сейчас нам расскажут ребята. Ц.В: послушайте сообщение о нерпе и ответьте на вопрос? Как называется детёныш нерпы? В рассказе встретится слово продушина - продухи Продухи – это отверстия во льду. Через них нерпа дышит. |
Изображение нерпы
|
1) Байкальская нерпа – это единственное млекопитающее, которое обитает на Байкале. На поверхность льда нерпа зимой не выходит и дышит в продушинах, которые сооружает ещё в тонком льду. В конце зимы нерпа выходит на лёд. Здесь самки нерпы устраивают лазки и делают в снегу нору. Рождаются детёныши в феврале-марте. Детёныша нерпы называют белёк. Питается нерпа рыбой. - Как называется детёныш нерпы? - Чем питается нерпа? Ц.В: послушайте сообщение о голомянке и скажите: какая особенность у этой рыбы? |
Изображение голомянки |
2) Голомянка – это прозрачная рыба без чешуи, тело которой состоит на 35% из жира. В воде видны только глаза, спинные позвонки и кровеносные сосуды. Она обитает на большой глубине озера. Питается мелкими рачками и мелкими водорослями. Голомянкам живородящая рыба. Голомянкой питаются почти все рыбы и нерпа. - Какая особенность у этой рыбы? - Кто питается голомянкой? Ц.В: послушайте сообщение о байкальской губке и ответьте на вопрос: губка это растение или животное? |
Изображение губки |
3) Байкальская губка – многоклеточное животное, является мощным фильтратором байкальской воды, она очищает воду от загрязнений. Живут на каменистых склонах. Пищу получает, постоянно фильтруя воду. - Губка это растение или животное? - Как получает пищу? Про каких животных мы сейчас прослушали сообщения? |
Практическая работа Рассказ воспитателя Показ на карте Изображения загрязнений Показ по карте
|
Возьмите сейчас листочки, на которых нарисован Байкал. Сейчас мы на схеме покажем длину Байкала и ширину, максимальную глубину, покажем реку, которая вытекает из Байкала и самую крупную реку, которая впадает в Байкал. И покажем, где находится Шаманский камень. Раскрасьте цветным карандашом озеро.
Сейчас я расскажу вам о загрязнениях Байкала и методах борьбы с ними. А вы ответьте на вопрос: что загрязняет Байкал, и как борются с загрязнениями озера? Города: Иркутск, Ангарск, Шелехов, Черемхово, Усолье-Сибирское промышленность этих городов выбрасывает в воздух вещества, которые приносят вред Байкалу. Эти вещества выбрасываются в воздух, затем ветер приносит загрязнения на Байкал и с осадками выпадают на территорию озера, тем самым загрязняя его. Селенгинский Целлюлозно-картонный комбинат, который изготавливает картон, сбрасывает сточные воды в Селенгу самый крупный приток Байкала, а эти сточные воды Селенга приносит в Байкал. Так же загрязняет озеро водный транспорт это, например лодки, катера они загрязняют воду топливом, и обычным мусором, также вред приносят туристы, они вытаптывают траву, вырывают растения, оставляют мусор. С загрязнениями борются экологи проводя различные акции по защите Байкала, собирают мусор по берегам озера. Привлекают туристов и экологов из других стран на помощь Байкалу. На заводах устанавливают очистные сооружения, чтобы предотвратить попадание различных веществ в озеро. Также создаются специальные охраняемые территории, на которых охраняются растения и животные, и территория самого Байкала. Это, например Байкало-Ленский заповедник, Прибайкальский национальный парк и Качергатский заказник. - что загрязняет Байкал? - Как борются с загрязнениями? |
3 Динамическая пауза
|
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения, улучшение кровообращения. Байкал, Байкал, Байкал преображает мир И я, и я, и я преображаю мир И ты, и ты, и ты преображаешь мир И мы, и мы, и мы преображаем мир Любовь, любовь, любовь преображает мир. |
Беседа
|
Цель: закрепление полученные знания, соотнесение с жизненным опытом. - как бы вы относились к Байкалу, если бы вы жили рядом с ним? - что вы могли бы делать для его очищения от загрязнений? Загрязнять водоёмы нельзя, ведь от загрязнения могут погибнуть все живые существа. Байкал это самое глубокое озеро в мире. Самое древнее. Вода в нём прозрачная. В нём обитают эндемики, такие как байкальская нерпа, губка, голомянка. Для охраны создаются специальные территории. Борются с загрязнениями экологи, туристы специальные организации. Байкал необходимо сохранить ведь это наша гордость. Белёк потерялся и просит нас помочь ему найти своих родителей. |
Кроссворд
|
Сейчас мы разгадаем кроссворд «Байкал» и поможем бельку добраться до родителей.
|
Вопросы к кроссворду |
|
Чтение стихотворения |
Хочу завершить наше занятие стихотворением. Лесистых гор полуовалы, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал. И сам он величав и вечен И весь до донышка просвечен И весь до донышка родной. И Ангары полёт строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы – сосны над обрывом, И дикий ветер Баргузин. Всё это, без чего не в силах Быть далью, даль, и ширью ширь. И ты не мыслима, Россия И ты не мыслима Сибирь! |
4 заключительная |
Цель: обобщить изученную тему. Сегодня мы поговорили об экологическом состоянии озера Байкал, мерах его охраны и особенностях познакомились с некоторыми животными. Цель: поощрить активно работающих детей. Сегодня на занятии активно работали… Молодцы! Цель: выявить состояние и настроение детей к концу занятия. - Изменилось ли у Вас отношение к Байкалу? |
Читайте также |
---|
Дидактические игры по математике
Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...
Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы
Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы Паспортные данные: Наименование мини – музея: «Ракушки» Профиль мини – музея: поисковая, научная...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век...