Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста 4 - 5 лет по теме: «Перелётные птицы»

 

Цель: уточнить и расширить знания детей о перелётных птицах.

Задачи:

- продолжать учить составлять короткий связный рассказ;

- продолжать развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа;

- развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику;

- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Предварительная работа.

1. Наблюдение на прогулке за изменениями в природе весной, за прилётом птиц.

2. Чтение художественной литературы по теме «Пернатые друзья» - чтение рассказов В.Бианки «Лесные домишки», «Грачи», заучивание стихотворения «Скворец» Г.Снегирёва.

3. Рассматривание демонстрационных картин Н.В.Нищевой «Птицы», презентаций и альбома с фотографиями по теме «Наши пернатые друзья».

Оборудование: 2 видеописьма, плакат весеннего леса, фотографии птиц, ёмкость с водой, небольшие камешки, музыкальное сопровождение.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент:

а) - Доброе утро, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение! Только что на электронную почту нашего детского сада пришло письмо. Давайте его послушаем внимательно (!).

(Видеописьмо от Скворца.)

б) Проблемная ситуация:

«Дорогие ребята! Я и мои пернатые друзья вернулись домой после холодной зимы. Но злая колдунья заколдовала наш лес. Помогите нам, пожалуйста, расколдуйте наш лес. В письме есть подсказки.»

- Ребята, от кого это письмо? (Ответы детей.)

- Правильно это письмо от Скворца. А какие птицы прилетают к нам?

(Полные ответы детей.)

- Хотите ли вы помочь птицам? А почему? (Ответы детей – потому что жалко, птицам негде жить, им надо строить гнёзда и т.д.)

- Тогда давайте помогать. Нужно расколдовать лес и злая колдунья испугается и убежит из леса.

2. - Вот вам первое задание.

- Расскажите о перелётных птицах.

(Используем мнемотаблицу в виде слайда на интерактивной доске (см. таблицу 1.)

1. Перелётная или зимующая птица.

2. Назови из каких частей состоит птица? (туловище, голова, хвост. крылья, клюв).

3. Где живёт? (гнездо, дупло, скворечник).

4. Чем питается?

5. Какую пользу приносит человеку?

Дети рассказывают о 2-3 птицах. Первым рассказ составляет воспитатель, используя мнемотаблицу.

 

мнемотаблица

 

- Какие вы молодцы! Мы с вами справились с первым заданием. Давайте немного отдохнём. Встаньте все, пожалуйста.

3. Физкультминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

(Во время физкультминутки звучат звуки природы весной, дети выполняют движения, соответствующие словам.)

4. - Хорошо. Давайте, приступим с вами ко второму заданию.

Опыт с водой «Напои птичку»

На стол для опытов воспитатель ставит прозрачную ёмкость, наполовину заполненную водой. Рядом ставит макет птички.

 

Опыт с водой «Напои птичку»

 

- К нам прилетела птичка и очень хочет пить, но не может дотянуться своим клювом до воды. Как можно ей помочь?

(Ответы детей.)

- Я вам покажу как можно помочь птичке. Нам нужно опустить в стакан несколько камешков. Варя, поможешь мне?

(Ребёнок опускает камешки, вода начинает подниматься.)

- Дети, что случилось с водой? Почему она начала подниматься?

- Сможет ли теперь птичка достать клювом до воды? (Если птичка не достаёт, нужно продолжить опыт.)

- У нас получилось справиться с заданием. Молодцы, ребята!

5. Задание третье «Найди чей домик»

- Дети, злая колдунья спрятала все домики наших пернатых друзей. Давайте, рассадим птиц по своим домикам.

(На магнитной доске большой плакат леса, дети находят домик для каждой птицы и помещают туда птицу.)

- Почему Варя ты думаешь, что это домик ласточки?

- А это домик для дятла? и т.п.

Каждый ребёнок объясняет свой выбор.

- Вы сделали всё правильно! У нас я думаю всё получилось. Наша птичка следила за нами всё это время и видела, как вы справлялись с заданиями и вам прислала ответ.

(2 видеописьмо от Скворца.)

6. «Ребята, спасибо вам за вашу помощь. Вы всё сделали правильно. Наш лес теперь расколдован, а злая колдунья убежала из нашего леса. Вам в подарок от всех пернатых друзей новая настольная игра. До свидания!»

Воспитатель подводит итог и отдаёт новую игру.

- Что мы сегодня делали? Зачем помогали птицам? Что было самым сложным? Всё ли получилось?

 

Используемая литература.

1) Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.

2) Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе» (конспекты занятий).

3) Ковалько В.И. Азбука физкультминуток.

4) Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения…

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности» Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества»

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества» Выход с флажками под музыку чтение стихов песня «Бравые солдаты». (Дети сели.) Вед: Сегодня мы собрались, чтобы...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Читайте также

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности Дидактическая игра является эффективным средством формирование таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Пожарная безопасность» (Для детей подготовительной группы) Цель: развитие связной речи. Задачи: Образовательные: - формировать у детей умение...

Проект по ФЭМП «Две дружных формы и два весёлых цвета»

Проект по ФЭМП «Две дружных формы и два весёлых цвета» Введение В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию»...