Конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе
Тема: «Веселая ярмарка» - «Дымковские игрушки»

 

Программные задачи.

Познавательные:

- продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель, Городец, Матрешки;

- закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;

- развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, элементы узора;

- приобщать детей к истокам русской народной культуры. 

Социально-коммуникативные:

- развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

- воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

- продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке.

Речевые:

- активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Дымково», «Городец», Матрешка.

Художественно-эстетические:

- способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

- вызвать у детей желание побыть в роли дымковских мастеров и самостоятельно расписать игрушки на бумажных шаблонах. 

Физические:

- развивать мелкую моторику рук. 

Материал: изделия народных умельцев – мастеров Дымково, Городца, Хохломы, Гжели, краски-гуашь, кисти, салфетки, подставки под кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много у нас сегодня гостей. По старому русскому обычаю давайте пожелаем им здоровья. (Дети здороваются с гостями.)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: Да, ребята, Россия – наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.

Мы с вами совершали путешествие в мир красоты и удивительных творений народных умельцев, которыми славится наша Россия. (Слайд.)

Города старинные мастерами славятся,

Улицы кузнечные, улицы гончарные,

Площади торговые, праздничные ярмарки.

С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки. (Слайд.)

Что такое ярмарка? (Ответы детей.) 

Воспитатель: Это шумный большой базар, на котором продают свои изделия мастера.

Вот и сегодня у нас в детском саду будет проходить ярмарка.

Подходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки да посуда собраны! 

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли! 

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты! 

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра! 

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера! 

Воспитатель. На ярмарку со всех сторон привозили изделия русские мастера. Но сегодня мастера приехать к нам не смогли, а поручили нам разложить товар по промыслам.

Воспитатель. А разложить товар мы сможем, если отгадаем загадки.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась

Сладким соком налилась

А трава, как бахрома

Золотая… (Хохлома.)

Найдите предметы, которые можно отнести к золотой хохломе (Помещают на отдельный стол.) (Слайд.)

Какой материал используют мастера для хохломских изделий? (Дерево.)

 Назови главные элементы хохломской росписи? (Завиток, цветы, листья, ягоды.)

Какие ягоды? (Смородина, рябина, земляника.)

Какие краски используют художники из Хохломы? (Красная, желтая, оранжевая, зеленая, черная.)

Слушайте следующую загадку: (Слайд.)

Эта роспись,

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков, 

Колокольчиков звонких. 

Синие птицы

На веточках тонких. (Гжель.) 

 Выберите изделия из Гжели (Помещают на отдельный стол.) (Слайд.)

Какие цвета используют гжельские мастера до обжига? (розовый и черный.)

Почему Гжельские мастера выбрали для своих изделий синий цвет? (от цвета неба.)

Какой материал используют мастера. (Глина.)

Слушайте следующую загадку: (Слайд.)

Коль на досочке девица

Иль удалый молодец

Чудо-конь и чудо-птица

Это значит … (городец) 

Выберите изделия из Городца (помещают на отдельный стол). (Слайд.)

Что украшают городецкой росписью? (столы, стулья, разделочные доски, солонки, игрушки, все деревянные изделия)

Назовите основные узоры городецкой росписи? (Конь, птица, цветы.)

Слушайте следующую загадку: (Слайд.)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… (матрешка).

Выберите матрешек (Помещают на отдельный стол.) (Слайд.)

Почему матрешку называют матрешкой? (От русского имени Матрена.)

С какой матрешки начинают мастера свою работу? (С маленькой.)

В каких городах делают матрешки? (Полхов-Майдан, Вятск, Сергиев.)

Игра «Собери Матрешку»

Слушайте следующую загадку (Слайд.)

Веселая белая глина, 

Кружочки, полоски на ней, 

Козлы и барашки смешные, 

Табун разноцветных коней, 

Кормилицы и водоноски, 

И всадники, и ребятня, 

Собачки, гусары и рыбы. 

А ну, назови-ка меня! (Дымково.) (Слайд.)

Воспитатель. Ребята, а где же дымковские игрушки? Неужели мастера забыли их прислать? А что за конверт лежит? Здесь письмо.

Воспитатель читает письмо: «Ребята, у нас много работы, и мы не успели расписать для вас игрушки, но мы знаем, что вы уже научились украшать дымковским узором фигурки и сможете сами расписать». Воспитатель обращает внимание на нераскрашенные фигурки дымковских игрушек

Воспитатель: Дети, нам сегодня необходимо поработать как дымковские мастера и раскрасить эти игрушки. Ведь мастера хотели, чтобы их игрушки тоже были на нашей ярмарке. Вы согласны?

Воспитатель: Какие игрушки делают в Дымково? (Козлик, конь, барышня, индюк, водоноска, нянька, петухи, олени.) (Слайды.)

А почему их назвали дымковскими? (изготовляли в селе Дымково).

Откуда появилось такое название "Дымково"? (Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом, голубые дали и село большое "Дымково" назвали.) 

А чем отличается дымковская игрушка от других? (Дымковские игрушки всегда белого цвета.)

Какие игрушки вы еще знаете? (Филимоновские.)

Воспитатель: Прежде чем перейти в нашу мастерскую давайте сделаем гимнастику для рук.

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

Привезли мы глину с дальнего бугра Взялись за руки, идут по кругу
Ну-ка за работу, чудо-мастера! Вытягивают руки вперёд, в стороны
Слепим, высушим – и в печь! Лепят ладошками
А потом распишем. Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии
Будем мы игрушки «печь», «Лепят» ладошками
Печка жаром пышет. Кулачки сжимают и разжимают
А в печи – не калачи, Машут указательным пальцем
А в печи – игрушки! Вытягивают руки вперёд

Воспитатель: Какие краски используют дымковские мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, жёлтую, оранжевую.

Воспитатель: А какие элементы дымковского узора вы знаете?

Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии.

Воспитатель: А что обозначают эти элементы? (волнистая линия - вода, клетки земля, а окружность–солнце.)

Воспитатель: - Как расположены узоры на дымковской игрушке? (Вдоль шеи, вдоль тела, вдоль ног – строго геометрически.)

Вам в помощь мастера прислали несколько образцов росписи. (Слайд.)

Воспитатель: Ребята, вы можете выбрать один из этих образцов, чтобы расписать игрушки. Но можно придумать и свой узор из колечек, кружочков, точек и линий.

Самостоятельная деятельность детей под русскую народную музыку.

Воспитатель напоминает технику рисования: как держать кисточку, как рисовать тонкие прямые линии (концом кисти), толстые линии (всем ворсом), волнистые линии (кисточку плавно то вверх, то вниз), кольца (одним круговым движением концом кисти), круги (всем ворсом кисти безотрывными линиями), маленькие точки-ватной палочкой.

Воспитатель напоминает, как нужно пользоваться краской, задавая детям наводящие вопросы.

Дети рисуют под негромкую русскую мелодию. Воспитатель помогает детям по мере необходимости.

Расписанные игрушки выкладывают на стол для дымковских игрушек.

Дети рассматривают все рисунки, рассказывают, из каких элементов они составляли узор и какими красками пользовались.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера.

Теперь весь товар на ярмарке на месте. (Звучит музыка.) (Слайд.)

Внимание! Внимание! Внимание! 

Открывается веселое гуляние! 

Торопись, честной народ, 

Тебя ярмарка зовет! 

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь! 

А на ярмарке товары:

Продаются самовары

И отменные игрушки! 

Водоноски и зверушки! 

Посмотрите, как живой, 

Есть и конь здесь удалой! 

- Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» 1. Пояснительная записка. Дошкольное образование, как первое звено образовательной...

Мастер-класс «Пилотка – оригами к 23 февраля»

Мастер-класс «Пилотка – оригами к 23 февраля»

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»

Читайте также

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...

Проект «Волшебные краски»

Проект «Волшебные краски»

Занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Математика – царица наук»

Занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Математика – царица наук» Подготовительная группа — особый возраст. Её воспитанники осознают себя самыми старшими...