Конспект занятия по формированию целостной картины мира

Тема: «Я – это кто?»

 

Задачи:

Образовательные.

Дать детям понятие – мимика. Учить детей по мимике определять настроение, состояние человека. Продолжать знакомить детей с отличительными особенностями человека, живых существ: они растут и развиваются.

Упражнять детей в умении сравнивать себя и окружающих с другими людьми.

Продолжать знакомить детей с фотографией.

Расширять знания детей об именах: изменяются ли они в течение жизни.

Развивающие.

Развивать мыслительную деятельность детей, приучая делать простейшие выводы. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными ответами, описывать по схеме настроение, по голосу – характер.

Развивать наблюдательность.

Воспитательные.

Воспитывать интерес к себе, доброжелательное отношение к окружающим.

Материал и оборудование: кукла, фланелеграф, фигурки, фотоаппарат, карандаши, листочки бумаги, альбомы, фотографии.

 

Ход занятия.

Дети входят в зал, здороваются с присутствующими, подходят к воспитателю (перед детьми стоит детский стульчик, на котором сидит знакомая детям кукла Катя).

Воспитатель. – Дети, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Молодцы, все поприветствовали гостей, а сейчас обратите внимание на стульчик. Кто это?

Дети. – Это кукла Катя.

Воспитатель. – Правильно, дети, это наша кукла Катя, мы уже давно с ней играем, еще с младшей группы. Сегодня она пришла к нам снова. Дети, а какая разница между куклой и только что родившимся ребенком?

Дети. – Кукла неживая, а ребенок живой он двигается, кричит, плачет, растет.

– Ребенка нужно купать, кормить, а иначе он не выживет, будет болеть.

– Кукла внутри пустая, а у ребенка много разных органов: желудок, мозги, кости, печень, кровь.

– С куклой что хочешь, то и можно делать, а у ребенка свой характер, он может не соглашаться.

Воспитатель. – Правильно, дети, с ребенком трудно, но интересно: видеть, как он растет, изменяется.

А вы помните, какими вы были маленькими?

Дети. – Нет.

Воспитатель. – А вам хотелось бы сейчас увидеть себя маленькими?

Дети. – Да.

Воспитатель. – Дети, кто знает, с помощью чего мы можем это сделать?

Дети. – Это можно сделать с помощью фотографии.

Воспитатель. – Конечно, нам помогут фотографии. Где дома хранят фотографии?

Дети. – В семейном альбоме.

Воспитатель. – В каждом доме, в каждой семье есть семейные альбомы. А для чего, по-вашему, хранят фотографии, собирают их в альбом.

Дети. – Фотографии хранят для того, чтобы посмотреть, какими были маленькими, когда вырастем.

– Чтобы вспомнить тех людей, которые уже умерли.

– Чтобы вспомнить родственников, которые с нами не живут.

– Чтобы посмотреть и вспомнить какое-то событие, праздник.

Воспитатель. – Верно, дети, наша память не может сохранять все, что было в жизни. А иногда так хочется вспомнить, каким ты был, что изменилось за прожитые годы, вспомнить родных и близких, которые не живут рядом с вами, какие-то события в жизни.

Эти фотографии я взяла из семейного альбома Илюши. Давайте посмотрим эту фотографию. Как вы думаете, когда фотографировали Илюшу? Сколько ему было лет? и т.д.

(Вначале фотографии рассматриваются вразброс, а потом воспитатель предлагает расставить их по мере того, как Илюша рос. Дети расставляют фотографии на наборном полотне.)

Воспитатель. – Теперь вы видите, какой был наш Илюша, и каким он стал. Что самое главное с ним происходило за это время?

Дети. – Он рос.

Воспитатель. – А дальше он будет расти? Взрослеть?

Дети. – Да.

Воспитатель. – Как мы будем его называть?

Дети. – Илюша будет расти и пойдет в школу, его будут называть школьником.

– Потом Илюша пойдет в училище, институт, техникум и его будут называть студентом.

– Потом Илюша будет работать, и его будут называть рабочим или служащим.

– Потом Илюша состарится, пойдет на пенсию, его будут называть пенсионером.

Воспитатель. – Какая длинная, долгая линия жизни получилась от рождения до старости.

А у кого еще бывает такая долгая-долгая линия жизни? Кто рождается, взрослеет, стареет?

Дети. – Растения, животные, птицы, насекомые.

Воспитатель. – На что это похоже?

Дети. – На книжку-раскладушку, на диафильм, на длинный поезд.

Воспитатель. – Правильно, дети, это как длинный поезд; вагончиков в нем много, а пассажирами могут быть только те, кто растет: деревья, цветы, птицы.

На этом столе лежат карточки, на которых изображены различные предметы, люди, животные, насекомые, птицы. Но в вагончиках ехать могут те, кто растет. Пожалуйста, разместите пассажиров поезда. В первый вагончик пассажиров разместит Женя. А остальные смотрит, правильно ли Женя выполнил задание.

Ребенок. – В первый вагончик я разместил: человека, зайца, дерево.

Воспитатель. – Во второй вагончик разместит пассажиров Оля.

Ребенок. – (Ребенок объясняет.)

Воспитатель. – В третий вагончик разместит пассажиров Настя.

Ребенок. – (Ребенок объясняет.)

Воспитатель. – Посмотрите, дети, мы разместили в этом длинном поезде только тех, кто растет.

Воспитатель. – Сегодня, дети, я хочу вас сфотографировать на память. Через год вы уйдете в школу, а мы с Т.Н. будем смотреть на фотографию и вспоминать вас. (Фотографирую.)

А пока фотография будет проявляться, мы с вами поговорим дальше.

Воспитатель. – Человек с возрастом сильно изменяется: его рост – он становится выше, полнота – худеет или полнеет, цвет волос, их частота – некоторые седеют, а у мужчин образуется лысина. Меняется и лицо – появляются морщины. Меняется выражение лица. А называется выражение лица – мимикой.

Не напрасно я вам говорила, когда фотографировала, чтобы вы улыбались – это значит, что у вас хорошее настроение.

А вы знаете, что первое впечатление о вас складывается по тому, как вы двигаетесь, как разговариваете или общаетесь, т.е. какой у вас голос, какая мимика. Мы уже знаем, что выражение лица, которое передает настроение можно изобразить с помощью схем.

Вчера я просила вас посмотреть на выражение лица мамы, когда вы встретитесь с ней вечером, проследить будет ли меняться выражение лица мамы на протяжении вечера, от чего оно изменится?

А сейчас на первой схеме передайте настроение мамы, которое было у нее, когда вы встретились с ней, на второй любое другое выражение лица мамы во время вечера.

(Дети рисуют.)

Дети. – (Объясняют схемы.)

Воспитатель. – А сейчас мы посмотрим, какое впечатление сложится у наших гостей о вас по тому, как вы двигаетесь.

(Дети двигаются под музыку.)

Воспитатель. – Дети, посмотрите на нашу куклу. Сколько мы ее знаем, а ее все также зовут Катя. А всегда ли ее так будут звать?

Дети. – Да.

Воспитатель. – А у вас тоже есть имена. Давайте сейчас все хором произнесем каждый свое имя.

Дети. – (Произносят.)

Воспитатель. – А как вы думаете, меняются ли у людей имена в течение жизни.

Д. – Да и нет. Добавляется отчество. Но близкие – мама, до старости будут звать меня по имени. Бабушка маму всегда зовет по имени, а на работе маму зовут по имени и отчеству.

Воспитатель. – А сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что я стала такой маленькой, как вы, а вы стали такими взрослыми, солидными, как я.

Как бы тогда звали меня?

Дети. – Оленька, Олечка, Олюшка.

Воспитатель. – А как бы звали вас?

Дети. – (Называют свое имя и отчество.)

Воспитатель. – Имен много, все они хороши, все зависит от того, кто произносит имя и как произносит. Сегодня в гости к нам пришли любимые герои – мышка, петух и кошка. На кого я надену шапочку, тот превратится в этого героя и его голосом попробует произнести свое имя.

После каждого произношения дети объясняют каким они сразу представили героя (Оля им представилась слабой, беззащитной, боязливой, маленькой; Миша – сытый, важный, ленивый, сразу дает понять, что мышкам его нужно боятся; Женя – гордый, задиристый, красивый, так и хочет сказать «берегись меня».)

Воспитатель. – Молодцы, дети, голосом можно передать настроение, характер героя, его поведение и даже внешность.

Вот как интересно мы сегодня поговорили о себе, но очень много нового вы будете узнавать, открывать в себе на протяжении жизни.

Вот как раз и проявилась наша фотография. Давайте ее рассмотрим.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на…

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая» Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа...

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает посуда» с использованием МЭО Цель: систематизирование знаний по ознакомлению с окружающим...

Читайте также

Сценарий к 8 Марта «Мамам посвящается»

Сценарий к 8 Марта «Мамам посвящается» Подготовительная группа В зал под музыку входят дети с шарами и встают полукругом. Песня. Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! 8...

Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!»

Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!» Цель: формирование у детей уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь...

Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»

Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»