Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»

 

Возраст: дети 6-7 лет.

Цель: познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

Задачи:

- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;

- углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина;

- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов;

- формировать интерес к художественной литературе;

- способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений;

- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.

Активизация словаря: иллюстрация, художник, галерея, музей, выставка, анималист.

Лексический словарь: большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая, хитрая, озорные, шустрые, бурый, неуклюжие, мохнатые, несмышленые, испуганный, взъерошенная, серый, маленький, крошечный, мягонький, глаза как бусинки, пуговки

Предварительная работа: просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Большие и маленькие”, «Барсук» и др, беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.

Оборудование: выставка иллюстраций и книг Е.И. Чарушина, выставка рисунков по произведениям автора.

 

Ход занятия:

Ребята, мы находились в мастерской художника.

Послушайте стихотворение А. Шалыгиной:

«И в шесть, и в десять лет, и в пять,

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует,

Всё, что его интересует:

Цветы, животных, лес и сказки…

Всё нарисует, были б краски,

Да лист бумаги на столе

И мир в семье и на Земле!»

- Посмотрите, сколько же здесь картин!

- Сейчас каждый из вас подойдет к той картине, которая ему больше всего нравится, и посмотрит на нее.

- Как вы думаете кто автор этих картин?

- Что вы можете сказать о Е.И. Чарушине?

- Кто такой художник — «анималист»?

- Почему на его картинках изображены животные?

- Е.И. Чарушин очень любил зверей. Дома у него жило много птиц, животных, которых он жалел, любил, сам лечил, наблюдал за ними и много рисовал. Читал много книг о природе. Вся его жизнь была связана с миром природы, с миром зверей. Любил рисовать звериных малышей.

Кто не любит зверюшек?

Зайчат, медвежат и хрюшек?

А тот, кто Чарушина книги читал,

О разных животных много узнал.

Забавные киски, собачки и птички,

В книжках живут на каждой страничке.

Сам автор рассказов для вас рисовал.

Вот Томка, вот Тюпа

О них ты читал?

Так книжки откроем мы с вами скорей,

Найдём мы там много пушистых зверей.

Отгадывание произведения.

1. Послушайте внимательно отрывок из произведения.

«Копай нору-подземный дом-глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнём, третий-за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый- в частом ельничке. »

- Как вы думаете, чьи это слова (Лисы.)

- Из какого произведения. (Лиса с лисятами.)

- Покажите мне картину на нашей выставке, которая соответствует данному произведению.

2. В каком произведении нашли маму-кошку для детенышей-приемышей? («Про зайчат».)

Давайте поиграем в игру «Найди ошибку»

Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.

Материал: репродукции картины.

Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.

«Перед вами репродукция картины известного пейзажиста Е.И. Чарушина «Лисичка-сестричка». Эта картина к сказке «Лисичка со скалочкой». Она рассказывает о том, как лиса с лисятами отдыхает на поляне. Самое главное и красивое в этой картине это коряга на дальнем плане. В произведении чувствуется тревога и волнение, для этого художник использовал темные, густые краски: черную и серую»

Дети исправляют:

- Е.И. Чарушин анималист; картина называется «Лиса с лисятами»; эта иллюстрация к книге «Большие и маленькие» Е.И. Чарушина - рассказ «Лиса с лисятами»; картина рассказывает о том, как лиса учит своих маленьких лисят копать норы. На переднем плане изображена большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая лиса и ее маленькие, рыжие, красивые, озорные лисята. В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использовал яркие, сочные краски.

- Молодцы вы правильно все сделали.

- А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем./Физкультминутка/

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишко,

Посидим, как олененок,

И продолжим путь.

- А давайте поиграем еще в одну игру «Подбери слово»

Цель: учить детей подбирать прилагательные к картине, развитие эстетического восприятия, речевого восприятия и обогащение словаря.

Материал: иллюстрация Е.И. Чарушина «Медвежата».

Правила игры: перед вами картина, посмотрите на нее внимательно, сейчас я буду называть 2-3 прилагательных, а вам необходимо выбрать наиболее подходящий и объяснить свой выбор.

-«Ребята, кто же изображен на этой иллюстрации? (Медвежата.)

- Чем заняты медвежата? (Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)

- Какими изобразил Чарушин медвежат? Выберите подходящие прилагательные. (маленькие-большие, неуклюжие-ловкие, косолапые, мохнатые-короткошерстные, добрые-злые, смешные-несмешные, несмышленые-смышленые, бурые-черные).

Ребята, а вы любите загадки? (Да.) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте.

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это –

- Ответ: Волк

Поиграем в игру «Я слушаю»

Цель: учить детей описывать объекты, изображённые на картине, с помощью органов чувств.

Материал: иллюстрация Е.И. Чарушина «Волчишко».

Описание игры: Перед вами картина, давайте «войдём» в картину и прислушаемся внимательнее, какие звуки там можно услышать, обозначьте их словами. Попробуем составить рассказ на тему «Я слышу».

- Ребята, кто изображён на картине? (маленький волчонок, который сидит на траве и прячется от кого-то).

- Какая шерсть у волчонка? (серая, взъерошенная).

- Какой взгляд у него? (испуганный).

- А давайте представим что он слышит в лесу. (Пение птиц, шелест листьев, шаги охотника, лай собаки, хруст веток и т.д.)

«К нам пришёл волшебник «Я ощущаю запах»

Цель: учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.

Материал: репродукция картины по рассказу «Про зайцев».

Описание игры: воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

«Художественный салон»

Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.

Материал: репродукции картин по рассказам Чарушина.

Описание игры: дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.

Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина понравилась?»

Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.

- Ну что, ребята, понравилось вам наше сегодняшняя экскурсия? (Воспитатель выслушивает ответы детей.) А что вам запомнилось больше всего? С творчеством какого художника я вас сегодня познакомила? Воспитатель обобщает: мы сегодня познакомились с творчеством художника – анималиста Евгения Ивановича Чарушина.

 

Список литературы:

http://old.sto-talantov.ru/воробьёва-рекомендации-игры-по-изо/

http://lib.exdat.com/docs/5456/index-5566.html



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...

Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой…

Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой деятельности ДОО Сегодня все чаще звучит обеспокоенность ученых, педагогов и родителей...

Читайте также

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» Месяц Март (1 неделя) Возраст 5-6 лет Тема: «Ложка...

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие»

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие» Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интегрированные...