Занятие по нетрадиционной аппликации «Русская матрёшка»

 

- Познакомить детей с народным промыслом «Гжель».

- Познакомить с историей возникновения матрёшечного промысла, c промыслами матрёшек расписанными под Гжель.

- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам.

- Обучить навыкам работы с бумагой складывание, вырезание, разрезание на равные части оформления узора.

- Учить составлять узор из сложенной бумаги.

- Развивать творческие способности детей: память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

- Воспитывать умение доводить работу до конца

Оборудование: раскрашенные матрёшки из бумаги с готовым эскизом, клей ПВА, кисти для клея, баночки с клеем ПВА, кисти для клея, салфетки для рук, подкладная клеёнка, иллюстрации с изображением матрёшек Гжель, почтовый ящик, баночка с водой, мешочек, письмо в конверте, каталог «Гжель», музыка «Матрёшки».

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас занятие – аппликация.

Раздаётся стук в дверь, заносят посылку, из посылки воспитатель достает письмо, банку с водой и мешочек. Воспитатель зачитывает письмо:

«Дорогие ребята, вам пишет письмо добрый волшебник. Я сейчас нахожусь в Африке, здесь нуждаться в моей помощи! Здесь люди никогда не видели расписных игрушек. Вы могли бы прислать жителям Африки красивые игрушки. Я вам высылаю в помощь банку с водой, если вы отгадаете все мои загадки эта вода станет волшебной и поможет вам выполнить самые сложные задания! Удачи вам!»

Воспитатель: Ребята здесь еще письмо с заданиями и инструкция. Отрываем письмо с заданиями. Нужно отгадать загадки:

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки.)

Воспитатель: Правильно дети, это матрёшка. Но добрый волшебник очень скучает по родным местам и просит украсить матрёшку росписью под гжель и прислать детишкам в Африку.

Знакомство с историей матрёшки

Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья. (рис.) Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное. Японскую игрушку он повторять не стал. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, пририсовал ей в ручки чёрного петуха.

И назвал матрёшкой.

Как вы думаете почему так названа матрёшка?

Имя Матрёна, Мотя, Матюша, тогда было широко распространено отсюда и название. Почему так одета. Девушки тех лет носили такие наряды. Матрёшка символизирует образ русской девушки.

Рассказ воспитателя о Гжели.

Расскажите- ка, откуда появилось это чудо?

Кто придумал эти краски, словно, взятые из сказки?

 Гжель - это местечко под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду. 

Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал - фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землей кормимся, глина - наше золото». На скудных землях тех мест, хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий.

2) Показ иллюстраций «Экскурсия по фабрике Гжельской майолики

3) Обобщение нового материала.

Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск.

(Стихотворение читают дети.)

Ай, да вазы, что за диво, хороши и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Воспитатель: Ребята вы отгадали загадки прочитали стихи и я вам предлагаю сделать матрёшек для волшебника и жителей Африки чтобы они могли познакомятся с нашей национальной игрушкой и прекрасной росписью – гжель. Но, мы с вами забыли про волшебную воду. Давайте посмотрим, что же с ней произошло мы ведь отгадали загадки. Воспитатель достаёт волшебный мешочек и достаёт оттуда баночку с водой, вода в ней поменяла цвет и стала «волшебной».

Воспитатель читает инструкцию, в которой написано что если этой водой обрызгать руки, то все задуманное будет по плечу.

Воспитатель брызгает на руки детей «волшебной» водой. Волшебник написал, что действие «волшебной воды» быстро пройдёт и нужно скорей приступать к работе!

Воспитатель: Для начала необходимо размяться

Физминутка

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками.)

И любо мне, и весело, 

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким 

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами.)

Дети, давайте рассмотрим матрёшку, которую сделала я. Какие основные цвета я использовала в работе.

Дети: Синий, голубой, белый.

Воспитатель: Волшебник прислал нам матрёшек, которых надо украсить.

У вас на столах квадратики синей, голубой и белой бумаги.

Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами.

Дети выполняют работу под музыку «Русские матрёшки»

По окончании работы вывешиваются на доске.

Восп. Молодцы, ребята, я думаю, что детишкам в Африке очень понравятся наши матрёшки и они с удовольствие будут с ними играть. Но я вам не всё письмо вам прочитала. Волшебник написал, что волшебная вода будет и дальше помогать тем детям, которые будут трудолюбивы, которые будут выполнять самые сложные задания. Волшебник желает вам не бояться трудностей и добиваться своей цели!

 

«Гжель»

 

Литература:

1. https://www.google.com/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad

Аппликация из сердечек в стиле "гжель". мк

2. https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&

Производство - Гжельский фарфоровый завод

3. https://www.google.com/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad

Японский Фукуруму – прототип русской матрёшки

4. https://www.google.com/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad

Традиционная русская матрёшка.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования…

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности» «Активизация воображения личности не происходит сама по себе...

Наставничество при подготовке к участию в фестивале

Наставничество при подготовке к участию в фестивале Истинная педагогика наставляет подрастающее поколение на реализацию детской мечты во взрослой жизни. Несколько лет подряд...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе «Ромашка» «Приключения в компьютерном классе» ...

Читайте также

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть…

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть такая профессия помогать людям, попавшим в беду»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки…

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки для матрёшки» Программное содержание: - развивать мышление; - учить различать один, много, маленький, большой; -...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с…

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с задержкой психического развития «Уроки безопасности» Цель: формирование знаний о правилах безопасности в...