Конспект НОД, посвященной творчеству Л.Н.Толстого в подготовительной группе

 

Цель: прививать любовь к русской литературе на примере произведений Л.Н.Толстого.

Задачи: 

  • продолжить развивать интерес к личности писателя;

    развивать умение активно участвовать в обсуждении литературных произведений;

  • продолжать оценивать поведение людей с позиции нравственных норм.

Оформление группы.

Выставка фотографий Л.Н.Толстого, иллюстраций к рассказам для детей Л.Н.Толстого.

Выставка книг для детей Л.Н.Толстого.

Предварительная работа: знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

Оборудование и материалы: магнитная доска; магниты; круг из желтого картона; лепестки ромашки, вырезанные из белого картона; птичка чиж в клетке; лопатка; ведерко, костюм старичка для мальчика, русские народные костюмы для девочек, играющих в инсценировках, телевизор, запись мультфильма «Филипок».

 

Ход НОД.

(Дети под музыку входят в группу, останавливаются около выставки, рассматривают ее.)

 Воспитатель: Ребята, чему посвящена данная выставка? (ТворчествуЛ.Н.Толстого).

Посмотрите на портрет писателя: его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза- о проницательности, широкая борода- как у доброго дедушки.

Давайте познакомимся с жизнью Льва Николаевича. Родился писатель в деревне Ясная Поляна. Какое название интересное! «Ясная» - что можно представить себе, произнося это слово? (Ответы детей: солнце, тепло, ясный день.) Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней».

Отец писателя был графом, матери своей Лев не помнил, ему было полтора года, когда она умерла. Все, что знал Лев о матери, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине. Мать знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки.

В семье графа Толстого было пятеро детей: четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька. Отец занимался хозяйством, воспитанием детей, много читал. Он собирал библиотеку. Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей.

Маленький Лева любил читать произведения А. Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь. Пушкина он считал своим учителем, когда занялся писательской деятельностью.

Окончив гимназию, Толстой решил продолжить образование, но в университет он поступил только со второго раза, сам серьезно занимаясь подготовкой. Проучившись несколько лет он ушел из университета, самостоятельно продолжил изучать курс юридических наук. После он вместе с братом Николаем поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ, а затем в Крым. Он командовал артиллеристской батареей на самом опасном участке при обороне города Севастополя. За доблестную службу он был награжден орденом и двумя медалями.

Уволившись из армии он приехал в Ясную Поляну, где прожил почти всю свою жизнь.

В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составление «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения. Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке», над которой он работал долго и кропотливо. Об этом он сам говорил с волнением: “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”. Мы с вами знаем некоторые рассказы, которые вошли в «Азбуку» Л.Н.Толстого. Давайте их вспомним.

Раздается стук в дверь и входит грустная девочка с клеткой, в которой находится птичка.

Воспитатель: У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

Ребенок: "Пора тебе, чиж, петь".

Воспитатель: "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь".

Воспитатель: Ребята, объясните Варе почему чиж не поет в клетке? (Дети рассуждают, что жить в клетке тесно, летать невозможно: одно мученье. Вывод: нельзя мучить птиц, животных, нужно живое все любить. Прикрепить лепесток на доску.)

В группу входит ребенок одетый как старичок.

Воспитатель: Старик сажал яблони. (ребенок выполняет движения) Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков".

Ребенок: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут". (Дети делают вывод: этот рассказ Л.Н.Толстого учит нас делать добро людям. Прикрепить лепесток на доску.)

Воспитатель: Ребята, сейчас девочки покажут нам рассказ Л.Н.Толстого «У бабки была внучка»? (Две девочки разыгрывают сценку по рассказу). (Кто-нибудь из детей делает вывод: старших надо уважать. Прикрепить лепесток на доску.)

Воспитатель: Мы с вами будущие школьники, и сейчас вспомним еще один рассказ Л.Н. Толстого про девочку Таню.

- Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто школа.

Ребенок: - Учи, кукла, буквы! Это – А. Это – Б. Бе. Смотри, помни! (Дети делают вывод: надо учиться. Прикрепляем лепесток на доску).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним еще рассказы Л.Н.Толстого и чему они учат нас с вами.

(Дети называют произведения Л.Н.Толстого и прикрепляют остальные лепестки к ромашке.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами видим, что все произведения Л.Н. Толстого нас чему-нибудь учат. А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, который снят по рассказу Л.Н.Толстого «Филипок».

Обобщение.

Педагог: Ребята, посмотрите, что получилось: ромашка (один из символов России) с наказами Л.Н.Толстого детям. А сейчас я вам буду говорить начало строки, а вы заканчивайте:

Лев Николаевич ……………Толстой

Любил детей он всей ……….душой..

Учил он старших ……………..уважать,

А малышей ………………не обижать.

Учил живое все …………… любить

И непременно добрым…………быть.

Чтобы желание ……………..трудиться,

Не позволяло нам …………….лениться.

Не нужно жадным …………….быть,

И всегда правду …………….говорить.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском…

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Цель: Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми...

Сценарий «Новогоднее приключение в аэропорту»

Сценарий «Новогоднее приключение в аэропорту» Ведущая: Внимание, внимание! Авиакомпания Детский сад – аэро объявляет посадку пассажиров на рейс № 2022 -...

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Читайте также

Развитие восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития…

Развитие восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности На современном этапе в системе воспитания и обучения...

Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ

Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, который вызывает изменения различных...

Обучение дошкольников правилам дорожного движения

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Очевидно, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка...