Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе

Программное содержание

  • Закрепить у детей умение составлять описательные и сравнительные рассказы по мнемотаблицам (схемам), не повторяя друг друга, использовать для описания времен года образные слова, рассказывать полно и выразительно, используя сравнения и метафоры.
  • Закрепить понятие «родственное слово», упражнять в преобразовании слов.
  • Активизировать употребление эпитетов, упражнять в подборе антонимов и синонимов.
  • (Закрепить) Обобщить представления детей о народном творчестве -фольклоре, разделяя их по жанрам: песенные - частушки, колыбельные, народные песни, распевы; малые фольклорные формы, устные поговорки, пословицы, считалки, потешки, прибаутки, загадки, былины, сказки.
  • Упражнять в отгадывании названий сказок и авторов по предложенной речевой игре «Мысли-загадки» и названия сказок. И наоборот.
  • Упражнять в образовании новых слов способом словосложения, закрепить понятие «сложные слова».
  • Закрепить именительный и родительный падеж множественного числа существительных.
  • (Развивать речь) Упражнять в составлении слов, путем добавлении 1,2,3 букв, в умении составлять слова, путем переставления и букв.

Ход занятия

Звучит произведение «Времена года - Весна».

Дети проходят в группу, садятся полукругом.

- Дети, какое произведение звучит?

- Какие звуки весны вы слышите в произведении?

- Перед вами таблицы-схемы. Посмотрите, пожалуйста, внимательно, как вы думаете, о чем можно рассказать по этим схемам? (об осени, о весне)

Весна

2

-солнце светил мало; - идут частые дожди; - с деревьев падают листья; - птицы улетают в теплые края;

Осень

1

- солнце греет тепло; с сосулек капает капель; - на ветках деревьев появляются почки; - птицы прилетают из теплых стран

- Сейчас мы с вами составим рассказы об осени и весне.

Заслушиваются     2-4     ребенка     (обратить     внимание     на     полноту     и последовательность рассказов)

Дети, какое слово можно преобразовать от слова «весна»? (весенний,
веснушки, весенник. веснянка)

- Как называются слова, близкие по смыслу? (родственные)

- про что можно сказать весенний, весенняя, весеннее?

- Природа с приходом весны меняется, преображается. Каким становится небо весной? (подбор эпитетов)

- а какое оно было зимой? (аналогично. Подбор антонимов)

- Дети, вы сказали небо весной веселое (радостное, голубое и т.п). Подберите близкие по значению слова к этому слову.

- Весна долго боролась с зимой и в итоге победила. Что можно сказать о ней (смелая, сильная, храбрая), все вокруг цветет и пахнет (цветущая, пахнущая, душистая и т. д.)

- Какую сказку мы знаем, где по приходу весны героиня сказки превращается в облачко?

- Кто придумывает сказки?

- Как называется устное творчество народа? (фольклор)

- Назовите жанры фольклора (песенный частушки, народные песни,
колыбельные; устные - поговорки, пословицы, потешки, прибаутки, былины,
считалки, загадки, чистоговорки)

- Сегодня мы с вами тоже вспомним знакомый хоровод «По тропинке в лес пойдем»

- Дети, послушайте, пожалуйста, я читаю вам мысли-загадки персонажей сказок. Будьте внимательны (чтение загадок, ответы детей)

Игра «Угадайте, из какой мы сказки?»

- Ну и хвост у этой мышки, не сравнится он ни с кулаком Дедушки, ни с кулаком Бабушки. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент, Сейчас бы мной все любовались, лежало бы я на самом видном месте (персонаж).

- «Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к Бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень, очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности» (персонаж)

- «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги кот. У него ведь когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь ...» (персонаж)

- «Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там на балу. Но мы не имеем права ни спешить, не отставать» (персонаж).

Выставляется мнемотаблица «Все о рыбалке»

- Дети, как можно назвать эту картинку?

- Кто желает нам разгадать ее?

- Из каких слов состоит слово «рыболов»? Какие вы еще знаете слова, которые состоят из двух слов (подсолнух, мухомор, подснежник, подосиновик, подберезовик, земляника и т. д.)

- Объясните происхождение некоторых слов?

Сейчас мы поиграем в словесную игру: «Скажи правильно»

Волк - волки - волков

Заяц - зайцы - зайцев

у зайца зубики - у волка зубища

Торт - торты - тортов

Гнездо – гнезда - гнезд

У вороны гнездо - у воробья гнездышко

Дно - донья - доньев

Пианино - пианино- пианино

Петли - петли-петель

Карандаш - карандаши - карандашей

- А сейчас проходите за столы. У каждого на столе слова-перевертыши и слова
с пропущенными буквами. Нужно сложить правильно слова-перевертыши и
вставить пропущенные буквы. Дети выполняют задания.

Слова-перевертыши

Клу, сир, насос, качаш, сно, харса, кам, феконта, колояб, дормипо,   капоч, навес, касказ, азор

Слова с пропущенными буквами

Д..б..о, с.н, с.ул, л..с, г..у..а, р..ч..а, гри.., д..р..ю, с.ол, иг..у..ка, цв..т..к, м..ш..н.., р..з.., р..к, р..6..

- Дети, что вам было интересно на занятии?

- Как вы считаете, вы справились?

- Кто какие затруднения испытывал во время занятия?

Анализ работы детей воспитателем



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В…

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в группе раннего возраста (2-3 года)» В настоящее время вопросы развития...

Исследовательский проект «Овощная, волшебная акварель»

Исследовательский проект «Овощная, волшебная акварель»

Игра – занятие «Удивительный мир эмоций и чувств» Из цикла…

Игра – занятие «Удивительный мир эмоций и чувств»Из цикла программы «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» Цель: развитие умения правильно выражать...

Читайте также

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Дидактическая игра «Развиваем творческое мышление с кругами Луллия» (Технология ТРИЗ)

Дидактическая игра «Развиваем творческое мышление с кругами Луллия» (Технология ТРИЗ) Задачи: - развивать умение составлять фантастические истории или сказки; - формировать понятие о...