Конспект НОД по экологическому воспитанию
«Как обитатели леса готовятся к зиме»

 

Цель: обобщение знаний детей о подготовке животных к зиме.

Задачи: 

1) обогащение знаний детей о сезонных изменениях в природе;

2) расширять представления детей о перелетных птицах, устанавливать причино-следственные связи между особенностями корма и его наличием;

3) закрепить знания детей о подготовке животных к зиме;

4) развивать познавательный интерес к событиям, происходящих в живой природе;

5) воспитывать бережное отношение к животным и птицам.

Предварительная работа.

- Дидактические игры: Природа и человек, что нужное, прилетели птицы, когда это бывает; звери, птицы; весной, летом, осенью, сложи животное.

- Рассматривание иллюстраций животных в лесу.

- Чтение художественных произведений: 

  • Генералова В.Ф. Друзья леса: Лит. Композиция /В.Ф.Генералова // Читаем, учимся, играем.
  • Сладков Н. И. «Лесные сказки».
  • Бианки В.В. «Лесные сказки и были».
  • Шим Э.Ю. «Рассказы и сказки о природе»,

Словарная работа:

активизация словаря: перелетные птицы, зимующие птицы, спячка, наедает жир;

обогащение словаря: хлопотунья, оседные птицы, лиса мышкуется.

 

Ход НОД.

Воспитатель: Давайте ребята все встанем в круг, друг другу улыбнемся и скажем ласковое слово. Мы недавно с вами путешествовали в осенний лес и любовались природой леса. А сегодня я вас приглашаю в осенний лес на экскурсию. Кто является хозяином леса?

Дети: Старичок-лесовичок.

Воспитатель: Давайте попросим старичка-лесовичка превратить нас в невидимок на время, для того, чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса, как они подготавливаются к зиме. Расскажите пожалуйста как нужно вести себя в лесу?

Дети: Вести себя хорошо-не нарушать тишину, не кричать, не ломать ветки, не трогать норки животных, не срывать цветы, не гонять птиц.

Воспитатель: Молодцы, ребята послушайте какая тишина! Тихо, иногда с шуршанием упадет листок с дерева, не слышно птиц. Почему?

Дети: Птицы улетают на юг.

Воспитатель: Что происходит с природой осенью?

Дети: Становится холодно, дует сильный ветер, идет дождь, облетают с деревьев листья, появляется лед на лужах.

Воспитатель: Чем птицы питались лето?

Дети: Мошками и жучками.

Воспитатель: Наступила осень, не стало еды для птиц, вот и улетели они на юг, где тепло и сытно. А вы можете назвать птиц, которые первыми улетают на юг?

Дети: Ласточки и стрижи.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что эти птицы ничего, кроме насекомых не едят. Ни плодов в садах не клюют, ни зерен в поле не собирают.

Воспитатель: Зато тучи комаров и молекулы поедают в лесу. До миллиона штук за лето. Есть такая примета. Если быть дождю, то ласточки низов летают над землей. Потому что крылья у насекомых под действием влажности становятся тяжелыми и они летают низко около земли и ловят их маленькие верные птички с раздвоенными хвостиками. А стрижи тоже очень интересные птицы. Они так хорошо летают, что могут стать в воздухе. Ловят они комаров высоко в небе. А кто из птиц улетают на юг последними?

Дети: гуси и утки.

Воспитатель: Почему?

Дети: Они живут и питаются на водоемах, не улетают пока не замерзнут водоемы.

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питаются. Поэтому не смешайте отыскивать себе корм, не гоняйте их. А какие птицы не улетают на юг?

Дети: Вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири.

Воспитатель: Этих птиц называют зимующие - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю и оседные птицы, которые остаются целый год в местах гнездования. Когда пищи становится мало, они совершают перелеты по окрестностям.

Ну что пошли гулять дальше? Ребята, а где все звери? Смотрите, кто это?

Кто на ветке шишки грыз

И бросали объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Дети: Белка.

Воспитатель: Ребята, а как белка готовится к зиме?

Дети: Собирает шишки, желуди, сушит грибочки и относит к себе в дупло.

Воспитатель: Что происходит с шубкой белки?

Дети: Она меняет свою рыжую шубку на более теплую серую шубку.

Воспитатель: Почему?

Дети: Деревья зимой серые и она меньше заметна среди деревьев.

Воспитатель: Белка на зиму делает запасы, как можно назвать белку?

Дети: Запасливая, хозяюшка, трудолюбивая, заботливая.

Воспитатель: Еще белочку можно назвать хлопотунья, если вам попадется такая кладовая- не трогайте ее, белке она важнее. Как другие животные готовятся к приходу зимы.

Вот бежит торопиться еж

Весь в сухих листьях.

Как вы думаете, как еж готовится к зиме?

Дети: наедается жир, и спит зимой.

Воспитатель: чем питаются ежи?

Дети: Червячками и жучками.

Воспитатель: Нет не жучков, нет червяков, попрятались они, кто еще впадает в спячку?

Дети: Медведь

Воспитатель: А чем питался весной, летом, осенью?

Дети: Ягодами, медом, рыбой, чтоб быть сырым и спать всю зиму.

Воспитатель: Да медведь как и еж не делает запасов, они наедают жир, чтобы спать а своей берлоге всю зиму, зимой берлогу закроет снежное одеяло и тепло в ней медведю. А сейчас я вам предлагают немножко поиграть.

Физминутка.

Я вам загадаю загадки о животных, вы должны не произносить ответ, а показывать их в движениях.

1) На спине иголки длинные и колкие,

А свернется в клубок нет ни головы, ни ног

2) Серовато, зубовато по полю рыщет

Телят, ягнят ищет

3) А то рыжая, то серая

А названьем белая

4) Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос

5) Какой зверь опасный ходит в шубе рыжей

Снег разгребает, мышек хватает

За собой следы заметает.

6) Что за зверь такой лесной,

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Воспитатель: Молодцы! ну что экскурсию дальше.

А вот еще один лесной житель. Он тоже как и белка поменял губку, кто это?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Сначала белеет хвост, затем задние лапы, потом белеет спинка, за ней уши, но не до самых кончиков, они остаются черными. Делает ли запасы заяц?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно, зайцы питаются корой деревьев и сухими опавшими ветками, которые они находят в лесу. Но у бедного зайца есть враги, кто же они?

Дети: Волк и заяц.

Воспитатель: Чем питается волк?

Дети: Зайцами, охотятся на лосей, на мышек.

Воспитатель: Правильно, волк тоже готовится к зиме, шерсть его за лето и осень отрастает, становится очень густой и теплой. Им это необходимо, ведь он спит прямо на снегу. А кто еще у зайца враг?

Дети: Идет лиса очень тихо, не слышно, потому что у нее на лапах отрастает густая шерсть, и они не мерзнут. Чем питается лиса?

Дети: Мышами

Воспитатель: Любит лиса мышей из снега доставать. Слух у лисы хороший, начинает она снег лапами разгребать, мышкуется лиса в народе говорится.

Вот подошла к концу наша экскурсия. Видели в лесу и птиц и зверей. Рассмотрели как кто готовится к приходу зимы, кто делает запасы, кто впадает в спячку, кто утепляется на зиму. Теперь вы знаете, что звери и птицы занимаются хлопотами при подготовке к зиме. А теперь попросим старичка-лесовичка вернуться из леса в группу.

Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилась экскурсия? что именно понравилось?

Ответы детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Осень в творчестве художников и поэтов»

«Яркая осень»

«Яркая осень» Очень продуктивно, познавательно и весело прошел октябрь месяц в нашем саду. Дети всех групп проводили нашу красавицу осень. Малыши...

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в…

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в сказку» Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Закрепить и обобщить знания детей о свойствах...

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...