Конспект открытого занятия по декоративному рисованию «Роспись дымковской барышни»
(Подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цели: познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства- дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях: создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании: развивать эстетический вкус формировать интерес и любовь к народному творчеству, бережная отношение к традициям народа.
Материалы к занятию и оборудование: магнитофон, аудиозаписи песен: «Барыня»; мольберт, дымковские игрушки, образцы построения дымковских узоров. Гуашь, вода, палитра, кисти, подставки для кисточек, салфетки (сушить кисть), силуэты дымковских барышень, ½ альбомного листа для черновика.
Ход занятия:
Звучит русская народная песня «Барыня». Дети садятся на банкетки перед столом, на котором стоят дымковские игрушки.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Слышали как они весело поют.
Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки, стоящие на столе.
Воспитатель: Вспомните откуда приехали эти игрушки и как они называются.
Дети:
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ребята, эти игрушки из села Дымково и называются они Дымковскими народными игрушками. Ребята, а из какого материала сделаны эти игрушки.
Дети:
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, дымковские мастера мастерят игрушки из глины, а потом расписывают их дымковскими узорами. А ведь вы знаете стихи о дымковских игрушках. Давайте их вспомним, гостям будет приятно их услышать.
Ребенок 1:
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.
И село большое Дымково назвали.
Ребенок 2:
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Ребенок 3:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски - Казалось бы простой узор,
Но отвести не в силах взор!
Ребенок 4;
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса:
Тугая черная коса,
Щеки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
Воспитатель: А вам бы, ребята, хотелось бы стать дымковскими мастерами и расписать свою дымковскую барышню.
Дети:
Ответы детей.
Воспитатель: Но прежде, чем начинать расписывать барышню, давайте вспомним, какие краски используют дымковские мастера при росписи дымковских народных игрушек.
Дети:
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, верно, подметили, что народные умельцы из села Дымково использовали яркую, праздничную гамму цветов. По белоснежному фону они наносили узоры красной, оранжевой, желтой, синей, голубой, зеленой красками.
А какие элементы дымковского узора вам известны?
Дети:
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это полосы и линии разного характера, круги, кольца, мазки, черточки. Другими словами, дымковские игрушки расписаны геометрическим узором.
При составлении узора дымковские мастера соблюдали определенные правила. Давайте назовем их.
Дети:
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, линейный узор строится из полос и линий расположенных вертикально или горизонтально.
Часто мастера используют в узоре клетку, сочетание горизонтальных и вертикальных полос и иллиний.
Линейный узор дополняется другими элементами: кругами, мазками, точками, черточками.
Иногда юбки барышень состоят из кругов и колец расположенных в шахматном порядке или строго друг под другом, словно крупные бусины нанизанные на невидимую нить.
Но прежде чем начать работу давайте отдохнем и поиграем.
Дети встают перед банкетками, проводится физкультминутка.
Воспитатель:
Наши руки крендельком,
(Руки на поясе.)
Щеки будто яблоки.
(Руками касаемся щек.)
С нами издавна знаком
(Руки вперед ладонями вверх.)
Весь народ на ярмарке.
(Руки разводят в стороны.)
Дымковские барыни
(Руки на пояс.)
Всех на свете краше.
(Делают пружинку с поворотом туловища вправо и влево.)
А гусары баловни - Кавалеры наши.
(Выполняют движение «Ковырялочка».)
А сейчас, ребята, я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, наши барышни собрались на праздник, а юбки у них не нарядные, не праздничные. Давайте им поможем и украсим юбки дымковскими узорами. Чтобы наряд порадовал красавиц, вам нужно подумать какими цветами вы будете рисовать, какие элементы будут в узоре.
И только после этого приступайте к работе.
На черновике нарисуйте выбранные элементы, так вы вспомните последовательность их рисования.
Старайтесь, чтобы работы были аккуратными. При работе не набирайте на кисточку много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Помните, что тонкие линии и точки рисуем кончиком кисти и без нажима, а полосы с нажимом. Чем сильнее нажим, тем шире будет полоса.
Самостоятельная работа детей.
Детские работы выставляются для общего обзора на мольберте. Предлагает детям выбрать понравившихся им барышень и обосновать свой выбор.
Вывод:
Воспитатель: Сегодня вы еще раз встретились с дымковскими народными игрушками, побывали в роли дымковских мастеров.
Воспитатель хвалит тех ребят, которые внесли в свои рисунки интересные дополнения.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно справились со своей работой. Ваши дымковские барышни очень красивы и нарядны, теперь они смогут пойти на праздник.
Читайте также |
---|
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим…
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим заключением «ОНР, 3 уровень речевого развития» по автоматизации звука [ж]...
Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»
Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...
Проект «Семья - мой мир»
Проект «Семья - мой мир» Информация о проекте Длительность: среднесрочный (3 месяца). Дата реализации проекта: ----------. Возрастная категория: 5-7 лет. Участники: воспитанники, коллектив воспитателей, родители. Продукт:...