Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет на тему: «Филимоновское чудо»

 

Цель.

Формирование у старших дошкольников творческих способностей посредством приобщения к декоративно – прикладному искусству Тульского края: народному промыслу - Филимоновской игрушке.

Задачи.

- Образовательные.

  • Систематизировать знания детей о народных промыслах в процессе приобщения их к творчеству Тульских мастеров. Напомнить детям о происхождении филимоновской игрушки.
  • Закрепить декоративные элементы филимоновской росписи: полосы, точки, круги, цветы, ёлочки, солнышко.
  • Учить расписывать объёмную глиняную фигурку петушка основными традиционными узорами в определенной цветовой гамме: жёлтым, зеленым, малиновыми красками.

- Развивающие.

  • Развивать художественно - эстетические способности, умение видеть прекрасное в обыденных предметах.
  • Формировать интерес дошкольников к народной игрушке.

- Воспитательные.

  • Воспитывать уважительное отношение к творчеству народных умельцев, аккуратность при выполнении росписи и умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция с другими образовательными областями:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» и использование ИКТ.

Предварительная работа.

  • Чтение художественной литературы о мастерах Тульской области. Рассматривание фотографий с изображением Филимоновских игрушек.
  • Организовать выставку изделий из глины.
  • Вылепить заранее глиняных петушков и другие фигурки животных (кони, коровы, олени и другие).

Оборудование:

  • помещение оформлено в виде деревушки, где расположены силуэты Филимоновских игрушек большого размера (корова, конь, солдат, барыня, петух);
  • мультимедийная установка, презентация «Чем славится наш Тульский край?»;
  • стол для выставки детских работ (хохломской росписью);
  • глиняные не раскрашенные свистульки;
  • костюм петуха;
  • фартуки;
  • тонкие (беличьи) кисточки;
  • подставки для кисточек;
  • скатерти;
  • баночки - «непроливайки»;
  • баночки с гуашью по три штуки с жёлтой, розовой, зеленой;
  • салфетки;
  • подставки для росписи игрушек (можно крышки из-под ведерок по количеству детей);
  • губки для вытирания излишка краски с фигурки;
  • латок с глиняными фигурками;
  • леденцы в виде петушков, который выносит «петух».

 

Ход занятия:

Дети заходят в зал и становятся перед экраном полукругом. На экране показывают презентацию « Чем славится наш Тульский край?»

Воспитатель:

Дети! Я приглашаю вас на экскурсию по Тульскому краю. Пожалуйста, дети, обратите внимание (воспитатель жестом указывает на экран). Что вы видите перед собой?

Дети:

1. Я вижу перед собой город Тулу.

2. Это карта нашего Тульского края.

Воспитатель:

Дети! Скажите, пожалуйста, чем славится наш Тульский край?

Дети: Тула – город оружейников.

Воспитатель:

Правильно, Тула веками оружье ковала.

Дети:

Наш Тульский край славится самоварами.

В Туле пекут вкусные пряники.

Тульский край славится звонкими гармонями. (На экране появляется слайд со всеми тульскими ремеслами.)

Воспитатель:

А еще под Тулой есть удивительное место, где жил и работал великий русский писатель. Кто из вас знает, что это за место как зовут этого писателя?

Дети:

Это Лев Николаевич Толстой, он жил в Ясной Поляне, написал много книг и прославил Тульский край на весь мир. (На экране появляется слайд с Л.Н. Толстым.)

Воспитатель:

Вот, молодцы, как интересно вы рассказали! Наш Тульский край славится и своими мастерами. Вы знаете кого-то из них? Пожалуйста!

Ребенок:

Да! Я знаю Тульского кузнеца-Левшу, который подковал блоху!

(На экране: Левша с блохой.)

Воспитатель:

Умница! Да, действительно богата Тульская земля и народными мастерами.

Дети, отгадайте загадку:

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут!

Там народные умельцы,

К нам добро в дома несут.

А добро то не простое,

И ни злато – серебро!

Создают из глины чудо,

Как называется оно?!

Что это за чудо то такое,

Необычное, глиняное, расписное?

Дети:

1. Это Филимоновская игрушка.

2. Глиняные свистульки из деревни Филимоново.

Воспитатель:

Конечно же, это чудо называется Филимоновская игрушка. Дети! Вы хотите побывать в этой деревеньке и увидеть глиняные игрушки Филимоновских мастериц?

Дети:

Да! Хотим!

(Звучит музыка. На экране появляется деревня.)

Воспитатель:

Хотите! Тогда проходите! Вот она - эта деревенька! (Воспитатель и дети двигаются мимо указателя на деревню по кругу под песню «Вместе весело шагать по просторам». Воспитатель заходит за ширму и превращается в хозяйку, надевает костюм. А после музыки появляется изображение хозяйки на экране и рассказывает: «Вот деревня Филимонова, Тульской области, Одоевского Района. Когда-то здесь народные умельцы - Филимоновские гончары придумали лепить и расписывать игрушки из глины» (Хозяйка держит игрушку в руках.) Можно много раз видеть нашу местную Филимоновскую игрушку, но, повстречавшись, с ней вновь, опять остановишься и залюбуешься. Как всё просто, изящно, гармонично, какая выдумка и чувство красоты!

(Хозяйка появляется перед детьми, а на экране – игрушки.)

Хозяйка:

Перед вами здесь игрушки,

Разноцветны и ярки!

Озорные, как частушки,

Светятся, как огоньки!

Не просто глиняные игрушки, а Филимоновское чудо! Дети, чем необычны эти игрушки? Как вы думаете?

Дети:

1. Игрушки красивые и яркие.

2. Это все свистульки.

3. Филимоновские свистульки смешные и причудливые.

4. Они озорные и веселые.

5. Все игрушки сделаны из глины.

Хозяйка:

Молодцы! Давайте подумаем, какие сюжеты легли в основу Филимоновских игрушек?

Дети:

1. Я вижу перед собой танцующую пару – солдата и барышню.

2. Мне нравится конь и корова – они очень смешные.

3. У них длинные шеи.

4. А мне приглянулась красиво расписанная свинка. Ее бочка украшены причудливым узором.

Хозяйка:

Дети, что общего у этих игрушек?

Дети:

1. Филимоновские игрушки похожи узорами.

2. У них вытянутые шеи.

Хозяйка:

Какие узоры филимоновской росписи вам знакомы?

Дети:

1. Я знаю узор – Филимоновские цветы.

2. А мне знакомы точки и зигзаги.

3. У петуха бока расписаны елочкой.

4. Я вижу такие узоры, как солнышко и звездочка.

Хозяйка:

Сплетаются эти узоры в радостные соцветия. А какими основными цветами раскрашены свистульки?

Дети:

Они расписаны красным, желтым, зеленым и иногда синим и малиновым.

Хозяйка:

Мастерицы из деревни Филимоново Тульского края не только лепили и украшали глиняные свистульки, но и сочиняли про них пословицы и поговорки. Вспомните, пожалуйста, какие вы знаете?

Дети:

1. Петух семейку охраняет - никого не подпускает.

2. Не желает медведь реветь – желает свистеть.

3. Верхом – не пешком, захочу – на коне поскачу.

4. Один солдат на базар – другой с базара.

5. Коровушка непростая – глиняная, расписная.

6. Танцует парочка – солдат и сударушка.

7. Конь бежит – вся земля дрожит.

Хозяйка:

Молодцы! Порадовали меня, вот, сколько пословиц и поговорок вы знаете! Как вы думаете, зачем людям нужны Филимоновские игрушки?

Дети:

1. Мастера делали игрушки - свистульки для детской забавы, чтобы играть с ними.

2. Лепили для продажи на ярмарках.

3. Для красоты, потому что их раскрашивали яркими красками.

4. Они приносят людям радость.

Хозяйка:

Спасибо, вам дети за песню.

(Звучит мелодия, под которую появляется ребенок в костюме петуха с лотком глиняных нераскрашенных игрушек.)

Петушок: Петушок, я, Петушок!

Золотой, я, гребешок!

Встретить я хочу друзей.

И узнать у них секрет,

Как раскрасить мне скорей

Вот эти свистульки для детей!?

Хозяйка:

Здравствуй, Петушок! Мы рады тебя видеть!

Петушок:

Здравствуйте гости дорогие (грустно отвечает).

Хозяйка:

Что ты Петенька не весел,

Красну голову повесил?

Что ты Петя загрустил,

Свои крылья опустил?

Петушок:

Ох- ох-ох! (Вздыхает.)

Хозяйка:

Петушок! Мы тебя сейчас развеселим! Поиграй с нами! (Дети становятся вокруг петушка, ходят по кругу и проговариваю.)

Дети:

Трух! Трух! Трух! Трух!

Ходит по двору петух.

Сапоги со шпорами,

Хвост с узорами,

На дворе стоит

И на весь двор кричит! (Дети разбегаются.)

Петушок:

Ку-ка-ре-ку! (Машет крыльями и догоняет детей.)

Хозяйка:

Развеселили мы тебя, Петушок? (Он вздыхает.)

Вижу, что нет! Что с тобой произошло? Почему ты грустный?

Петушок:

Да ребята, вот беда!

Пока шел я к вам сюда,

Проходя через мосток,

Упал в речку мой лоток!

Измочил я петушков,

Краски смылись с их боков.

Я теперь ищу совета,

Как решить проблему эту!?

Петушок:

К несчастию мои игрушки так и останутся не раскрашенными, ведь я не умею рисовать!

Хозяйка:

Да, беда, так беда! Дети! Как мы можем помочь Петушку?

Дети:

1. Мы станем друзьями петушку

2. Мы можем научить тебя рисовать

3. Поможем заново расписать игрушки! (Решительно.)

Петушок:

Вот мои игрушки – глиняные петушки. (Петушок раздает игрушки.) Вы, скорее их возьмите и по ярче распишите.

И тогда они опять будут красками сиять.

Хозяйка:

Отлично! Мы поможем тебе, петушок! Дети! Мы сегодня с вами станем народными мастерами. (Надевают фартуки и повязки на голову.) Выберите, пожалуйста, себе по одной свистульки и занимайте свои места. Петушок, присоединяйся к нам и учись расписывать игрушки из глины! (Дети расписывают свистульки.) Ребята! Давайте полюбуемся все вместе на вашу работу! (Педагог ставит стол. Дети выставляют свои работы на лоток петушку.)

Петушок:

(Любуется.) Ох! Какие глиняные игрушки!

Хозяйка:

(Берет одного петушка, Восторгается.)

Яркий петушок

У него алой краскою сверкает гребешок!

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Невозможно сосчитать!

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост!

Не забыли про подставку

Полосой украсили яркой!

Петушок:

Здорово у вас получилось, спасибо большое!

Хозяйка:

Помогли мы тебе Петушок?

Петушок:

Да, помогли вы мне на славу.

Потрудились вы не зря.

Вот сосульки получите и спасибо вам друзья.

(Дети получают леденцы в виде петушков.)

Дети:

Спасибо, Петушок!

Хозяйка:

Вот пришла к нам игрушка такая

Вся простая и без хитрых затей

Длинные шеи и расписная

Для игры и забавы детей!

А мы с вами немного отдохнем - про свистульки песенку споем! (Дети поворачиваются к фортепьяно, два ребенка берут свистульки.)

Исполняется песня « Филимоновское чудо»

1.куплет

Будто радуга и солнце

Здесь оставили свой след

Филимоновской игрушкой

Забавляется весь свет.

Припев

Что за чудо - чудеса

Нет игрушек краше.

Вот какие мастера

Живут в деревне нашей!

2. куплет

А свистульки так играют,

Что захватывает дух!

Покорил всех красотою

Филимоновский петух!

Припев

Петушок:

Всем друзья вам на прощанье говорю вам до свидания. (Он уходит и уносит лоток с игрушками.)

Хозяйка:

Дети, а нам с вами надо возвращаться в детский сад (звучит музыка и на экране появляется дорога в детский сад, пока звучит фонограмма «Вмести весело, шагать по просторам» Хозяйка «превращается» в воспитателя, переодевается. (На экране фотография детского сада.)

Воспитатель:

Вот и закончилась интересная экскурсия по Тульскому краю, мы с вами и в детском саду. Дети, что вам запомнилось? Что вам больше всего понравилось?

Дети:

1. Мы побывали в деревне Филимоново.

2. Мы играли, пели, рисовали

3. Мы научили петушка расписывать глиняные свистульки.

4. Вспомнили, чем славится наш Тульский край.

5. Наши игрушки получились красочными и аккуратными.

Воспитатель:

Дети, куда мы можем выставить ваши работы? Где могут храниться Филимоновские свистульки?

Дети:

1. Глиняные игрушки могут украсить наш дом.

2. Их можно продавать на ярмарках.

3. Свистульки можно передать в музей.

4. Игрушки можно подарить близким людям, им будет очень приятно.

Воспитатель:

Дети! Вы большие молодцы. Вы показали себя настоящими мастерами. Все очень хорошо поработали! Всех благодарю!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Конспект с презентацией виртуальной экскурсии «Московский зоопарк» для дошкольников подготовительной…

Конспект с презентацией виртуальной экскурсии «Московский зоопарк» для дошкольников подготовительной группы Цель: способствовать расширению знаний детей о значении зоопарков и видовом...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей» (Подготовительная логопедическая группа, возраст детей 6-7 лет) Программное содержание: - Закреплять навыки правильного и...

Читайте также

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах»

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах» Цель: обогащение двигательного опыта детей по средствам закрепления езде на самокате...

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа Дети заходят в зал под песню «Праздник бабушек и мам», танцуют, встают в полукруг. Ведущий: Сегодня...

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам»

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам» Экологический, исследовательско-творческий проект. Первая младшая группа № 3 «Капитошка» Среднесрочный, сроки реализации: декабрь 2022 г. – февраль...