Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Московский Кремль»

 

Цель: дать детям знания об истории Московского Кремля.

Задачи.

  1. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы (Московский Кремль).
  2. Формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям Кремля.
  3. Продолжать знакомить детей с символикой России (герб).
  4. Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопрос полным предложением.
  5. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
  6. Воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время непосредственно-образовательной деятельности.

Предварительная работа: рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением Московского Кремля и Красной площади.

Словарная работа: экскурсовод, экскурсия, Столица, Родина, посадочные места, билетная касса, огороженное место, схема, крепость, старина, враги, князь Дмитрий Донской, разрушились, «наши» дни, Кремлевская стена, башня, бор, невысокая, таинственная, тайна, тайник, колодец, потайной выход, давным-давно, царь Иван Грозный, встроенных, укрытие, Москва-река, ход, механизм, возводить, Куранты, страна, Парадный въезд, герб, государство, президент, центральная, Красная площадь, описали, рубиновая, арка, кружево.

Материалы к НОД: проектор; аудиозапись боя курантов; картинки и слайды с достопримечательностями Кремля; схемы для закрепления состава числа; карточки с цифрами от «1» до «9»; простые карандаши; цветные карандаши; счетные палочки; анаграммы с зашифрованными словами: «Кремль», «Башня», «Стена», «Звезда»; листы для раскрашивания с изображениями Спасской башни Кремля, на которой зашифрованы Куранты; слайды с изображениями Дмитрия Донского и Ивана Грозного.

 

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, сейчас мы с вами поедем на экскурсию в столицу нашей Родины. Как называется наша столица? (Ответы детей) Москва. Ребята, а как вы думаете, что такое экскурсия? (Ответы детей) Правильно! Экскурсия – это коллективное путешествие по красивым, важным местам.

Обычно люди ездят на экскурсию на специальном экскурсионном автобусе, в котором есть посадочные места с номерами и экскурсовод. Сегодня вашим экскурсоводом буду я! А вы будете моими помощниками! Договорились? Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте с вами выясним, на какие места сядет каждый из нас в автобусе. Для этого вам необходимо получить билеты на посадочные места. Сейчас мы их с вами получим в Билетной кассе.

(Дети подходят к кассе, и воспитатель раздает им «билеты», карточки с числовым рядом.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши билеты не простые, на них есть числовой ряд, в нем цифры от 1 до 10, рассмотрите его внимательно, вы что-то заметили? Правильно, в нем не хватает какой-то одной цифры. Вам необходимо найти ее среди карточек (они есть у каждого) и положить ее в пустое окошко. Еще у вас есть карандаши, кто захочет, может написать недостающую цифру самостоятельно в пустом окошке. Именно эта цифра будет вашим номером в экскурсионном автобусе.

(Детям, которые затрудняются с выполнением задания, помогают другие дети и воспитатель.)

Ход НОД.

Воспитатель: Молодцы, теперь мы можем занять посадочные места и отправиться на экскурсию.

(Дети занимают свои места, соответственно цифре, которая пропущена в числовом ряду.)

Воспитатель: Итак, я хочу вам показать одно из самых красивых мест Москвы – Московский Кремль, с которого началось строительство нашей прекрасной столицы.

(Показ слайда с панорамным изображением Кремля.)

Что же такое Кремль? (Ответы детей)

Я вам напомню. Это огороженное место, крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов и диких животных. Сначала Кремль был построен из дерева, но деревянные стены сожгли враги.

(Показ слайда с изображением деревянного Кремля.)

Тогда русский князь Дмитрий Донской (Показ слайда с изображением Дмитрия Донского), на месте сгоревшего Кремля построил новый, из белого камня.

(Показ слайда с изображением белокаменного Кремля.)

Со временем его стены разрушились и тогда построили новый Кремль – из красного кирпича. Таким он сохранился до наших дней.

(Показ слайда с изображением современного Кремля.)

Давайте сейчас с вами рассмотрим Кремль. У него 20 башен, соединенных друг с другом стеной (встроенных в стену). Я вам покажу самые интересные башни Московского Кремля.

  1. Боровицкая башня – название этой башни напоминает нам, что когда-то здесь, на холме шумел густой бор. Что такое бор? (Ответы детей.) Верно, это сосновый лес. (Показ слайда с изображением Боровицкой башни.)
  1. Следующая башня – Тайницкая. Она невысокая. О чем нам говорит ее название? (Ответы детей) Правильно. Это значит, что она таинственная, хранит какую–то тайну. Действительно, внутри нее когда-то был тайник. Да не один, а целых два! Колодец и потайной выход. Только это было давным-давно. (Показ слайда с изображением Тайницкой башни.)
  1. Посмотрите на следующую башню. Она называется Царская. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Она так называется, потому что на ней располагалась вышка, с которой за всеми наблюдал первый русский царь Иван Грозный. (Показ слайдов с изображениями Царской башни и Ивана Грозного.)
  1. А это Водовзводная башня. В ней был колодец и потайной ход к Москве-реке, а еще механизм, по которому текла вода для полива Кремлевских садов. Водовзводная, т.е. возводившая, поднимавшая воду. (Показ слайда с изображением Водовзводной башни.)
  1. Посмотрите, а это башня с забавным названием – Кутафья. (Показ слайда с изображением башни Кутафьи.) Она не встроена в Кремлевскую стену и совсем не похожа на другие башни. Почему? (Ответы детей.) Она служила для охраны мостов, ведущих в Кремль. Ее название происходит от слова – «кут», которое означает укрытие.

Интересно? Мы уже с вами узнали много нового о Московском Кремле, я вам предлагаю немного отдохнуть и продолжить наше путешествие. Согласны?

Встаем и повторяем за мной! (Проводится динамическая пауза «Московский Кремль».)

Я люблю мою Столицу - (дети показывают руками сердечко.)

Много в ней красивых мест! (приставляют руку к голове и смотрят в разные стороны.)

Сядем с мамой мы в машину (садятся на корточки)

И поедем все смотреть! (встают и рулят руками)

Вот большой дворец, огромный, (выставляют обе руки вперед и показывают)

Называется Кремлем!

Здесь походим, погуляем, (шагают на месте)

Все рассмотрим с мамой в нем! (приставляют руку к голове и смотрят в разные стороны)

Воспитатель: Продолжаем наше знакомство с Кремлем! Посмотрите – это самая главная и красивая башня Кремля – Спасская. (Показ слайда с изображением Спасской башни.) Что мы на ней видим? (Большие часы.) Как они называются? (Куранты.) Правильно! Куранты - это огромные часы с золотыми цифрами. Давайте послушаем, как они звучат.

(Звучит аудиозапись «Бой курантов».)

Знакомый звук? Где мы могли его слышать? (После Новогоднего поздравления президента России В.В. Путина) Эти часы показывают время, по которому живут все люди в нашей стране.

Помните, я сказала, что Спасская башня считается главной башней Кремля? Хотите знать почему?

  1. В ней расположен парадный въезд в Кремль.
  2. Все цари и важные люди проходили через него, снимая шапки. Именно проходили, а не проезжали. На чем раньше ездили люди? (Лошади)
  3. На ней появился первый герб России – Двуглавый орел.
  4. Спасская башня – центральная, ее первой можно увидеть с Красной площади.

А еще я вам говорила, что она не только самая главная, но и самая какая? Правильно! Красивая! Но, чем же она так хороша? Хочу, чтобы вы на нее посмотрели, и описали ее красоту! (Предполагаемые ответы детей.)

Дополнения воспитателя к ответам детей:

  1. На ней расположены огромные золотые часы.
  2. Она построена, как будто из трех частей: Внизу она прямоугольная, ее середина, если смотреть сбоку – овальная, а самая вершина – треугольная, заостренная, с красивой рубиновой звездой.
  3. Спасская башня построена из кирпича разного цвета (белый, зеленый, красный)
  4. По середине башни мы можем рассмотреть маленькие арки, в форме перевернутых сердечек, украшенных сверху красивым белым узором, напоминающим кружево.

Заключительная часть.

Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу. Я хочу вас поблагодарить, мне было очень приятно с вами путешествовать. А вам было интересно? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

Но сегодня мы с вами не смогли посмотреть все, что есть интересного в Кремле. А кто бы из вас хотел поехать и посмотреть настоящий Кремль? (Ответы детей.)

Я уверена, что если вы расскажете своим родителям о нашем путешествии, они обязательно отвезут вас в Кремль. А вы мне потом об этом расскажете!

Пока вы еще не съездили туда, у нас в группе будет лежать альбом с достопримечательностями Кремля, который вы можете посмотреть, и если вас что-то заинтересует – спросите у меня. Договорились?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений...

Экологический лэпбук «Планета Земля»

Экологический лэпбук «Планета Земля» Игра предназначена для формирования у детей старших дошкольников экологическую культуру и бережное отношение к природе. Игра формирует...

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения…

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности» Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -...

Читайте также

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного…

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Под песню «Проказница осень» дети входят в зал...

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель:  - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...