Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой.
Пересказ рассказа В. Бианки «Кто, чем поёт»
Задачи: связная речь: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.
Словарь: учить подбирать по смыслу определения, слова близкие и противоположные по смыслу, воспитывать умение понимать смысл образных выражений, активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным.
Грамматика: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Связная речь: выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию рассказа.
Материал: книга В.Бианки «Кто, чем поёт», иллюстрация
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках, на ковре.
Воспитатель: Дети, мы с вами очень много читали произведений Виталия Бианки. Обыгрывали их, играли в викторину, провели вечер загадок. А сегодня я вас познакомлю ещё с одним рассказом. Рассказ называется «Кто, чем поёт». Слушайте внимательно, так как потом будем отвечать на вопросы и пересказывать.
Воспитатель читает произведение.
Воспитатель: Молодцы! Все слушали внимательно. И я не сомневаюсь, что правильно ответите на вопросы. На вопросы стараемся отвечать полным ответом. Слушайте первый вопрос: Как называется рассказ, который я вам сейчас прочитала?
Дети: Рассказ называется «Кто, чем поёт».
Воспитатель: Правильно. А скажите, пожалуйста, разве птицы и животные умеют петь?
Дети: Да, умеют.
Воспитатель: Чем поёт лягушка?
Дети: Она раздувает пузыри за ушами, ими поёт.
Воспитатель: Правильно. А кто мне скажет, чем поёт аист?
Дети: Аист поднимает вверх длинный клюв, стучит одной половинкой о другую, получается как трещотка деревянная. Воспитатель: Молодцы! Следующий вопрос будет такой: «Чем поёт выпь?»
Дети: Выпь опускает клюв в озеро, набирает воды и дует. Идёт громкий гул, словно бык проревел.
Воспитатель: И с этим вопросом вы справились. Скажите мне, чем поёт дятел?
Дети: Дятел стучит носом по дереву. Получается, как барабанная дробь.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! А чем поёт жук?
Дети: Жук крутит головой, скрипит жёсткой шеей. Получается тоненький писк.
Воспитатель: И на этот вопрос вы дали правильный ответ. А вот чем поёт шмель? Кто мне ответит?
Дети: Шмель поёт крылышками, словно струна гудит.
Воспитатель: Да, шмель поёт крылышками. Слушаем ещё вопрос. Чем поёт саранча?
Дети: На ножках у саранчи зацепочки, на крыльях зазубринки. Саранча задевает ножками о крылья и получается, как на скрипочке играет.
Воспитатель: Чем поёт бекас?
Дети: Бекас поёт хвостом. В хвосте тонкие, узкие пёрышки. Ветер их перебирает и с земли слышно, что в вышине барашек запел, заблеял.
Воспитатель: И вот последний вопрос. Почему автор назвал всё это музыкой?
Дети: Все животные и птицы издают звуки. И кажется, что в лесу гремит музыка.
Воспитатель: Очень хорошо. Молодцы! С этим заданием справились. А теперь я попрошу 3-х детей выйти(по желанию) и пересказать этот интересный рассказ. Но пересказывать мы будем так. Один ребёнок начинает, второй продолжает, третий- рассказ заканчивает. Вам при пересказывании помогут ответы на вопросы, которые мы сейчас разбирали, и иллюстрации птиц и насекомых, о которых шла речь. Будьте внимательны, слушайте друг друга, а то не сможете продолжить рассказ. Старайтесь выразительно передавать диалог персонажей.
Пересказ детей. Помощь воспитателя и других детей. Если дети захотят можно пересказать ещё раз с другими детьми.
Воспитатель: Молодцы! С пересказом вы справились отлично. А теперь давайте проведём физкультминутку. Встали около своих стульчиков, повторяем вместе со мной слова и движения согласно тексту.
Физкультминутка
Кузнечики.
(Дети выполняют соответствующие движения)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
(Повторяют 2 раза)
Воспитатель: Занятие наше продолжается. Мы сейчас возьмём свои стульчики и сядем за столы. Как вы, наверное, догадались, мы сейчас будем рисовать. А как вы думаете кого?
Дети: Героев нашего рассказа.
Воспитатель: Да, но чтобы персонажей рассказа нарисовать правильно и красиво, давайте вспомним их описания. Как изображён бекас в воздухе?
Дети: Крылья в стороны. Хвост, как веер.
Воспитатель: Какую окраску имеет бекас?
Дети: Коричневого цвета сама птица. Крылышки и хвост пёстрые, белые с чёрным.
Воспитатель: Как будем изображать аиста?
Дети: Туловище овальной формы, клюв длинный, шея и ноги тоже длинные. Клюв поднимает вверх.
Воспитатель: Правильно, а какая окраска у аиста?
Дети: Белая с чёрным.
Воспитатель: А как мы будем изображать шмеля?
Дети: Шмель овальной формы, крылышки в стороны, прозрачные. Цвет шмеля чёрный в жёлтую полоску.
Воспитатель: Дети, а скажите, как мы будем рисовать лягушку? Какая она?
Дети: Лягушка зелёного цвета. Лапки в стороны, выпученные глаза, большой рот, пузыри за ушами.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А давайте подумаем о выпи. На что она похожа?
Дети: На овал, согнутый пополам. Выпь коричневого цвета, с чёрными перышками и крылышками.
Воспитатель: Давайте мы поговорим с вами о дятле. Как вы уже заметили, что все птицы имеют туловище овальной формы, круглую головку. Ответьте на вопрос, какого цвета у дятла голова и туловище.
Дети: Шапка на дятле красная, а сам пёстрый. Чёрные с белым пятнышки. Хвост длинный, упирается им в дерево. Нос тоже длинный.
Воспитатель: Мы вспомнили многих персонажей рассказа В.Бианки. А про кого мы забыли?
Дети: Про жука и саранчу.
Воспитатель: Да. Давайте опишем жука.
Дети: Туловище овальное, маленькая голова, в основном тоже овальная. Длинные усы.
Воспитатель: Сколько ног у жука?
Дети: Шесть ног. А усы, как бы состоят из кусочков.
Воспитатель: А как выглядит саранча?
Дети: Саранча овальная, большие глаза на овальной голове, крылышки и 2 длинные лапки к верху и 2 короткие лапки внизу.
Воспитатель: Вот мы с вами описали каждого нашего героя. А теперь подумайте и решите для себя, кто вам больше понравился и чем. И кого вы хотите нарисовать. Пользуемся помощью иллюстраций. Свой рисунок располагаем по всему листу бумаги. Выбирайте для себя лист бумаги с определённым для вас фоном. И приступайте к работе. Дети начинают рисовать. В ходе занятия воспитатель проводит индивидуальную работу. По завершению работы воспитатель собирает рисунки и рассматривает их вместе с детьми. Проводится анализ работ. Все молодцы!
Давайте вспомним название рассказа, который мы читали и по этому рассказу рисовали птиц и насекомых.
Дети: Рассказ называется «Кто чем поёт?»
Воспитатель: Скажите, а кто написал рассказ?
Дети: Рассказ написал Виталий Бианки.
Воспитатель: Молодцы! На этом наше занятие закончено.
Читайте также |
---|
Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста…
Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста «Времена года» Аннотация: Дидактическая игра представляет собой пособие, которое может помочь детям научиться...
Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют…
Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют Победы» Задачи: Формировать представления детей о военных событиях. Воспитывать патриотические чувства...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...