Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы детского сада

«Домашние животные. Кошки и собаки – друзья человека»

Пояснительная записка.

Урок окружающего мира в творческом объединении развивающего обучения «Малышок» представлен по направлению дополнительное образование. Тема урока «Домашние животные. Кошки и собаки – друзья человека».

Группа состоит из 12 человек: 4 девочки и 8 мальчиков. Возраст обучающихся 5,5 – 6,6 лет. Все дети из благополучных семей. Условия жизни и быта нормальные. У четырёх обучающихся неполная семья.

У девяти обучающихся уровень психического развития соответствует их возрасту. Трое детей слабо усваивают программный материал. Речь и память развиты слабо, не могут выразить свои мысли. Темп работы медленный. На занятиях отвлекаются.

Содержание урока соответствует «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика – Синтез, 2010 год.

Количество часов в неделю – 1. Длительность обучения – 1 год.

При подготовке к уроку я старалась применить наиболее эффективные приёмы работы с детьми данного возраста.

На этапе закрепления ранее изученного применён групповой приём работы, используется игра «Мозаика», которая развивает логическое и творческое мышление детей. С помощью фронтального опроса устанавливается связь предыдущего материала с новым.

Определение темы урока осуществляется с помощью загадок. Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.

На этапе изучения нового материала применяется самый доступный и распространённый инструмент обучения - словесный метод: рассказ учителя, беседа. Обращение к детям с вопросами заставляет их следить за ходом объяснения, высказывать свои соображения, делать выводы.

Процесс обучения должен быть занимательным, поэтому на данном этапе применяется игра, инсценировка стихотворения, физкультминутки. Это позволяет снять утомляемость, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Также был использован наглядный метод обучения: демонстрация мультимедийной презентации, которая вызвала у учащихся большой интерес.

При подведении итога урока учитель задаёт детям проблемный вопрос.

Для развития мелкой мускулатуры кисти руки используется картинка – раскраска, которая соответствует данной теме урока.

Содержание урока близко и доступно детям. Им интересно говорить о том, что понятно, о чём они могут порассуждать. Дети на уроке были активны. Они познакомились с повадками кошек, с народными приметами. Дети обобщили свои знания о том, какую помощь оказывают собаки человеку, о правилах ухода за кошками и собаками, о бережном к ним отношении. Цели урока достигнуты.

Методическая разработка урока.

Предмет – окружающий мир.

Тема «Домашние животные. Кошки и собаки – друзья человека»

Цель:

  • познакомить детей с жизнью кошек и собак, закрепить знания о домашних животных;
  • развивать познавательную активность;
  • воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.

Оборудование:

  • Мультимедийное устройство
  • презентация «Породы кошек» и «Породы собак»;
  • карточки с изображением животных;
  • маска кота;
  • раскраска с изображением котёнка и щенка.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Закрепление ранее изученного.

Работа в группах. Игра «Мозаика»

Учитель. Ребята, рассмотрите карточки, на которых изображены части животного и сложите изображение данного животного.

Назовите животное, которое у вас на картинке.

Дети. У нас на картинке корова, коза, лошадь, курица, овечка.

Учитель. Какую пользу приносят эти животные человеку?

Дети. Корова даёт молоко, из которого получают сливки, творог, сметану.

Коза тоже даёт молоко, да ещё чудесный тёплый пух.

Лошадь помогает хозяину перевозить различные грузы.

Куры дают яйца, перья.

Овца даёт человеку шерсть. Из шерсти вяжут варежки, носки, шапки, свитера.

Учитель. Ребята как называют этих животных?

Дети. Этих животных называют домашними животными.

Учитель. Почему их так называют?

Дети. Эти животные живут рядом с человеком, у него дома, человек заботится о них.

III. Сообщение темы и цели.

1. Загадки.

Учитель. Отгадайте загадки.

1) Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

 

2) Этот зверь живёт лишь дома.                              

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится…

Угадали? Это…(кот)

Учитель. Ребята, как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

Дети. Мы будем говорить о кошках и собаках.

Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о тех животных, которые живут рядом – в одном с нами доме, в нашем дворе. Разговор пойдёт о домашних животных – кошках и собаках. Мы выясним, как нужно относиться к домашним питомцам.

III. Работа по теме.

Учитель. Очень давно кошки и собаки живут рядом с человеком. В древности кошки были дикими животными, человек охотился на них, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное. Родиной домашней кошки является Африка. Кошка – это обыкновенное домашнее животное, но с необыкновенными качествами. О некоторых из них я расскажу.

Учитель. У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, которые производят мыши. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет, где прячется добыча.

У кошки очень хорошее зрение. Кошачий глаз можно сравнить со светоотражателями машины: у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят в одном направлении. Кошка правильно определяет расстояние до предмета.

Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря ним кошка ощущает малейшие колебания воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы.

Кошка очень чистоплотна и часто умывается. Она вылизывает не столько свою грязь, сколько свой запах. Все кошки – охотницы, а охотятся они из засады. И если добыча почувствует запах кошки, то кошка может остаться голодной.

Учитель. Послушайте случаи из жизни кошек.

Я вам расскажу историю о том, как кошки спасли лётчика. В годы Великой Отечественной войны советский лётчик-истребитель был сбит в воздушном бою с врагами. Самолёт загорелся, лётчик был ранен, но ему удалось выброситься на парашюте. Однако приземлился он на территорию, захваченную фашистами. Кое-как, из последних сил добрался он до старой мельницы, по ветхим ступеням забрался внутрь и потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные передвигающиеся точки. Сначала подумал, что это от слабости, а, приглядевшись, понял – кошки.

Двое суток провёл лётчик на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса. Обрадовался, думал, что это жители села. Однако когда голоса приблизились, понял: идут немцы. Холодный пот выступил на лбу раненого. Затаившись, сквозь щель между досками лётчик наблюдал за немцами. Бравый фельдфебель ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери…. И тут дикий кошачий вопль потряс воздух, заставив фашиста попятиться. Но это было ещё не всё. Вожак кошек – чёрный кот в одно мгновение прыгнул на голову немца и стал раздирать когтями его лицо. Немцы ушли. А на следующий день партизаны забрали раненого. А когда собирались уходить, по просьбе лётчика, оставили кошкам маленькие кусочки сала: ведь они, как и партизаны, были спасителями.

В Лондоне кошки работали на почте, спасая газеты и письма от грызунов. За это им платили зарплату в виде вкусного обеда.

Кошка хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, не задумываются о том, какую пользу приносят кошки человеку. Они просто любят это красивое, грациозное животное.

Презентация «Породы кошек»

(фотографии различных пород кошек: абиссинская, британская короткошерстная, канадский сфинкс, русская голубая, тайская, персидская, рекс корниш, сиамская)

Игра «Кот и мыши»

Учитель. Ребята, вы ничего не слышали? Мне показалось, кто-то мяукает. Кто же это?

Дети. Кошка!

(Учитель достаёт маску кота, одевает на одного из детей).

Учитель. Вот наш котик, а вы мышки. Прячьтесь от котика.

Дети сидят на корточках. Кот «спит» на стуле.

Мышки в норочках сидят и на котика глядят,

Коготками пол скребут.

Ах, как много мышек тут!

Тише, мыши, кот идёт.

Он вас всех подстережёт!

(Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.)

Котик мышек не нашёл, погулял, и спать пошёл.

Только котик засыпает, мышки пляску начинают.

(Звучит плясовая музыка, мышки пляшут)

Тише, мыши, кот идёт.

Он вас всех подстережёт!

Учитель. Ребята, а знаете ли вы кошачий язык?

1. Кошка ласково мурлычет – что это означает?

Дети. Это означает, что у кошки хорошее настроение.

2. Кошка мяукает – что это значит?

Дети. Кошка либо приветствует вас, либо что-то просит.

3. Кошка трётся об ноги – что это значит?

Дети. Кошка говорит вам «спасибо», а может, что-то у вас просит.

Учитель. А ведь кошки и впрямь умеют говорить. Но их язык нам с вами не всегда понятен.

Сценка «Кошка».

Мальчик. Говорит мне тихо кошка…

Кошка.     Пожалей меня немножко!

Мальчик. Не пойму я кошку эту.

                 Я ей тычу в рот конфету,

                 Я под самый Кошкин нос

                 Лучший свой значок поднёс.

                 Я обнял её за шею –

                Вот как я тебя жалею!

                 Ну, чего ты хочешь кошка?

                 Говорит она…

Кошка.     Немножко,

                 Хоть немножко пожалей –

                 Отпусти меня скорей.

Учитель. Да, ребята, кошка очень свободолюбивое и своенравное животное. Её нельзя принуждать делать то, что она не хочет. Но если ей что-то потребуется, кошка сама придёт к вам.

Физкультминутка

Медвежонок – топ – топ,

А ежонок – хлоп – хлоп,

А волчонок – щёлк – щёлк,

А зайчонок – скок – скок,

А лисёнок – шмыг – шмыг,

А лосёнок - брык – брык,

А котёнок – прыг – прыг.

Послушайте народные приметы.

Кошка умывается - к гостям.

Кошка ищет, где теплее – жди холодов.

Если хотите узнать, какое место в доме самое уютное, проследите за своей кошкой.

Учитель. Ребята, кто хочет рассказать что-то интересное о своей кошке?

Учитель. Послушайте внимательно правила ухода за кошкой.

1. Кошкам необходимо развивать когти, для этого можно использовать доску или сделать специальный валик на подставке.

2. Для ухода за шерстью используют гребни и щётки. Это хорошо влияет на самочувствие кошки, служит для массажа и дыхания кожи.

3. Посуда для еды и питья должна быть устойчивой и неглубокой. Посуду нужно регулярно мыть.

4. Взрослую кошку лучше кормить 2 – 3 раза в день. Котят надо кормить 6 раз в день.

Учитель. А теперь наш разговор о собаке.

Презентация «Породы собак».

Собака – верный помощник человека с древних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно. Первобытный человек жил в пещере и постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху и незнакомому звуку: не подкрадывается ли зверь, враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, недоступные человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал верным другом человека. Человек приручил собаку сторожить дом – пещеру, лаем подавать сигнал тревоги, помогать на охоте и защищать скот. Повсюду, где живёт человек, рядом с ним – собака - верный друг.

  • По снегам тундры бегут ездовые собаки. В упряжке 8 – 10 собак. Они перевозят различные грузы.
  • Собака облегчает тяжёлый труд чабана. Хорошо выдрессированный пёс по знаку чабана подгонит отставших животных, завернёт налево – направо отару овец, предупредит о незнакомце или звере.
  • Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: проводит домой и на работу, оберегает в пути.
  • Есть собаки – пожарные. Они находят в дыму и огне пострадавших и выносят их из опасного места.
  • Собака помогает найти преступника по запаху.

Физкультминутка «Как животные подают голоса»

Корова – (му–му-му).

Лошадка – (иго–го).

Курица – (кудах–тах–тах).

Коза – (ме-е-е).

Овечка – (бе-е-е).

Кот – (мяу-мяу).

Собака – (гав-гав)

Учитель. Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за собакой?

(Учитель выслушивает ответы детей)

Учитель. (Обобщает ответы детей)

1. Собаке следует выделить её территорию. Место должно содержаться в чистоте.

2. Нужно иметь плошку для воды и миску для корма. Миску собаки необходимо мыть после каждого кормления, плошку для воды – раз в день.

3. Необходимо иметь предметы ухода: расчёски, щётку, ошейник и поводок, для выгула – намордник.

Ребята, если вы когда-нибудь захотите завести кошку или собаку, сначала изучите правила содержания, кормления, ухода за животным.

Учитель. Говорят, что о человеке можно судить по тому, как он относится к животным. Как вы это понимаете?   

Учитель. К сожалению, нередко люди берут в дом питомца, а потом безжалостно выбрасывают его на улицу. Послушайте стихотворение «Котёнок».

9 ученик.

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали «кис», «кис».

Замирая от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

Учитель. Грустное стихотворение. К сожалению, человек не всегда достойно ведёт себя по отношению к домашним животным. Плата за предательство человека – одичавшие и опасные своры собак. Ребята, помните: мы в ответе за тех, кого приручили.

IV. Итог занятия.

Учитель. Что интересного узнали на занятии?

Чему оно научило вас?

Дети. Нужно помнить о тех, кто рядом с нами, кто нуждается в нашей заботе.

Учитель. Ребята, у меня в руке картинки с изображением котёнка и щенка, раскрасьте эти картинки (дети выбирают одну из картинок по желанию и раскрашивают).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет Аннотация: Данная игра «Большой - маленький» предназначена для детей c 5- летнего возраста...

Читайте также

Планирование образовательной работы (на неделю с 09.01 по 12.01.2024г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 09.01 по 12.01.2024г.) Тема: «Зима. Зимние забавы»

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные растения» (для детей подготовительной группы) Цель: уточнить и расширить представлений детей о комнатных...

Спортивное развлечение «Зимние забавы»

Спортивное развлечение «Зимние забавы» Цель: Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой развивать и совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Задачи: Прививать любовь...