Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Наши друзья - растения»

 

Цель:

- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

- создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:

- учить наблюдать, делать выводы;

- развивать логическое мышление, речь, кругозор;

- воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью;

- знакомить с различными свойствами растений.

 

Ход занятия

- Ребята, в последнее время мы с вами проделали много опытов с растениями и узнали о них много нового. Давайте сейчас поговорим об этом, вспомним, для чего мы делали опыты, что хотели узнать? Для чего мы поставили луковицы в баночки? Кто хочет рассказать об этом?

- Мы взяли две одинаковые баночки, налили в них воды поровну и отметили красной чертой сколько воды налили. Взяли две одинаковые луковицы. В одну баночку поставили лук с корнями, а в другую – без корней.

- Что мы хотели узнать?

- Мы хотели узнать, какая луковица выпьет больше воды.

- Почему в первой баночки воды стало меньше, чем во второй? Куда она делась?

- Так значит для чего растению нужны корни? (Правильно, по корням в растение поступает вода.)

- Могут ли растения жить без воды? А могут ли люди жить без воды?

- Но нам с вами легче. Если мы захотим пить, мы можем напиться сами или попросить напоить нас. А могут ли растения попросить попить? Как же можно узнать хочет ли растение пить или нет, и нужно его поить или не нужно? (По листьям. Листья становятся вялыми, мягкими, опускаются.)

- А если растению воды достаточно, что происходит с его листочками? (Листья упругие, жесткие, не опущенные.)

- Выберите растение, которое нуждается в поливе. (Комус.)

- Подумайте, почему я вам всегда говорю, что поливать нужно осторожно, чтобы не размыть землю? Что находится у растения в земле? (Корень.) Так же осторожно надо рыхлить землю. Есть растения, которые любят обильную поливку, а есть такие, которые нуждаются в умеренном поливе. Поэтому надо знать особенности растений. Если растения поливать слишком много, заливать его, то корень у него может загнить и тогда растение заболеет и погибнет. Если мы будем пить слишком много воды, у нас тоже может разболеться живот.

Сейчас мы с вами говорим о комнатных растениях, за ними ухаживает человек. А кто поит лесные, полевые цветы, травы? Или они совсем не пьют? (Дождь, роса.)

- А сейчас давайте посмотрим как растет наш овес. Вспомним, куда мы сеяли семена овса (В землю и в песок.) Какой был овес в земле и в песке в прошлый раз? Посмотрите зарисовки на карточках (Одинаковые всходы.)

- Одинаковый ли овес сейчас? Что же произошло? Почему этот овес вырос слабенький и тоненький? Чего ему не хватило? (Питания.) Да, у этого овса была плохая, бедная почва – песок. В песке нет питания и растения не могут долго и хорошо расти. А в земле есть питательные вещества и растения быстро и хорошо растут в ней.

- Догадайтесь, как растения достают питание из земли. (При помощи корней.) Правильно, питание находится в земле и его можно достать только при помощи корней, потому что они находятся в земле. Когда растения долго растут в одной и той же земле они забирают оттуда все питание. Поэтому нужно или поменять землю или добавить в нее питание. Питание для растений называется удобрение. (Показать.)

- Как вы думаете, как нужно подкармливать растение? Куда нужно насыпать удобрение? Можно ли им посыпать листья? Почему нельзя?

- Если мы посыпем сухое удобрение на землю, сможет ли растение его достать? Почему вы так думаете?

-Как сделать так, чтобы удобрение попало к корням растения? (Лучше всего растворить его как сахар и полить им землю.)

- А сейчас давайте вспомним, какие вы были маленькие, когда пришли в ясли. Ваши первые воспитатели говорят, что многих из вас даже на руках носили. А смогут они вас поднять сейчас? Почему? Что с вами произошло? (Выросли.) Растения тоже растут. Вспомните, как мы с вами посадили маленький черенок традесканции. Посмотрите, какой большой, красивый цветок вырос из этого черенка.

Ребята, все, что растет – это живая природа.

- А вот скажите мне, столы, стулья – это природа? Почему? Что бы вы отнесли к живой природе? Назовите. А речка, ручеек, облака это природа?

- Ребята, природа бывает живая и неживая. Все, что растет, питается. Дышит, размножается и двигается – это все живая природа. А могут ли растения двигаться? Как вы думаете? Растения прикреплены к одному месту корнем. Но листочки, стебли, цветы и сам корень в земле двигаются. Только они двигаются очень медленно, поэтому мы не замечаем их движения. Посмотрите вот на это растение. У него все листочки были повернуты к свету, к солнцу. Мы с вами отметили ту сторону, в которую были повернуты листочки и перевернули горшок в другую сторону. Все листочки опять повернулись к свету.

- Вспомните, как раскрылся сам бутон амарилиса. А кто ездил на дачу наверняка видел как ползут стебли огурцов или вьюнов по ниточкам. Сегодня на занятии мы с вами еще раз убедились, что растения как и люди и животные – живые. Еще мы говорили о комнатных растениях, комнатных цветах. А какие еще бывают цветы? Как называют одним словом цветы, которые растут в саду? А в поле? А в лесу?

- А сейчас послушайте небольшой рассказ о детях, которые однажды поехали в лес на экскурсию.

Дети поехали в лес. Автобус остановился около красивой поляны. Красота была неописуемая. Каких цветов здесь только не было: и колокольчики, и лютики, и гвоздички, и васильки, и ромашки. Дети сразу бросились рвать цветы. Они набрали целые охапки цветов. Ярко светило солнце, было жарко и все цветы у детей завяли. Им надоело их носить в руках и они их выбросили. Когда они садились обратно в автобус, поляна уже не была такой красивой. На ней не было ни одного цветочка, все они лежали кучей около автобуса, увядшие и безжизненные.

- Подумайте, что можно сказать про этих детей? Какие чувства вы испытали? Как нужно было себя вести на поляне?

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Берестов.

В природе мы всегда должны чувствовать себя гостями. Когда вы идете в лес, вы должны хорошо знать как нужно вести себя там. Какие правила поведения в лесу вы знаете? О них мы с вами уже говорили. Давайте их вспомним:

- не ломать ветки и деревья, не качаться на них;

- не рвать большие букеты цветов, особенно беречь растения занесенную в «Красную книгу» (Ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинка и др.);

- не разжигать костры, беречь лес от пожара;

- не кричать, не шуметь в лесу;

- не разорять муравейники и птичьи гнезда;

- не оставлять мусор в лесу.

А сейчас, когда мы повторили правила поведения в лесу, я хочу пригласить вас на праздник цветов. Закройте на минуту глаза и представьте, что мы с вами в лесу. Уже зазеленела травка, расцвели цветы и запели птицы. Представили? (Читает стихотворение Погореловского «Здравствуй лес!».) Откройте глаза, присядьте на полянку, мы познакомимся с некоторыми цветами и послушаем, что они нам расскажут о себе.

Чтение стихов о цветах.

Ребята, вы заметили, что поэты, которые посвятили свои стихи цветам, говорили о них нежно, ласково, с любовью. Как о живых. И чувствуется, что все они очень любят природу и бережно относятся к ней.

А в старину люди собирались вот на таких полянках, где-нибудь на опушке леса, любовались пробуждением природы от зимнего сна и водили хороводы. Давайте и мы с вами выучим один из хороводов.

Хоровод «Земелюшка – чернозем».

Природу воспевают не только поэты, но и писатели, художники, музыканты. Замечательный композитор Петр Ильич Чайковский написал удивительно красивую музыку. Называется она «Вальс цветов». Давайте послушаем ее и посмотрим как танцуют цветы.

«Танец цветов»

Чтение ребенком стихотворения «Подснежники».

Дорогие гости, нам бы хотелось подарить вам хорошее весеннее настроение. Но рвать цветы мы, конечно же, не будем. Пусть живут, цветут, радуют своей красотой всех людей. Ребята, я хочу предложить вам нарисовать свои любимые цветы и подарить рисунки нашим гостям, чтобы они еще долго любовались ими.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета…

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета доброта» Цель: развитие социальной компетентности, доброжелательности, умения трансформировать агрессивные тенденции в миролюбивые и...

КВН «Родители и дети»

КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...

Читайте также

Семинар-практикум «Творческий проект»

Семинар-практикум «Творческий проект» Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности. Задачи: 1. Повышать методическую...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника На сегодняшний день, ведущим параметром развития личности ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико-ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их...