Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Тряпичная кукла Утешница»

 

Вид деятельности: Продуктивная деятельность

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, коммуникативное развитие.

Цель: Познакомить с народной тряпичной куклой Утешницей.

Задачи: Вызвать у детей интерес к истории народа. Дать представление о разнообразии материалов для изготовления народных кукол. Научить делать куклу Утешницу. Развивать мелкую моторику, аккуратность, выдержку. Воспитывать, чувство гордости за приобщение к народным традициям, культуре и бережное отношение к игрушке.

Словарь новых слов: Утешница, тряпичная, соломенная, синтепон.

Материал: лоскутка ткани, синтепон, ленточки, кукла Утешница, шкатулка, фонограмма русской народной песни, ножницы, картинки с изображением кукол (соломенных, деревянных, их ложек, шишек)

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, разучивание потешек, беседы «Как жили люди на Руси», рассматривание открыток русского костюма, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен.

 

Ход деятельности.

I. Воспитатель вместе с детьми в игровом уголке качает куклу. Напевает:

Уж как сон ходил по лавке

Дрема по полу брела

Дрема по полу брела

К Маше нашей забрела

К ней в кроватку забрела,

На подушку прилегла.

На подушку прилегла,

Машу ручкой обняла.

Тише ребята. Наша Маша уснула. Чтобы ее не разбудить давайте присядем и тихонько поговорим (садятся на ковре). Вы любите играть в куклы? (Да.) На кого похожа кукла? (на ребенка, на человека). Правильно. А из чего сделаны куклы? (из пластмассы). значит она какая? (пластмассовая). Представьте себе, что когда-то давным-давно, когда люди еще не придумали пластмассу, а детям так же как и вам хотелось играть, чтобы позабавить малышей кукол делали (показ слайдов) из ложек, соломы, травы, веточек, пенечков, шишек, лоскутков – из всего что было под рукой. Обратите внимание, что народные куклы безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. И выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней. Если куклу делали из соломы, то она какая? (соломенная). Из дерева? (деревянная).

II. Посмотрите в старинной шкатулке сохранилась кукла моей прабабушки (открывает шкатулку и достает куклу Утешку). Из чего сделана эта кукла? (из лоскутков или тряпок), значит она какая? (тряпичная) Правильно. Она сделана из цветных, красочных тканей с пышной юбкой. На поясе и руках весят конфеты. Как вы думаете зачем? (чтобы малыши не плакали). Кукла их утешала, успокаивала, ее даже прятали от детей и доставали лишь в тех случаях, когда ребенок сильно плакал или болел. Увидев яркую куклу, ребенок забывал про свои горести и переставал плакать. Фантики от конфет не выбрасывали, в них опять заворачивали конфеты. Поэтому и называют ее «Утешница». Как ее называют? (Утешница).

А хотели бы сделать такую куклу? Я вас научу. (Воспитатель дает детям возможность потрогать куклу наощупь.) Как вы думаете из чего можно сделать голову? (из ваты). Правильно, но мы же современные люди и вместо ваты можем использовать синтепон. (Показывает синтепон, дает пощупать.) Как этот материал называется? (синтепон).

Подойдите к столам и посмотрите на столах лежат лоскутки ткани. Чем они отличаются? (цветом, размером). Как вы считаете для юбки лучше взять цветной лоскутик или белый? (цветной). Как вы думаете для чего нам понадобится нить? (перевязать). А ленточки? (…)

Садитесь за столы приступим к работе. (Дети и воспитатель садятся за столы.) Берем белую тряпочку и кусочек синтепона. Синтепон кладем на середину и оборачиваем тканью. Теперь берем нить и делаем три оборота вокруг шеи куклы. Берем цветной клочок и привязываем юбку. Теперь сворачиваем квадрат на уголок, чтобы получилась косынка. Завязываем платок на голове куклы. Привязываем ленты, конфеты. Молодцы. Вы из нескольких тряпочек смастерили себе куклу.

  1. Вам понравилась старинная кукла? Как она называется? (Утешница.) Мы сегодня сделали только одну тряпичную куклу, но их разновидностей великое множество. Их мы скоро увидим, когда пойдем на выставку народных кукол.
  2. А сейчас чтобы Утешницы нас еще лучше утешили мы с ними потанцуем под веселую народную музыку.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм…

Физическое воспитание дошкольников как важная составляющая подготовки к выполнению норм ГТО «На чемпионатах побеждают, конечно, единицы. Но прочный фундамент их успехов —...

Источники творчества в профессии для молодого педагога

Источники творчества в профессии для молодого педагога Что же такое творчество, есть ли место творчеству в профессии педагога и где источник...

Читайте также

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность. Задачи: Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через...

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего…

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Важную роль в развитии ребёнка играет речь, с помощью...