Конспект занятия по познавательно-речевому развитию о зимующих птицах. «Зимующие птицы - наши друзья»
Цель:
1. Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Формировать обобщенное представление о птицах, как о наземно-воздушных животных.
3. Учить устанавливать связь между строением клюва, ног, поведением и средой обитания.
4. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Словарь: зимующий, перелетный, черноклювый, красногрудый, пуховой, маховое.
Материалы: выставка книг о птицах, картинки с изображением птиц, календарь наблюдения за зимующими птицами, разные виды кормушек, поделки из природного материала по теме: «Птицы», 2 листа бумаги, бумажные голуби (по количеству детей), веер, набор пуховых и маховых перьев, шапочки с изображением птиц.
Ход занятия.
Дети входят в группу, где представлены различные материалы о птицах: картинки, книги, поделки и т.д.
Воспитатель: - Ребята, рассмотрите внимательно все, что нас окружает.
- О ком расскажут нам эти книги и картинки?
Дети: - О птицах.
Воспитатель: - Да, о птицах. Давайте представим себе, что мы оказались в сказочном птичьем лесу.
«Влетает» сова.
Сова: - Кто здесь говорит о птицах? Никто не знает о птицах этого леса больше, чем я, старая сова!
Воспитатель: - Ну что ты, сова, может ребята не такие старые и мудрые, как ты, но и они о птичках знают не мало.
Сова: - Не может быть! Они такие маленькие совсем голые, как птенцы. На них даже перышки еще не выросли. Ну что они могут знать о нас, птицах?
Воспитатель: - Совушка, ты, конечно, мудрая птица, но давай не будем спорить, а ты лучше поговори с ребятками, тогда сама все и увидишь.
Сова: - Ну, хорошо-хорошо. Начнем с самого простого. Вы хоть каких-нибудь птиц знаете? Назовите.
Дети: Перечисляют знакомых птиц.
Сова: - И правда, знают.
- А скажите, все ли птицы живут круглый год здесь, в моем лесу?
Дети: - Нет, одни остаются, другие улетают, а третьи, наоборот, к нам прилетают.
Сова: - Тогда скажите, каким словом я называю птиц, которые улетают?
Дети: - Перелетные.
Сова: - А тех, которые со мной на зиму остаются?
Дети: - Зимующие.
Сова: - А почему одни улетают, а другие птички всю зиму со мной?
Дети: - Одним хватает корма, а другим – нет…
Сова: - Вы и правда умные птенцы. Пожалуй, я останусь у вас и послушаю, что вы еще расскажите.
Воспитатель: - Посмотри, «совушка», среди детей есть «птички». Давай поиграем с ними. Пусть каждая птичка о себе загадку загадает или расскажет что-нибудь, а ты им поможешь, подскажешь.
Сова: - Ну что же, посмотрим, что за птички-невелички к нам залетели
1-ая птица:
Хоть я не молоток по дереву стучу, в нём каждый уголок обследовать хочу, хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
- Кто я?
- А как вы отличаете меня от других птиц?
- Как я достаю насекомых из коры дерева?
Сова: - Отгадайте, а как мы, лесные жители, называем эту красивую птицу?
Дети: - Санитар леса.
Сова: - Правильно, а почему?
Воспитатель: - Молодцы. Я вижу, что дятел ваш хороший знакомый.
- А это что за птичка?
2-ая птица: - Пусть я птичка-невеличка у меня друзья, привычка, как начнутся холода, прямо с севера сюда.
- Очень хочется послушать, что вы обо мне знаете.
- Как вы меня узнаёте?
- Где я летом живу?
- Зачем я заглядываю в каждую трещинку на дереве?
- Какой праздник для меня люди придумали?
- А как меня ласково зовут?
Сова: - И про «зиньку» вы знаете! Но может быть эта птичка для вас тайна?
3-я птица: - Красногрудый, черноклювый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
- Почему меня зовут «снегирь»?
- Откуда я к вам прилетел?
- Зачем я сажусь на рябину?
- Да, я к вам прилетаю, потому что еды у вас побольше. А еще потому, что здесь у меня есть друзья. А кто мой самый лучший друг вы должны отгадать:
«Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет крошки собирает».
Дети: - Воробей
Воспитатель: - Воробышек, расскажи, как тебе живется.
Воробей: Не холодом, а голодом страшна зима и без помощи людей нам было бы еще лучше. Мы, воробьи, самый многочисленный птичий народ. Летом от нас большая польза садам и огородам. Мы скромные, простые, обыкновенные, а вот я сейчас приглашу птицу необычную – северного попугая.
- Кто знает, как называется эта птица?
Дети: - Клёст.
Клёст: - А я думал, что вы меня не узнаете. А почему меня называют северным попугаем? Зачем мне такой клюв? А почему воробей сказал, что я – птица необыкновенная? Где я живу? (ответы детей)
Сова: - С хорошими птицами вы подружились, но в моем лесу и другие зимуют. О них вы не забыли? Назовите их.
Дети: - сова, филин, глухарь, тетерев, сорока и др.
Воспитатель: - Как много птиц зимой в лесу. Нелегко бы им пришлось, если бы не наша птичья столовая.
Дети: - Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли, воробей, снегирь-сосед будет вам зимой обед! В гости в первый день недели к нам синицы прилетели, а во вторник, посмотри, прилетели снегири…
Сова: - Да, ты права. Зимние птицы едят все, но у каждой птицы есть свой любимый корм. Вы знаете, какая птица, что любит на обед?
Дети: - Синица – сало, несоленое, клёст – шишки, воробей – семечки и зерна, снегирь – ягоды.
Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте внимательно рассмотрим с вами приготовленные кормушки для столовой. Удобны ли они для птиц? Почему? Что предусмотрели мастера? Тогда давайте покормим птиц тем кормом, который они любят.
(дети выполняют и рассказывают)
Сова: - Молодцы, порадовали старую сову. Всех птиц любимым кормом угостили. Хороший корм помогает нам, птицам, согреться, ведь мы почти всю жизнь проводим на воздухе.
Воспитатель: - Ребята, воздух везде вокруг нас, а можно его увидеть?
Дети: - Нет
Воспитатель: - А почувствовать?
Дети: - Можно.
Воспитатель: - Когда и как его можно почувствовать?
Дети: - Когда ветер, когда машешь рукой и т. д,
Воспитатель: - Да, если сильно взмахнуть рукой, то можно воздух почувствовать, попробуйте. Чувствуете?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда попробуйте взлететь как птицы.
Дети: - Машут руками, подпрыгивают, пытаются взлететь.
Воспитатель: - Не получается? Тогда смотрите, я беру два листа бумаги. Один из них комкаю в бумажный шарик и отпускаю по воздуху, а потом прямой лист. Объясните, почему бумажный шарик камнем падает вниз, а гладкий лист планирует, летает, падает медленно.
Дети: - Высказывают предположения.
Воспитатель: - Да, лист легкий и широкий, он опирается на воздух, поэтому может немного полетать, а скомканный лист тяжелый и поэтому он падает. А теперь предлагаю вам рассмотреть и потрогать птичьи перья: пуховые и маховые. Чем перышки отличаются друг от друга? Давайте спросим у совы.
Сова: - Маленькое перышко называется пуховым. Оно пушистое и теплое. Растет прямо на тельце у птички: на животике, головке, эти перышки греют птичку. А длинное перо – маховое, оно помогает птице летать. Маховое перо легкое и растет оно на крыльях и хвосте.
Воспитатель: - А вот посмотрите, что я вам принесла. Что это?
Дети: - Веер.
Сова: - Интересная вещица и очень похожа на мой хвост и крылья.
Воспитатель: - Действительно, веер похож на крыло или на хвост птицы. И когда птица взлетает, она – раскрывает, крылья и перышки расправляются и помогают птице опираться на воздух и лететь. А на земле раскрытые крылья мешают птице, поэтому она складывает крылья. Вот теперь вы много знаете о птицах, поэтому я приготовила вам сюрприз, маленьких бумажных птичек. Давайте попробуем их запустить.
Ребята, а вам хотелось бы летать, как птицы? Слушает ответы детей. Да и не только вам хочется летать. Человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов. Какие вы знаете? Слушает ответы детей.
Сова: - Я очень рада, что прилетела к вам и познакомилась с вами. Вы очень мне понравились, но мне надо лететь домой к себе в дупло. Но, напоследок, я вам открою вам секрет про нас, про птиц. По нашему, птичьему поведению можно узнать какая будет погода. Например: Синица начинает с утра пищать, жди к вечеру мороза. Воробей нахохлился, тоже жди мороза. Учитесь наблюдать за нами, птицами. Но теперь мне пора, спасибо вам ребята за стихи, загадки, интересные истории о птицах. Расскажу о вас лесным жителям, будем ждать вас к нам в гости в лес. Но не забывайте наши правила: дорожите каждой травинкой, каждым деревцем, каждой птичкой и зверьком, без присмотра взрослых не разводите огонь в лесу, можете навредить и себе и лесным жителям и погубить огнем лес и всех его обитателей. Будьте добрыми и верными друзьями природы. До свидания.
Воспитатель заканчивает занятие, благодарит детей за хорошие ответы и отличное поведение.
Читайте также |
---|
Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки»
Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки» Аннотация Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь...
Экскурсия в библиотеку
Экскурсия в библиотеку Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми и просмотром телепередач и всё реже читают книги. На...
Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей…
Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей у детей с нарушением речи Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка...