План – конспект непосредственно образовательной деятельности на основе информационно–коммуникативной технологии на тему:
«Богатыри земли русской» с детьми старшей группы

 

Интеграция образовательных областей:

  • социально - коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно – эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Цель. Приобщение детей к духовным и нравственно - патриотическим ценностям общества.

Социально-коммуникативное развитие.

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, чувство сопереживания другим; продолжать формировать становление самостоятельности и саморегулирования собственных действий при работе в коллективе, получать радость от общих результатов деятельности; расширять возможность речевого общения ребенка с взрослым и сверстниками: способствовать развитию патриотических чувств, любви к Родине, уважение к защитникам родной земли.

Познавательное развитие.

Расширять знания детей о величии Руси, продолжать обобщать и систематизировать представления о том, как люди защищали свою Родину в разные времена. Закрепить знания детей о воинском снаряжении в прошлом и настоящем, о родах войск и современном вооружении. Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить отечеству. Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей. 

Речевое развитие.

Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы связно и последовательно, рассуждать о характере героев, использовать в речи синонимы и сравнения. Обогатить пассивный словарь словами шелом, рейтузы, наручи, поножи, кивер, наносник, русичи, бармица. Обогатить активный словарь словами славяне, предки, государство, богатыри, доспехи, былина, кольчуга, булава, меч, палица, бронежилет.

Художественно – эстетическое развитие.

Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. 

Физическое развитие

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки;

Коррекционные задачи

Развивать мелкую моторику рук, вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью и музыкой; через познавательно-исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи.

Методы и приемы:

Практические: познавательно-исследовательская деятельность по ленте времени, физкультминутка, образное упражнение (этюд) «Богатыри выезжают на защиту земли Русской».

Наглядные: демонстрация мультимедицной презентации, ленты времени, показ иллюстраций с изображением природы России.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа, рассказывание стихотворений, загадывание загадок.

Материалы и оборудование.

Презентация: «Защитники отечества», «Лента времени» с фоном, на котором изображены строения, соответствующие данной эпохе, картинки с изображением воинов различных родов войск и разных эпох, иллюстрации с изображением природы России.

Военные атрибуты: кольчуги, шлемы, щиты, мечи, луки, стрелы, булавы.

CD-диски: «Марш Черномора», муз. М.И. Глинки, музыка Э. Григ «Утро», А. Пахмутова «Богатырская наша сила».

Художественные материалы для творческой работы: клей, кисточки, клеенки, салфетки, картинки с изображением воинов различных родов войск и разных эпох.

Предварительная работа

Чтение былин: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», Слушание в грам. записи былин: «Змей Горыныч», «Сказка о царе Салтане», «Садко».

Рассматривание картин Васнецова: «Три богатыря», «Богатырь на распутье».

Проведение бесед с целью рассказать о мужестве богатырей, которые служили и защищали Русь: «Как жили наши предки», «Кто такой русский богатырь?», «Подвиги русских богатырей», «Как стать богатырём?».

Отгадывание загадок о богатырях, богатырских доспехах

Рисование: «Богатырская рубаха», «Богатырские доспехи», «Богатырь в доспехах».

Раскраски: «Богатыри», «Богатырь на коне», «Предводитель дружины».

Лепка: «Богатырский конь».

Разучивание песен, стихов об армии, о Родине, о дружбе.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно исследовательская. Путешествие по ленте времени.

Цель: Развивать представление о времени, умении ориентироваться в прошлом и настоящем.

 

Коммуникативная Беседа: «Наша Родина».

Цель: Пробуждать интерес к истории Отечества, воспитывать чувство гордости уважения к истокам своей страны.

Беседа: «Богатыри земли Русской».

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях, защитниках земли русской. Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);

Рассказ воспитателя о гусарах.

Цель: Развивать способность воспринимать интересный, информационный материал.

Рассказ воспитателя о современном вооружении.

Цель: Продолжать формировать представление о современной армии, взаимосвязи прошлого и настоящего.

Двигательная Физкультминутка: «Богатыри».

Цель: Развивать двигательную активность, умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Образное упражнение (этюд) «Богатыри выезжают на защиту земли Русской».

Цель: Совершенствовать умение импровизировать движения богатырей, под музыку, соответствующего характера, развивать чувство ритма.

Самообслуживание и элементарный труд

Приготовление и уборка своего рабочего места

Восприятие художественной литературы Чтение пословиц, стихов о Родине, армии, загадывание загадок.

Цель: Отрабатывать интонационную выразительность речи. Развивать логическое мышление.

Продуктивная

 

Аппликация: Помести военного в свое время.

Цель: Развивать желание дополнить содержание композиции деталями, обогащающими изображение.

 

Логика образовательной деятельности

Этапы

 

Деятельность

воспитателя

Деятельность воспитанников Ожидаемые

результаты

1. Организационный момент - Дети входят в группу под

фонограмму песни «Родина моя»

Добрый день, дорогие друзья! Приветствую Вас, маленькие россияне! А вы знаете, почему я вас так назвала?

Дети здороваются.

 

Сформирован положительный настрой, интерес к предстоящей деятельности.
2. Беседа, мотивация деятельности.

 

Звучит музыка Э. Грига «Утро». - Дети, как называется наше Отечество?

- Какое красивое слово! Закройте глаза и произнесите это слово ласково… Россия. - Что вы представляете, когда произносите это слово? - Произнесите его торжественно…Россия.

- Как еще можно назвать Россию?

- Что такое Родина?

- Наша Родина Россия – это большая страна, с ее дремучими лесами, полноводными реками, высокими горами, безбрежными полями, глубокими морями (показ иллюстраций).

- Ребята, какие пословицы вы знаете о Родине?

- А как называлась наша страна раньше?

- Как называли себя наши предки?

- Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

- А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какими были древние русичи?

- А всегда ли наша Родина была такой как сейчас?

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы.

 

Дети читают пословицы.

 

 

Дети отвечают на вопросы.

Актуализирована заинтересованность детей к истории Отечества
3. Путешествие по «ленте времени».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Физкультминутка.

Вношу ленту времени, с изображением России в разное время.

- Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь! Слово короткое, а с нами осталось навеки. Было наше государство вначале маленькое, но для наших предков – славян это была Родина. Со временем государство росло, расширялось, люди научились строить дома из камня, а сейчас наша Родина самая большая страна в мире.

- А как вы думаете, нужно ли защищать наши земли? Зачем их нужно защищать?

- А кто защищает нашу Родину?

- Существует много разных мирных профессий: музыканты, строители, учителя, врачи, водители и другие. Но есть самая почетная, важная профессия. О представителях этой профессии говорят такие слова: сильные, храбрые, выносливые, мужественные, честные, бесстрашные. Это военные.

- Что является главным в этой профессии?

- Как народ называет этих людей?

- Мы говорим: «Вот идет защитник Отечества», а как мы об этом узнаем?

- Интересно заглянуть вглубь истории, хотите посмотреть, какие костюмы носили первые защитники земли русской?

Послушайте отрывок из песни и скажите, как раньше называли людей, которые защищали Родину?

- Да, богатыри. Раньше на Руси наши предки называли защитников Родины - богатырями.

Русь ты моя великая,

Русь ты моя прекрасная.

Сколько врагов-захватчиков

Хотело тебя сломить.

Но воины твои храбрые,

Богатыри, тебе богом данные

Громили врагов-захватчиков,

Сметали с родной земли.

- Дети, а откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад?

А что такое былина? От какого слова оно происходит?

- Правильно, богатырей изображали на картинах, о них складывали былины.

- Ребята, выходите, пожалуйста, на коврик сейчас мы с вами немножко отдохнем. 

1, 2, 3-Мы теперь богатыри

Руки вверх мы поднимаем

На заставу мы шагаем

Богатырская застава

Смотрит влево,

смотрит вправо.

Ни в морях,

Ни в небесах

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу Пусть уходит враг с дороги…

Дети рассматривают ленту времени, слушают рассказ, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают отрывок из песни, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения под музыку А. Пахмутовой: «Богатырская наша сила».

.

Дети умеют ориентироваться в прошлом и настоящем нашей Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У детей сформировано умение выполнять ритмические движения под музыку.

 

5. Беседа: «Богатыри земли Русской». Показ презентации Богатыри земли русской.

Что же вы знаете о богатырях? Что охраняют богатыри?

- Как одеты богатыри? Вы видите, что костюмы воинов Древней Руси выглядят очень красиво. Они сшиты из тканей самых разных расцветок, украшены всевозможными пряжками, медальонами, золочеными нитями. Они носили богато расшитые рубахи с разрезами спереди сзади и по бокам – так было удобнее сидеть в седле. Штаны шили из льняного полотна или тонкой кожи. Самой распространенной обувью в те времена были сапоги из мягкой кожи. Кожаные или металлические пластины плотно облегают фигуру воина.

- Что надето на рубаху?

- Зачем кольчуга нужна богатырям?

- Кольчуга имела вид рубахи, сплетенной из множества железных колец. Поверх кольчуги воин надевал доспехи из металлических пластин. Пластины находили одна на другую, как рыбья чешуя. На руках закреплялись «наручи», а на ногах – «поножи».

- Что надето на головы богатырей?

- На Руси его называли шелом. А как вы думаете, из чего делали шлем?

- Шлем изготавливали из металла. Железный конусообразный шлем изготавливался из нескольких частей: наносник предохранял от ударов по лицу, кольчужная бармица крепилась к шлему сбоку и сзади, полностью закрывая шею. У шлема имелся подшлемник из кожи с войлоком или мехом, который смягчал удары вражеских мечей в бою, а в холодное время года выполнял роль шапки.

- Какие еще доспехи имеются у богатырей?

-Меч был главным оружием воинов – богатырей. Меч еще называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел Рукоятку меча и ножны украшали орнаментом не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом, был оберегом.

- А это что?

- А для чего был нужен щит?

- Главным другом богатырей был конь. Посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажите?

- А почему такие большущие и сильные кони под ними?

А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

- То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

- Эти сильные смелые, любящие свою землю люди защищали и освобождали русский народ от унижения и разорения от врагов.

- Что давало силу богатырям?

- Да ребята. Мужество, смелость, и великая любовь к своей земле, к своему народу давали силу богатырям.

- Чем бы вы хотели быть похожими на них?

Дети рассматривают изображение воинов, доспехов, отвечают на вопросы. У детей сформировано представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси. Дети знают и называют названия элементов костюма и оружия русских богатырей.
6. Образное упражнение (этюд) «Богатыри выезжают на защиту земли Русской».

 

- Ребята, а сейчас подойдите к столу и рассмотрите «доспехи» богатырей, примерьте их, вот какие богатыри на Матушке - Руси, ни враг не пройдет, ни птица не пролетит.

- Представьте, дети, что вы все – богатыри русские, садитесь на добрых коней и едьте в чисто поле.

Звучит «Марш Черномора», муз. М.И. Глинки.

 

Дети рассматривают доспехи, примеряют их.

Дети выполняют образное упражнение (этюд) «Богатыри выезжают на защиту земли Русской».

 

У детей сформировано чувство ритма, умение импровизировать.
7. Рассказ воспитателя о

гусарах.

8. Чтение стихотворения ребенком.

- Минули времена былинных богатырей, но русское воинство продолжало расти и крепнуть. В давние времена во главе русского государства стоял князь, а позже правителя стали называть царем. Одним из выдающихся русских царей был Петр Первый. При нем появилась первая регулярная армия, то есть постоянная. Солдат служил в армии долго – целых 25 лет. Его жизнь проходила в учениях, в походах и в боях.

Появились гусарские эскадроны – легкая кавалерия. Это были самые надежные и преданные царю войска. Гусары смело бросались в бой на своих быстрых конях, отлично владели саблей, шпагой, побеждали врага не числом, а умением. Гусары часто повторяли такие слова: «Пусть покинет меня все, только бы не покинуло мужество!»

- Посмотрите на экран, какими были гусары?

- Какая нарядная форма у гусаров. Недаром говорили: «Хочешь быть красивым – поступай в гусары». Обратите внимание на высокую цилиндрическую шапку с козырьком – это кивер. Короткий мундир называется доломан, меховая накидка – ментик. Есть и рейтузы, и высокие черные сапоги.

 

Дети рассматривают изображения русских царей, форму и оружие гусар, слушают воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько же гостей не званых

Побывало на Руси!

Их рубить не уставали

Наши русские мечи!

Мы смелые гусары,

Мы носим кивера!

Российской нашей армии:

Ура! Ура! Ура!

Сформирована заинтересованность в получении новых, интересных сведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировано умение выразительно читать стихи.

 

9. Рассказ воспитателя о современном вооружении. - А теперь давайте посмотрим на изображение солдата нашего времени, который защищают нашу Родину сейчас.

- Чем отличается внешний вид солдат?

- А что у них общего?

- Обратить внимание на то, как изменилась форма солдат, боевая техника.

- Лучшие инженеры трудятся на благо нашей Родины, все стало современным, маневренным, улучшенным.

- А как вы думаете, современный солдат обладает теми же качествами, о которых мы говорили или что-то изменилось?

- Прошли гусарские времена, а дух той славной эпохи остался, он живет в сердце каждого истинного патриота, бойца современной армии.

- Какая она современная армия, какие рода войск существуют в ней расскажут наши мальчики – будущие защитники Отечества.

Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают воинов, современную форму и вооружение, отвечают на вопросы.

 

У детей сформировано представление о современной армии, взаимосвязи прошлого и настоящего.

 

10. Чтение стихов детьми.    1. Я пойду служить танкистом,

Научусь в мишень стрелять!

2. У меня мечта простая:

Покорить бы высоту!

Лётчиком я стать мечтаю,

Но сначала подрасту!

3. Я пошёл бы в капитаны:

Плавать в реках и морях,

Охранять Россию стану

На военных кораблях.

4. А мне нравится пехота:

Каска, пряжка на ремне,

Очень важная работа –

Быть солдатом на земле.

Дети умеют читать стихи выразительно, четко проговаривая окончания слов.
11. Загадывание детям загадок о современной военной технике. - А сейчас я хочу проверить, как вы знаете современную боевую технику и тех, кто ею управляет. 

Педагог загадывает детям загадки.

Загадки.

1. Смело в небо проплывает, обгоняя птиц полёт, Человек им управляет, что же это … (самолёт).

2. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает, Отправляется в полёт наш российский … (вертолёт).

3. Под водой железный кит. Днём и ночью он не спит, Днём и ночью под водой охраняет наш покой … (подводная лодка).

4. Моряком ты можешь стать, чтоб границу охранять, И служить не на земле, а на военном … (корабле).

5. Снова в бой машина мчится, режут землю гусеницы, Та машина в поле чистом управляется … (танкистом).

6. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик, Через несколько минут опустился … (парашют).

7. Брат сказал: «Не торопись! Лучше в школе ты учись, Будешь ты отличником, станешь … (пограничником).

Дети отгадывают загадки.

 

У детей развито логическое мышление, загадки отгадывают.
12. Продуктивная деятельность по ленте времени

Помести военного в свое время.

 

Мы с вами живём в стране, которая называется Россия! Россия – наше отечество. На земле много разных стран. Не все страны живут дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть армия, то есть вооружённые силы. В армии служат солдаты, матросы, офицеры, генералы, адмиралы. В мирное время они учатся, проводят учебные сражения в морях степях, лесах, горах. Изучают военную технику.

В армии есть корабли, самолёты, танки, вездеходы. Есть у военных разное оружие: пистолеты, пушки, миномёты, ракетные установки. Все военная техника должна быть в порядке. А сейчас я вам предлагаю выбрать военного любой эпохи и наклеить на ленту времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают военного любой эпохи и наклеивают на ленту времени

Дети с желанием дополняют содержание ленты времени фигурками богатырей, гусар, современных военнослужащих, помогают товарищам в выполнении работы.

Дети получили положительные эмоции от полученных результатов.

13. Рефлексия - Понравилось вам занятие? Что вам запомнилось? Дети отвечают на вопросы.

 

Акцентируется внимание на более эмоционально запомнившиеся моменты занятия.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для…

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для Грамотейки» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное. Возрастная группа: подготовительная. Форма:...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «У войны - не детское лицо!» Раздел 1. Информационная карта проекта Тип...

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения…

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности» Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -...

Читайте также

Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения»

Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения» (Средняя группа) Цель: уточнить представления детей о безопасности.   Ход занятия. Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в страну...

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в…

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в армии служить»

Проект «Наши маленькие соседи»

«Изучаем природу и животный мир на территории детского сада»Номинация «Все, кто рядом живет» Тема «Наши маленькие соседи»