Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике

Тема: «Умники» и «Умницы»

Средняя группа

 

1) Задачи:

1.1) Закрепить умение считать в пределах 5;

формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета;

продолжить работу по формированию умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине);

совершенствовать навыки в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

1.2) Развитие словесно-логического мышления.

1.3) Воспитание чувства коллективизма;

воспитание аккуратности, доведения начатого дела до конца.

2) Методы и приемы руководства: вопросы, пояснение.

3) Материал.

3.1) Демонстрационный: машины 5 шт.; куклы 5 шт.; 4 корзины; 2 набора фигурс шарами и кубами, количество кубов и шаров равно количеству детей.

3.2) Раздаточный: круги (d = 10 см) по 5 шт. для каждого ребенка; квадраты (5 × 5) по 4 шт. для каждого ребенка; дорожки, изготовленные из картона разной длины и ширины по 2 шт. ( L1 = 20 см, b1= 5 см;L2 = 40 см, b2 = 10 см) для каждого ребенка; шары разного размера (d1 = 5см, d2 = 15 см).

4) Подготовка к занятию: до занятия расставляю столы для двух команд.

5) Ход занятия:

1 часть – вводная (организационно-мотивационная) часть.

Дети сидят на стульчиках, перед ними столы для двух команд.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Умники и умницы». Давайте разделимся на две команды: команду девочек и команду мальчиков. Команда девочек будет называться «Умницы», а команда мальчиков –«Умники».

(Дети делятся на две команды и рассаживаются за столы.)

2 часть - основная (деятельностная) часть.

Раздаю команде «Умницы» - 4 куклы, а команде «Умники» - 5 машинок, прошу каждую команду расположить игрушки на столе в ряд и спрашиваю:

«Что нужно сделать, чтобы узнать сколько машин и кукол?»

Ответы команд (посчитать).

- Правильно, нужно посчитать сколько кукол и сколько машин! (Дети из каждой команды по очереди пересчитывают игрушки.)

- Сколько кукол? (спрашиваю у команды «Умницы»).

Ответы детей (4).

- Правильно, у вас 4 куклы!

- Сколько машин? (спрашиваю у команды «Умники»).

Ответы детей (5).

- Правильно, у вас 5 машин!

- Ребята, а поровну ли у каждой команды машин и кукол?

Ответы детей (нет).

- А как можно это проверить, какие вы знаете способы сравнения?

Ответы детей (наложение и приложение).

- Правильно! А давайте с вами вспомним что такое наложение и что такое приложение! Как можно сравнить игрушки способом наложения?

Ответы детей (посадить кукол в машины).

- Правильно! А способом приложения?

Ответы детей (посадить кукол рядом с машинами).

- Молодцы! Сейчас из каждой команды я вызову по одному участнику, участнику из команды «Умницы» нужно будет сравнить куклы и машинки способом наложения, а участнику из команды «Умники» - способом приложения (вызываю по одному ребенку из каждой команды по очереди, они выполнят задание).

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием! Прежде чем продолжить давайте отдохнем!

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

(Дети рассаживаются по своим местам.)

- Молодцы! Теперь мы готовы продолжить нашу игру! Ребята, давайте с вами уточним пять машин и четыре куклы, что больше?

Ответы детей (пять машин больше, чем четыре куклы).

- Правильно! Четыре куклы и пять машин – сравните, что меньше?

Ответы детей (четыре куклы меньше, чем пять машин).

- Молодцы! А как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну?

Ответы детей (можно добавить куклу).

- Правильно! У меня как раз есть еще одна кукла (показываю ее детям и ложу на стол). А что еще можно сделать, чтобы уравнять количество игрушек?

Ответы детей (убрать машинку) .

- Молодцы! (вызываю ребенка и прошу его уравнять игрушки одним из способов, после спрашиваю каким именно способом он это сделал, т.е. убрал или добавил игрушку и выясняю по сколько стало кукол и машин, затем восстанавливаю неравенство и прошу установить равенство другим способом, после выполнения задания хвалю ребенка).

- А сейчас каждому из вас я раздам по 5 кругов и по 4 квадрата, вам нужно будет сравнить количество кругов и квадратов любым из способов и уравнять их количество!

(Дети выполняют задание, после чего выборочно спрашиваю у детей какими способами они произвели сравнение и уравнивание фигур.)

- Молодцы, вы хорошо освоили способы сравнения и уравнивания предметов и поэтому все справились с заданием! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Разложи фигуры», но для этого нам нужно подготовить наши пальчики!

Пальчиковая гимнастика «1-5 научились мы считать»

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с мизинца) .

Научились мы считать (сжимают и разжимают кулаки) .

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого) .

Надо нам умнее стать… (сжимают и разжимают кулаки) .

- Ну вот наши пальчики готовы и мы можем поиграть! Каждой команде я раздам по одному набору геометрических фигур (показываю геометрические фигуры детям). Что это за фигуры?

Ответы детей (шары и кубы).

- Правильно! (раздаю детям наборы геометрических фигур) А еще у меня есть вот такие корзины (показываю их детям и ставлю на пол, по 2 корзины для каждой команды). Каждой команде нужно будет отобрать шары и кубы из своих наборов и разложить их в две корзины: в одну – шары, в другую – кубы. Понятно?

Ответы детей (да).

(Каждая команда раскладывает шары и кубы по корзинам. Проверяю правильность выполнения задания.)

- Молодцы! Наши глазки немного устали, давайте дадим им отдохнуть!

Гимнастика для глаз

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

Раздаю каждому ребенку 2 дорожки и спрашиваю: «Одинаковой ли длины дорожки?»

Ответы детей (нет)

- Покажите длинную дорожку.

(Дети показывают длинную дорожку.)

- Покажите короткую дорожку.

(Дети показывают короткую дорожку.)

- Одинаковой ли ширины дорожки?

Ответы детей (нет).

- Покажите широкую дорожку.

(Дети показывают широкую дорожку.)

- Покажите узкую дорожку.

(Дети показывают узкую дорожку.)

- Как можно назвать одним словом длинную и широкую дорожку?

Ответы детей (большая дорожка) (в случае затруднений, подсказываю).

- А короткую и узкую?

Ответы детей (маленькая дорожка).

- А сейчас я предлагаю команде «Умницы» составить из длинных и широких дорожек одну большую дорожку и прокатить по ней вот такой большой шар (показываю его команде «Умницы»), а команде «Умники» из коротких и узких дорожек одну маленькую и прокатить по ней маленький шар (показываю его команде «Умники»)! (Дети составляют дорожки и прокатывают по ним шары.)

3 часть – заключительная (рефлексивно-оценочная) часть.

- Вот и подошла к концу наша игра! Ребята давайте с вами вспомним какие задания были у каждой команды? (по очереди спрашиваю у каждой команды, какие задания они выполняли).

Ответы команд.

- А в какие игры мы свами играли?

Ответы детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные…

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные и их детеныши» Цель: обогащение и активизация словаря детей по теме недели...

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Читайте также

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...

Показатели умственного развития дошкольника

Показатели умственного развития дошкольника А достаточно ли развит ребенок для своего возраста? Какими способами это можно проверить? Именно эти вопросы волнуют...

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора «Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие...