Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Жизнь народов Севера и Юга»

 

Цель: дать детям определенный уровень знаний о жизни и быте народов Севера и Юга.

Задачи.

Образовательная: систематизировать знания детей о традициях Севера и Юга, особенностях коренных народов; познакомить детей с играми народов Севера и Юга; расширять представления о материках.

Развивающая: развивать навыки речевого общения, формировать умение выразительно читать стихи; развивать социально-коммуникативные умения; развивать ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве, скорость бега.

Воспитательная: воспитывать честность, упорство, взаимовыручку, интерес к играм народов Севера и Юга, организованность.

Предварительная работа: знакомство жизнью и бытом народов севера и юга, разучивание стихотворений, разучивание движения к танцу «Север и Юг», разучивание подвижных игр «Льдинки, Ветер и Мороз», «Африканские салки по кругу», «Набрось лассо», «Попади мячом в обруч», «Важенки и оленята», «Полярная сова и евражки», «Укус змеи», «Сокол и лиса».

Оборудование:

  • физическая карта мира, бумажные куколки: чукчи, арабы, саамы, негры, перуанцы, якуты, индейцы, эскимосы;
  • картины с изображением жизни и быта народов Севера (чукчи, саамы, эскимосы, якуты) и Юга (арабы, негры, перуанцы, индейцы);
  • куклы в национальных костюмах;
  • картинки с изображением Северного Деда Мороза - Ямал Ири и южного – Гусалех, новогодняя елка и украшенная пальма.

 

Содержание НОД:

Дети в спортивной форме под музыку заходят в зал и садятся на стульчики.

Ведущий. Ребята, давайте посмотрим на нашу карту. Что мы видим на ней?

- Материки, моря, страны…

В каждой стране живет свой народ. Но сегодня мы с вами поговорим о народах Севера и Юга. Несмотря на то, что они живут в разных местах нашей Земли, у них очень много общего. Все они занимаются земледелием, скотоводством, ловят рыбу, морских животных и верят в Духов Природы.

Но кроме сходства у них есть и отличия.

1 ребенок. Кто на Севере живет

По полгода лето ждет.

Шубу снять едва успеешь,

Как опять зима идет.

2 ребенок. Кто на Юге проживает

Снега тот во век не знает

Ни сугробов, ни снежков,

Нет морозов-холодов.

1 ребенок. Кто на Севере живет

Тот бананы не жует.

Тут нет кактусов, слонов,

Но по пояс здесь снегов.

2 ребенок. Кто на Юге проживает

В прятки лучше всех играет:

В темноте найти не сможем

Незаметных чернокожих.

3 ребенок. Люди разные живут

Населяют Север, Юг.

Наш огромный шар Земной

Дом для всех, для всех родной.

Ведущий. А сейчас мы познакомим вас поближе с народами, живущими на севере и юге Земли.

Индейцы.

Звучит музыка.

Два ребенка берут бумажных куколок и прикрепляют к карте. (Америка.)

Затем один ребенок берет картину, а другой куклу в национальном костюме.

1 ребенок. Коренные жители Америки -

Это племена индейцев.

До сих пор, вы может не поверите,

Есть племен десятки этих поселенцев.

Континент Америка – большой.

Климат разный: где то снег, а где то зной.

И по разному хозяйство развивалось

От природы все зависело порой.

Славные охотники – индейцы,

И пахать, и сеять они могут.

Если кто войной напал на племя,

Защититься им другие племена помогут.

2 ребенок. По традиции индейцы верят в чудо:

В Душу Леса, покровительство зверей,

есть Верховный Бог – это Мать-Природа.

На удачу надо принести подарок ей.

Разные жилища у индейцев,

Самое известное – вигвам.

Широко известно рукоделье,

Из перьев украшенье головам.

Из керамики хорошие умельцы:

Статуэтки, маски и посуда для еды.

В росписи орнаментов индейцы

Всем известны за пределами страны.

Ведущий. Ловкость и смелость индейцев всегда и у всех вызывала восхищение. Ловкий бросок лассо, точный выстрел, быстрая реакция, сильная рука, выносливость – каждый хотел бы обладать этими качествами и способностями.

Сейчас мы поиграем в игру индейцев «Набрось лассо».

Правила ее просты, надо набросить кольцо на деревянный стержень, расположенный в нескольких метрах.

Дети разбиваются на команды. Бросают по очереди кольцо на стержень. При попадании кольца на стержень, команда получает одно очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Саамы.

Звучит музыка.

Два ребенка берут бумажных куколок и прикрепляют к карте. (Скандинавия и Россия.)

Затем один ребенок берет картину, а другой куклу в национальном костюме.

1 ребенок. Саамы – еще по-другому лапландцы.

Родной полуостров для них – Скандинавский.

Финляндия, Швеция, Россия, Норвегия –

Весь Север Европы саамы объехали.

Русские звали их «лопыри»,

В Европе гордились, прозвав – «викинги».

Промысел Севера – охота и рыба.

Еще разведенье оленей для быта.

Одежда саамов от мороза и ветра,

Саамы – кочевники, тут нет почти лета,

В одежде из меха и шкур им тепло,

И можно оленей пасти далеко.

2 ребенок. Саамская вежа – зимою жилище,

Как пирамида, но только пониже.

Вежа покрыта оленьими шкурами,

А в центре - огонь, греться ночками лютыми.

Основные блюда из мяса оленей,

Варили и жарили, разное ели.

А если добудут рыбу иль птицу,

То будет пирог – саамская пицца.

Саамы в традиции культ почитали:

Духов различных охот уважали,

Духов природы они призывали,

И предков ушедших не забывали.

Игра. «Льдинки, Ветер и Мороз».

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят:

Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

Негры.

Звучит музыка.

Два ребенка берут бумажных куколок и прикрепляют к карте. (Африка.)

Затем один ребенок берет картину, а другой куклу в национальном костюме.

1 ребенок. Темная кожа, кудрявые волосы

В Африке жаркой живут племена:

Пигмеи, берберы, зулусы и дорси,

Бушмены, масаи, туареги, химба.

Все любят трудиться: и пашут, и сеют.

Растут здесь кокосы, картофель, кунжут,

Арахис и кофе, еще кукуруза,

На пальмах бананы большие цветут.

Рыбалка, охота и скотоводство -

работы всем много и много труда,

А после работы искусство народа

Из Африки едет во все города.

2 ребенок. Одежда из бисера, маски, скультптурки,

Любой на свой вкус выбирай сувенир:

Косички, браслеты, на тело рисунки,

Колечко с бриллиантом создаст ювелир.

Живут африканцы по-разному очень:

Кто в хижине с листьев, с бамбука, в шатрах.

Экзотика всюду: и шеи все в кольцах,

И диски на губы, и серьги в ушах.

Религии разные у африканцев:

Ислам, христианство, культ предков, тотем.

Но самое важное для африканца:

Вода чтоб была, и от Солнца был крем.

Игра. Африканские салки по кругу.

Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладет лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом – за ним. Если водящий пробежит круг, и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.

Чукчи.

Звучит музыка.

Два ребенка берут бумажных куколок и прикрепляют к карте. (Россия.)

Затем один ребенок берет картину, а другой куклу в национальном костюме

1 ребенок. "Чаучу" означает - "богатый оленями",

Это - коренной народ Крайнего Севера,

Континентальной Чукотки аборегены,

Для нас вся их жизнь - это сплошь феномены.

Охота оленья, медвежья, тюленья,

Добыча китов - то отдельная тема.

Лисицы, песцы, бобры и куницы,

Такими охотами чукча гордится.

Жилища складные - яранги зовут,

Где пастбище встретят, там дом соберут.

По виду, как купол, каркас из шестов,

Покрыто все шкурами по много слоев.

2 ребенок. В основе питания чукчей есть мясо,

Отвары из трав чукчи пьют очень часто.

От духов злых чукчей спасают повязки,

Еще амулеты и шаманские пляски.

Поклоны бьют чукчи явленьям Природы:

И лесу, воде, и дождю, и животным.

К огню же относятся с важной заботой,

И кормят его после каждой охоты.

Игра. Важенки и оленята.

Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно....

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставленья мамины.

На полу лежат несколько обручей разных цветов. Это домики важенки и оленят. Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На стульчике сидит Волк. На слова "Волк идет!" оленята и важенки убегают в свои домики. Пойманного олененка Волк уводит с собой.

Арабы.

Звучит музыка.

2 ребенка берут бумажных куколок и прикрепляют к карте. (Африка и Ближний Восток).

Затем один ребенок берет картину, а другой куклу в национальном костюме

1 ребенок. На Ближнем Востоке

И в Северной Африке

Живут бедуины:

Кочевники - странники.

Они - скотоводы,

Разводят стада:

В почете верблюд,

И овца, и коза.

Живут бедуины

В палатках-шатрах.

Их главная гордость:

Скакать на конях.

2 ребенок. Арабы от Солнца

надежно укрыты:

Одежда длинна,

Голова их покрыта.

У женщин - платком,

У мужчин - куфией.

Халаты спасают

От Солнца лучей.

Другие арабы

Живут на земле:

Рыбачат и пашут:

На благо стране.

Питаются разным:

Есть рис и лепешки,

Миндаль, виноград,

Оливы немножко,

Финики, зелень,

Цитрусы тут.

А после обеда,

Чай, кофе попьют.

Игра. Укус змеи.

Ход игры:

На полу лежит обруч. Один игрок прыгает в круг, остальные окружают его, встав на колени. Они стараются схватить прыгающего игрока в кругу за ноги. Кому это удается, тот меняется с игроком в кругу местами.

Эскимосы.

Звучит музыка.

Два ребенка берут бумажных куколок и прикрепляют к карте. (Россия, Канада.)

Затем один ребенок берет картину, а другой куклу в национальном костюме

1 ребенок. Сами себя эскимосы зовут инуиты.

По всему Северу их стоянки разбиты.

В Канаде, Гренландии, американской Аляске

И даже в России бывают нечасто.

Есть у слова "Эскимос" точный перевод:

"Кто ест сырую рыбу" - их так народ живет.

Эскимосы хорошо приспособлены к Северу:

Яранги из шкур они себе делают.

Могут построить дом изо льда -

Иглу зовется эта изба.

2 ребенок. Каяк и гарпун есть для охоты:

Песцов и оленей ловить их работа.

Они мастера также рыбного лова,

Еще промышляют на зверя морского.

Эскимосы верят в духов природы.

Бьет в бубен шаман, чтоб прогнать непогоду.

Едят эскимосы и рыбу, и мясо,

А ягоды, травы здесь встретишь нечасто.

Есть обычай - "побалуй" -

Эскимосский поцелуй.

Носом к носу потереться

На морозе так согреться.

Игра. Полярная сова и евражки.

Полярная сова находится в углу зала, остальные играющие - евражки.

Под тихие ритмичные удары бубна евражки бегают по залу, га громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто шевелится или не стоит столбиком, уводит с собой.

Перуанцы.

Звучит музыка.

2 ребенка берут бумажных куколок и прикрепляют к карте. (Перу.)

Затем один ребенок берет картину, а другой куклу в национальном костюме

1 ребенок. Наследники инков:

Кечуа, аймары.

Живут все общиной

Тотем почитая.

Они - земледельцы,

Они - скотоводы.

В горах, рудниках

Находят работу.

Мужчины одеты

В короткие брюки

И пончо поверх,

Чтоб свободные руки.

У женщин широкие

Юбки и блузки,

И шаль будет сверху,

Если грянут морозы.

2 ребенок. В Перу поклоняются

Духам горы,

Подземным Богам,

И Богине-Земли.

Ремесел в Перу

По традиции много:

Из шерсти альпака

Здесь ткань производят.

Вязание, лепка

Керамики разной.

В хозяйстве посуда их

Просто прекрасна.

Игра. Попади мячом в обруч.

В центре зала стоят 3 девочки и держат обручи. Дети разбиваются на 3 команды, в руке у каждого мяч. Дети по очереди забрасывают мяч в обруч. Побеждает команда, забросившая больше мячей.

Якуты.

Звучит музыка.

2 ребенка берут бумажных куколок и прикрепляют к карте. (Россия.)

Затем один ребенок берет картину, а другой куклу в национальном костюме

1 ребенок. Якуты - это большое коренное население,

Есть Республика Саха и Сибири поселения.

Российским народом давно уж считаются.

У себя "Салахар" они называются.

Разводят коров, лошадей и оленей.

Рыбачат, охотятся по всей реке Лене.

Зимой строят юрты, а летом - урасы:

Юрты из шкур, береста в летней части.

2 ребенок. Одежда из меха и шкур - так теплее,

Зимой тут погода как нигде холоднее.

Якуты считают себя частью природы,

Они ее дети, как горы и воды.

Вокруг все святое и даже огонь.

Кругом кружат духи, такой вот закон.

Особо известны певцы из якутов:

Их странные песни, необычные звуки.

Из горла то пение льется само,

А в песнях былины, чье время прошло.

Игра. Сокол и лиса.

Выбираются Сокол и Лиса, остальные дети - соколята. Сокол учит своих Соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед). Стайка соколят бежит за Соколом и следит за его движениями. В это время выскакивает из норы Лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы Лиса их не заметила.

Время появления Лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

Ведущий. Дорогие ребята, вот уже совсем скоро мы все будем отмечать самый волшебный, самый сказочный праздник в году. Это – Новый год.

Но не только мы, а все жители нашей планеты будут отмечать этот праздник.

Северного Деда Мороза, который живет на Полярном круге зовут Ямал Ири. Символом Нового Года является елка.

Южный Дед Мороз называется Гусалех.

И наряжают фтут не елки, а тропические растения, преимущественно пальмы.

А сейчас, ребята, давайте станцуем танец «Юг и Север» для наших Дедов Морозов.

Ведущая: Посмотрите, ребята, Дед Морозы приготовили для вас подарки.

Раздача подарков.

 

Литература.

"Детские народные подвижные игры" А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. Москва, "Просвещение", "Владос" 1995.

Музыкальное обеспечение.

Sally Nyolo "Dimama", The Mousayek Arab Ensemble "Wraal Al Chajar", Inka Karal "Lejanias", Тюрген Кам "Песня деда", Нико Валкепяя "Sunlight", Laramarka (Inka Karal)(перуанская мелодия) - Arco iris, Кола Бельды "Ханина Ранина", Эргырон "Нунлингран".



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с…

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с задержкой психического развития «Уроки безопасности» Цель: формирование знаний о правилах безопасности в...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Читайте также

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание»

Выступление на методическом собрании на тему: «Гармоничное семейное воспитание» Главная цель гармоничного семейного воспитания — помочь ребенку стать смысловой, целостной, независимой...

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные…

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные открытия»

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного…

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного возраста C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с...