Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие по Азовскому морю»

 

Цели: Способствовать расширению и углублению представлений детей о море и его обитателях.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить представление детей о море, разных его состояниях;

- закрепить представление об обитателях водоёмов;

- формировать интерес к рисованию песком.

Развивающие:

- развивать интерес к живой и неживой природе;

- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

- развивать внимание, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику рук;

- развивать самостоятельность, активность, творчество детей;

- развивать художественный вкус.

Воспитательные:

- вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством;

- воспитывать умение чувствовать и замечать красоту моря в его разных состояниях;

- воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Методы и приёмы:

демонстрация наглядных пособий (презентация «Наше море», видеосюжет «Морское дно», видео-анимация «Море»), рассказы детей, чтение художественной литературы, создание игровой ситуации, вопросы, объяснения.

Предварительная работа:

- проектная деятельность: краткосрочный проект «Обитатели водоёмов»;

- беседы «Мой любимый уголок Приморско-Ахтарска», «Наше море»;

- рассматривание иллюстраций, наборов открыток, фотографий по теме «Наше море;

- рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей, чтение энциклопедий;

- рассматривание картин И.К. Айвазовского «Среди волн», «Девятый вал», «Берег моря»;

- чтение и разучивание стихотворений о море и его обитателях; чтение произведений художественно-познавательной литературы;

- создание фотоальбома «Азовское море и его обитатели»;

- экскурсия по набережной г.Приморско-Ахтарска;

- знакомство с песочной анимацией;

- совместная деятельность воспитателя и детей по лепке и аппликации,

изготовление панно «Обитатели морских глубин»;

- прослушивание песен о море;

- дидактические игры: «Собери картинку», «Волшебная палочка», «Выложи цепочку», «Танграм», «Найди своё место», «Подумай и раскрась», «Разложи правильно».

Оборудование, материал:

  1. мультимедия;
  2. диски с записями шума моря;
  3. подборка видеоматериала с морскими обитателями;
  4. разрезные картинки к игре «собери картинку», набор камней к игре «разложи правильно»;
  5. материалы для художественно-продуктивной деятельности детей.

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я в группе обнаружила звуковое письмо. Послушать его могут все желающие. Хотите узнать, о чём говорится в письме? (Включается аудиозапись «Шум моря».)

Воспитатель: Что вы слышите?

Дети:

- Я слышу шум моря.

- А я слышу плеск воды.

- В звуковом письме я услышал шелест волн, крик чаек.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать и делать открытия, узнавать что-то новое?

Дети: Да!

Воспитатель: Это замечательно!

Но не только вы любите путешествовать! Я знаю одну лягушку-квакушку…

«Жила она в болоте, ловила комаров да мошку, весной громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие».

Воспитатель: С какого произведения этот отрывок? Кто написал его?

Дети: Это произведение называется «Лягушка-путешественница». Написал его В. Гаршин.

Воспитатель: Я предлагаю вам вместе с лягушкой-путешественницей исследовать подводный мир нашего моря, узнать что-то новое о нём.

Воспитатель: Для того чтобы подойти к морю, нам необходимо пройти по загадочным камням (красный, синий, жёлтый камни с заданиями, дети, наступая на них, обсуждают эти задания и выполняют их).

Задание 1. «Разложи правильно».

Воспитатель: Ребята, необходимо разделить камни (щебень, галька, керамзит) на группы по признакам.

Воспитатель: По какому признаку вы их сгруппировали?

Дети:

- Одни гладкие, округлые.

- Другие с острыми краями.

- Третьи камни лёгкие и пористые.

- А ещё можно разделить камни на две группы: использование в строительстве и для берегоукрепление.

(Дети идут дальше, наступают на синий камень, появляется изображение лягушки на экране.)

Воспитатель: А вот и наша путешественница!

Лягушка: Здравствуйте, дети! Я люблю путешествовать, видела много стран, морей и океанов. Мне хотелось бы больше узнать о вашем море, как оно называется?

Дети: Наше море называется Азовским, потому что первая крепость, которая была построена, для укрепления побережья со стороны моря называлась – Азов.

Задание 2. «Подумай и объясни».

Презентация «Наше море».

Слайды.

Воспитатель:

Волнуется море, встает на дыбы,

  Неся на спине голубые горбы,

  Бьется и бьется волной о причал!

  Кто же так, море, тебя раскачал?

Лягушка: А когда море таким бывает?

Дети:

- Во время шторма море становится не спокойным, страшным, оно насупится, потемнеет.

- По морю разгуливают свинцово-серые волны-великаны, которые с чудовищной силой могут затягивать в пучину не только людей, но и корабли.

- Во время шторма купаться нельзя, потому что опасно.

Слайды.

Воспитатель:

Море дремлет, в море штиль,

Тишина на сотни миль.

Море ласково и мило,

Успокоилось, застыло.

Отдыхает Море.

Лягушка: А какое море во время штиля?

Дети:

- Море тихое и ласковое.

- Вода прозрачная, спокойная, видно даже дно.

- В таком море любят купаться и взрослые и дети.

Воспитатель: Лягушке понравилось, как вы отвечали и она предлагает поиграть.

Пальчиковая гимнастика

На кораблике вдвоём (Дети складывают ладони «лодочкой», подняв большие пальцы вверх.)

Мы по морю поплывём.

Заштормило сине море. (Выполняют волнообразные движения руками.)

Для матросов это горе. (Приставляют ладонь «козырьком» ко лбу, глядя вперёд, хлопают в ладоши.)

Волны ходят ходуном.

А для рыбок море дом. (Складывают ладони вместе, имитируют движение рыбы в воде.)

В глубине они живут. («Ныряют» ладонями вверх-вниз.)

Там порядок и уют.

Не штормит на глубине.

Кружат рыбы в тишине. (Движение сложенными ладонями по часовой и против часовой стрелки.)

Водят в море хоровод.

Не страшатся бурных вод. (Круговые вращения рук.)

В руки людям не даются – (Показывают ладони.)

Над матросами смеются. (Приставляют ладонь «козырьком» ко лбу, глядя вперёд, хлопают в ладоши.)

Продолжаем дальше путь (наступаем на жёлтый камень, под ним разрезные картинки).

Задание 3. «Собери картинку».

Воспитатель: Вам необходимо из этих частей собрать целую картинку (дети собирают).

Лягушка: А что у вас получилось?

Дети:

- У нас получилась картина с изображением морского дна.

- С водорослями и морскими рыбками.

Воспитатель: Выполнив все задания, мы и подошли к морю.

Лягушка: Ребята, а назовите обитателей вашего моря.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается, но теперь по морскому дну. Ребята расскажут тебе об обитателях Азовского моря.

Видеосюжет «Морское дно».

Ребёнок 1: Любой рыбак будет рад поймать окунька. Хоть и небольшой по размеру, но он хищник, да ещё какой. Эта рыбка любит тишину и покой, поэтому плавает там, где поглубже. Окунь имеет небольшой горбик и маленькие глазки, но всё равно это симпатичный полосатик с красными крылышками и хвостиком.

Ребёнок 2: Это - хищная рыба. Тело у щуки удлиненное, торпедообразное. Цвет тела зеленовато-темный, иногда черный на спине, с множеством разных пятен, полосок на боках. Пасть у щуки огромная, с острыми, как бритва, зубами. Держится она в одиночку, подкарауливает добычу незаметно благодаря своей пестрой окраске.

Щука охотно поедает лягушек. Она очень прожорлива, питается любыми рыбешками и своими мальками.

Ребёнок 3: Плотва - очень красивая и вкусная рыба. Брюшко и бока имеют светло серебристый окрас, спинка – темная. Плавники и глаза у плотвы – красные. Чем старше плотва, тем ярче становится ее окрас. Плотва – стайная рыба, держатся у дна.

Ребёнок 4: Эта громадная и неуклюжая рыба, повадками похожа на медведя. Очень любит раков, лягушек и моллюсков. Сом и сомиха охраняют ямку-гнездо своими грудными плавниками, пока из икринок не появятся мальки. А малыши сомята через несколько дней покидают гнездо и ведут одиночную жизнь. Осенью сомы уходят в ямы и среди затонувших бревен и коряг, как медведи, залегают в зимнюю спячку.

Ребёнок 5: Судак – сильная, красивая рыба. У него длинная голова и широкий рот с мелкими острыми зубками. Окрашен морской судак в зеленовато-серый цвет. Судак – хищная рыба. Он любит полакомиться мелкими рыбёшками. Судаки не любят сбиваться в стаи, они предпочитают жить в одиночку.

Ребёнок 6: Рак ползает по дну, шевелит клешнями, ест что попадает, прячется в норы под коряги.

Воспитатель: О каких рыбах вы сейчас рассказали?

Дети:

- О рыбах, которые живут в море.

- О морских рыбах.

Воспитатель: Как вы думаете, все ли рыбы морские?

Дети:

- Щука и сом ещё и речные рыбы.

Воспитатель: Да, ребята, эти рыбы как речные, так и морские, потому что они заплывают в наше Азовское море.

Физкультурная пауза.

Рыбки плавали, играли (Бег врассыпную, выполнение движений «рыбки плавают».)

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся, («Рыбки прячутся» за камушки.)

То зароются в песке.

Разыгралась и водица, (Перестроение в шеренгу.)

Ей на месте не сидится.

Поднялся на море шторм… (Покачивают руками вверху влево-вправо, изображая волны.)

Раз, два, три – закончен он.

Что это, что это, ай-ай-ай.

Что это, ну-ка поди угадай.

Это ни краб, ни селёдка, (Перестроение «лодочка.»)

Это рыбацкая лодка.

Лодочка, лодочка, как повезло!

В руки возьму я штурвал и весло.

И прокачусь на просторе. («Лодочка покачивается на волнах».)

Ах, как волнуется море.

Воспитатель насыпает песок.

Лягушка:

Ярко солнышко сияет,

И ребяток приглашает.

Поиграть в «Песочный дворик»

Жёлтый, тёпленький песочек,

С детства ласковый дружок.

Подарить вам радость хочет

Это очень интересно,

Удивительно, чудесно.

Посмотрите, что из песочка получается.

(Воспитатель читает стихотворение «Наш город» в сопровождении с песочной видеоанимацией.)

Воспитатель:

Побережье Азовского моря,

Ранним утром туман над тобой,

И волна сквозь туман с ветром споря,

Моет берег прохладной водой.

Очень хочется верить, что море,

Раскрывая глубины свои,

С яркой силой морского прибоя

К берегам приведет корабли.

Ох, ты морюшко наше родное,

Атакуя свои берега,

Хочешь ты сокрушить все живое,

Так, как будто идешь на «врага».

А закаты над морем такие,

Расцвели алым шелком,

Как стяг,

Словно в небе с неведомой силой,

Каждый вечер пылает очаг.

Лягушка: Мне понравилось, как вы рассказывали о вашем море, я узнала много интересного. Но меня ждут мои, друзья - утки и я продолжаю путешествие по другим морям и океанам.

Воспитатель: Наша лягушка-путешественница уже в пути к неведомым странам, морям и океанам, а я предлагаю вам ребята стать художниками и нарисовать море, каким вы себе его представляете, но не красками, а песком.

Дети рисуют море под спокойную музыку.

Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня?

Дети:

- Мне было удивительно, что песком можно рисовать.

- Как быстро и ловко бегают ладошки с песком по стеклу, создавая удивительной красоты рисунки. И я тоже хочу так же научиться рисовать.

Воспитатель: Что больше всего заинтересовало? Какое задание оказалось для вас самым интересным?

Дети:

- Понравились задания «Разложи камушки», «Собери картинку» и «Нарисуй море».

- А мне все понравились задания.

- Мне понравилось путешествовать с лягушкой.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Гжельская роспись»

Лэпбук «Гжельская роспись» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Гжельская роспись является той составляющей культурного наследия...

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем» Цель: Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с...

Читайте также

Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений

Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений

Наглядно-выставочный материал для оформления литературной зоны в детском саду

Наглядно-выставочный материал для оформления литературной зоны в детском саду

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...