Конспект занятий по развитию речи «Люблю тебя, мой город»

 

Задачи

1. Привлечение внимания к речевым образцам через составление звукового письма и словарную работу.

2. Развитие способности слушать слышать собеседника, излагать свое мнение, проявлять инициативу в общении.

3. Развитие сенсомоторных координаций через активизацию слухового, зрительного и тактильного восприятия.

В старшем дошкольном возрасте проводится больше занятий словесного характера, на которых используются различные виды рассказывания: по картинке (или фотографии), творческое рассказывание, рассказывание типа рассуждений. Воспитатель по-прежнему руководит занятием, но больше акцентирует внимание на самостоятельной детской речи. Реже используется речевой образец. Пример его использования для развития памяти и формирования словаря – слова, редко произносимые детьми.

Умение слышать и слушать собеседника, проявлять инициативу в общении позволяет провести занятие динамично и интересно. Использование наглядных (рассматривание фотографий, репродукций, картин, глобуса), словесных (рассказывание стихотворения или художественного произведения, обобщающая беседа о городе) и практических (динамическая пауза, звуковое письмо) методов развития речи обеспечивает формирование речевых навыков и умений, развитие сенсомоторных координаций через активизацию слухового, зрительного и тактильного восприятия.

Составление звукового письма, рассказа «Чья улица лучше» способствует развитию самоутверждающих форм поведения: умение высказывать свое мнение, доказывать его, выступать перед группой и развитию уверенности в себе.

Материалы

Демонстрационный: фотографии или репродукции с достопримечательностями города.

Музыкальный: «Наш край» Кабалевского; «Праздничный детский марш» Е.Тиличеевой.

 

Ход занятия

1. Водная часть

Воспитатель зачитывает или рассказывает детям стихотворение о родной стране, о родном городе, проводит беседу по произведению.

При выборе произведения нужно учитывать, что оно должно выполнять познавательные, эстетические и нравственные функции.

Задание направлено на развитие способности слушать и слышать собеседника, умения проявлять инициативу в общении, сознательно воспринимать текст, находить связь между описываемыми фактами и явлениями.

2. Основная часть

2.1 «Мой любимый город»

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей, значимых мест города и тех мест, в которых часто бывают дети.

Воспитывая чувство любви и привязанности к своему городу, воспитатель подбирает красочные фотографии. Если среди них найдутся такие, на которых изображено то, о чем не смогут рассказать сами дети, воспитатель обязательно должен обратить внимание на красоту, важность или ценность запечатленного на фотографии, порекомендовать побывать там с родителями.

Воспитатель предлагает собирательный рассказ о городе.

Для того чтобы активизировался словарь, дети должны не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее несколько раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорение – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Особенно это касается слов, редко произносимых детьми, таких, как переулок, бульвар, шоссе, горожане, достопримечательности. Хорошо уточнять значение слов на основе противопоставления (антонимов). Так, подбирая фотографии улиц, можно взять просторную, шумную, чистую улицу и, наоборот, узкую, тихую, грязную и т.д.

При этом происходит овладение мыслительными операциями, доступными данному дошкольному возрасту.

Игра «За что я люблю свой город». Воспитатель предлагает придумать не менее десяти красивых слов, которые бы характеризовали твой город.

Я люблю свой город потому, что он… (какой?).

Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением их содержания, при этом происходит активизация словаря, развитие образной памяти. Игра способствует приобретению детьми опыта самоутверждающих форм поведения, уверенности в себе, умения высказывать свое мнение.

2.2 «Чья улица лучше»

Воспитатель предлагает вспомнить название улицы, на которой живут дети, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с той, на которой находится детский сад, можно ли пройти до него пешком или надо ехать, и посоревноваться в рассказах «Чья улица лучше».

Происходит формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у детей мотивированной потребности к речи путем стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. В рассказах «Чья улица лучше» дети высказывают свое мнение, говорят о своих интересах, выражают свои чувства и эмоции, что способствует приобретению опыта самоутверждающих форм поведения.

Звучит «Праздничный детский марш» Е.Тиличеевой.

Динамическая пауза. Игра «Найди свой дом». Воспитатель предлагает детям определить место своего «дома» в пространстве группы. Все дома расположены на одной улице, параллельно друг другу. На сигнал воспитателя «день» дети выходят на прогулку (разбегаются по группе), на сигнал «вечер» каждый ребенок возвращается в свой дом. Повтор игры 2-3 раза.

Игра направлена на развитие памяти, умения ориентироваться в пространстве, слышать речевую инструкцию воспитателя и способствует снятию эмоционального напряжения.

3. Заключительная часть

«Письмо другу из другого города» (на выбор детей).

Воспитатель предлагает составить звуковое письмо другу из другого города, рассказав в нем о красоте своего города, используя весь пройденный материал.

Воспитатель записывает рассказы детей на магнитофон. Эти рассказы обязательно потом прослушивают в группе с внесением добавлений и поправок, если таковые имеются. После речи детей может быть использован образец рассказа воспитателя, в этом случае не для подражания, а для сравнения и коррекции.

Данный игровой прием возбуждает интерес ребенка к деятельности, обогащает мотивы речи и создает положительный эмоциональный фон. Тем самым повышается речевая активность детей и результативность занятия. Звуковое письмо способствует творческому самовыражению в речи, что способствует развитию уверенности в себе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к…

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы Тема: «Мы разные, мы вместе»

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы...

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со...

Читайте также

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи…

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» Возраст от 4 до 5 лет имеет особое...

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и…

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и его обитатели» Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации проекта: 3...

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей…

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР Время является особенно сложным объектом познания для...