Конспект образовательной деятельности
Тема: Юные космонавты

Для детей подготовительной группы

 

Образовательная область: «Познание».

Форма проведения: игра «Центр юных космонавтов».

Образовательные задачи.

- Обобщить знания детей о космосе, об исследователях Космоса.

- Систематизировать знания о Солнце, планетах солнечной системы.

- Формировать интерес к памятным местам, связанных с именем Ю.А.Гагарина в нашем городе.

- Упражнять в прогнозировании глобальных изменений в окружающем мире, учить искать наиболее рациональные способы решения экологических проблем.

- Совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества.

- Продолжить работу по обогащению речи детей.

- Закреплять навыки обратного счета.

- Упражнять в решении задач, сравнении чисел с помощью математических знаков.

Развивающие задачи.

- Развивать поисково-познавательные способности.

- Развивать память, логическое мышление, воображение детей.

- Формировать умение делать умозаключения и выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитательные задачи.

- Воспитывать чувство гордости за своего земляка, эмоционально-ценностное отношение к миру.

- Воспитывать чувство своей причастности к судьбе нашей планеты.

- Поощрять творчество, инициативу и самостоятельность детей, умение согласовывать свои действия со сверстниками.

Материал и ЭОР: бейджи-эмблемы, пилотки; вывески – Центр подготовки юных космонавтов, Информационный сектор, сектор Космической физкультуры, Научная лаборатория, Творческая лаборатория; магнитная доска для составления модели, магниты, изображения планет, слайды портретов космонавтов, слайд солнца, планет солнечной системы, слайд: картина безжизненного пейзажа, слайды памятных мест Ю.А.Гагарина в Оренбурге; микрофон, компьютер с монитором, фотоаппарат, мультимедийные средства; физкультурное оборудование: ребристая доска, воротики для подлезания и перешагивания, тоннели из ткани; столы с оборудованием: колбочки для воды, воронки, салфетки для фильтрации, микроскопы, ватные тампоны, лупы, контейнер с пробами: баночка с мутной водой, целлофановые пакеты с воздухом, камни, белые халаты; лист ватмана, краски, восковые мелки, ватные палочки, поролон, ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, крашеная ватка, фломастеры, надписи названий разных городов и планет, коробочка со звездами.

 

Ход деятельности:

Педагог: В нашем саду открылся «Центр подготовки юных космонавтов». Все девчонки и мальчишки мечтают о космосе и космических полетах. Итак, встречайте первых участников центра подготовки.

Дети входят в музыкальный зал с песней «Марш юных космонавтов» муз. Филиппенко.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Я руководитель центра подготовки космонавтов. Вам нравится профессия космонавта? Вы приняли решение участвовать в подготовке в Центре юных космонавтов. Вспомним, какими качествами характера должны обладать космонавты? Ответы детей.

Педагог: Итак, приглашаю вас занять места в Информационном секторе. Прежде, чем отправится в космос, нужно хорошо изучить космическое пространство. Какие планеты находятся в нашей галактике? Вокруг чего они совершают движение? Как называется планета, расположенная ближе всех к солнцу? Какая планета находится дальше всех от солнца? Которая по счету от солнца находится наша планета Земля? Сколько планет в Солнечной системе? Кроме планет, какие объекты движутся вокруг Солнца.

Высказывания детей сопровождаются демонстрацией слайдов.

Дети выкладывают схему Солнечной системы.

Педагог: Космонавты должны уметь делать точные расчеты. Вы готовы решить космические задачки?

  • В Солнечной системе 9 планет. Из них 4 планеты большого размера. Сколько планет в Солнечной системе маленького размера?
  • Около Юпитера вращались 10 астероидов и 5 комет. Сколько небесных объектов вращалось около Юпитера?

Запишите решение задач в своих «ноутбуках» (листы картона и бумаги, оформленные в виде ноутбука).

Дети объясняют решение задач.

Педагог: Запишите ответ первой задачи, сделайте пробел и запишите ответ второй задачи. Сравните эти числа и поставьте между числами нужный знак.

Дети объясняют полученное выражение

Педагог: Сейчас вам предстоит отгадать загадку

«В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет и всех разбудит». (Солнце.)

(Демонстрация слайда солнца.)

Педагог: Солнце – это планета или звезда? Послушаем, на что похоже солнце

(А. Еськова).

- Солнце – монетка – скупой проворчал.

- Нет, сковородка! – обжора вскричал.

- Нет, каравай, - хлебопек произнес.

- Компас, - сказал убежденно матрос.

- Солнце – звезда – астроном объявил.

- Доброе сердце, - мечтатель решил.

Педагог: Почему герои сравнивают Солнце с разными предметами: монеткой, сковородкой, караваем, компасом, звездой и добрым сердцем? И какое из этих определений правильное?

Предполагаемые ответы: солнце сверкает как новенькая монетка. Оно горячее, как раскаленная сковородка. Солнце румяное, как каравай. Оно круглое, как компас. Солнце сравнивают с добрым сердцем, т.к. оно дарит всем тепло и свет. Солнце светит только днем. Значит правильный ответ Солнце - звезда.

Игра «Хорошо – плохо».

Педагог: Дополните предложение: «Солнце – это хорошо, так как… (рассуждения детей: дает свет, тепло растениям, животным, человеку. Можно загорать на солнце. Солнце нагревает воду – можно купаться. В солнечную погоду поднимается настроение).

Педагог: Солнце – это плохо, так как… (рассуждения детей: избыток солнечных лучей вызывает ожог кожи, солнечный удар, сушит землю – погибают растения, прямые солнечные лучи опасны для глаз, снижается зрение, вспышки на солнце вызывают болезненные состояния у людей).

Педагог: Несомненно, положительных свойств Солнца гораздо больше. Без солнечной энергии невозможна жизнь на нашей планете. И если соблюдать определенные правила, можно уберечь себя от многих бед.

Люди всегда стремились в космос. Назовите имя первого нашего космонавта. Как назывался космический корабль, на котором Ю.А.Гагарин облетел вокруг земли? Имя первой женщины-космонавта?

Ответы детей сопровождаются показом слайдов.

Имя Гагарина знают во всем мире. У нас в России в каждом городе есть памятные места, связанные с именем первого космонавта. Назовем эти места в нашем городе Оренбурге.

  • Проспект Гагарина;
  • Памятник в сквере на проспекте Гагарина;
  • Оренбургское летное училище, где учился Ю.А.Гагарин. На территории училища установлен самолет, на котором совершил свой первый самостоятельный полет первый космонавт;
  • Дом-музей на улице Чичерина;
  • Мемориальная доска по улице К. Маркса 12-а, где останавливался Гагарин.

Ответы детей сопровождаются показов слайдов.

Педагог: Космонавты всегда поддерживают себя в хорошей физической форме. Помогают им в этом физические упражнения и нагрузки. Сейчас мы этим займемся. Пройдем в центр Космической физкультуры.

Дети встают в круг. Проводится комплекс общеразвивающих упражнений «Будем космонавтами». (Ж.Фирилева, Е.Сайкина).

Педагог: Чтобы в космос полетать.

Шаг марша Надо силу поиметь,

Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться.

Раз, два, три –

Приседания Приседаем мы!

Раз, два – руки согнуть,

Три, четыре – разогнуть.

Сгибание и разгибание рук к плечам, пальцы сжаты в кулаки.

Много раз я отожмусь

Утром на зарядке

И.п. – лежа на животе, руки под грудью. Выпрямлять руки, поднимая верхнюю часть туловища, и возвращаясь в и.п.

И руками оттолкнусь,

Будет все в порядке.

Я, как лодочка, лежу,

Спинку напрягаю

И качаюсь на волнах,

Силы сохраняю.

И.п. – лежа на животе, руки сцеплены в «замок». Поднимать руки и ноги, покачиваясь вперед-назад.

Педагог: На планетах космонавтов могут ждать различные препятствия и надо уметь их преодолевать. Работаем на дорожке препятствий.

Дети двигаются по ребристой доске, прыгают из круга в круг, перешагивают через стойки, подлезают под воротиками, пролезают в тоннели.

Педагог: Почему летают птицы? Человек может летать без крыльев? Это становится возможным в состоянии невесомости. Что такое невесомость? (Дети объясняют.) Представьте, что мы находимся в специальной камере. Итак, мы в состоянии невесомости.

Проводится игра «Невесомость». Дети под музыку группы «Спейс» «Волшебный полет» выполняют характерные движения людей в состоянии невесомости.

Педагог: Ребята, пока мы занимались физической подготовкой. В центр поступило звуковое сообщение. Слушаем.

Голос в звукозаписи.

«Мы жители планеты «Икс» узнали о существовании Центра юных космонавтов на планете Земля и просим вас о помощи. У нас на планете очень трудно дышать, вода становится непригодной для питья, погибают растения. Самостоятельно мы не можем справиться с этой проблемой. Помогите, пожалуйста!»

На экране появляется слайд картинки безжизненного пейзажа.

Педагог: Почему возникают на планете подобные проблемы? Как это называется?

С планеты «Икс» к нам поступил контейнер с пробами. Приступаем к исследованию в научной лаборатории. Посмотрим, что случилось на этой планете с воздухом, водой и почвой и дадим советы жителям, как им поступить в данном случае. Проходим в лабораторию, одеваем спецодежду, выбираем с какими пробами вы бы хотели поработать.

Дети выбирают кружок синего, белого или коричневого цвета и распределяются по соответствующим столам в лаборатории: исследование воды, исследование воздуха, исследование грунта. Дети проводят простейшие наблюдения и опыты с водой, воздухом, почвой. Педагог обходит все столы и по ходу задает вопросы.

Педагог: Мы получили чистый воздух? Почему вы пришли к такому выводу? Откуда видно, что грунт загрязнен токсическими отходами? Какая вода на планете «Икс»? Что нужно делать с водой, почвой, воздухом? Мы составим звуковое сообщение, как они могут решить экологическую проблему.

Передача микрофона от стола к столу, высказывания детей.

Воду нужно обязательно фильтровать. С воздухом можно провести озонирование, посадить больше деревьев, которые очищают воздух. Грунт можно очистить и т.д.

Педагог: по новым технологиям почву очищают с помощью ультразвука и вносят в почву биопрепараты, которые содержат полезные для почвы микроорганизмы. Наше сообщение готово. Считаем в обратном порядке от 10 до 1 и наше сообщение отправляется к планете.

Дети считают

Педагог: Мы думаем, что выводы и советы помогут жителям планеты «Икс» в решении проблемы. Для большей убедительности составим наглядное пособие, как мы заботимся о природе на нашей планете Земля. Пройдемте в Творческую лабораторию.

Дети выполняют коллективную работу создание пейзажа Земли, дополняют пейзаж различными техниками рисования с элементами аппликации.

Педагог: Почему у нас получился такой красивый, удивительный пейзаж? Ответы детей.

Педагог: Выберите и приклейте в правом нижнем уголке название нашей планеты и название нашего города.

Дети выбирают карточки с названиями «Земля», «Оренбург» среди карточек с разными названиями городов и приклеивают к посланию. Педагог фотографирует работу, выводит ее на экране проектора.

Педагог: Наше видеопослание готово, и мы отправляем его на планету «Икс».

Педагог: Сейчас прошу на построение. Ребята, вы достойно прошли все испытания в Центре подготовки космонавтов и побываете здесь еще не раз. И следующая тема нашей встречи: «Путешествие на Луну». Домашнее задание: понаблюдать за разными фазами Луны, почитать детские энциклопедии об этом спутнике Земли. Звучит космическая музыка.

Педагог: С «Икс» планеты пришла необыкновенная посылка. Открываем ее. Там находятся звездочки. Посмотрите, какие они лучистые, яркие и чистые. Это говорит о том, что экологическая обстановка на планете улучшается и в этом и ваша заслуга. Получите награду за вашу помощь.

Раздача звездочек-медалей детям.

 

Список используемых источников:

  1. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. «Физкуль-привет минуткам и паузам» Детство-Пресс 2006 г.
  2. myastronomy.ru ›PAGE/Poetry/Baby.html стихотворение А. Еськовой Что такое солнце.
  3. hvatalkin.ru/zagadki. Загадки для детей с ответами.
  4. «1000 загадок» Ярославль Академия Холдинг.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение»

Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение» Воспитатель: Спиридонова Н.Н., Спиридонова Н.М., Верещагина И.Ф. Воспитанники ДОУ: Еремеев Даниил, Цымбал...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы» (Для детей подготовительной группы) Цель: продолжать помогать детям осваивать...

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...

Читайте также

Вред интернета для детей

Вред интернета для детей Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего...

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Дидактическая игра «Цветные ежики» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки…

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки для матрёшки» Программное содержание: - развивать мышление; - учить различать один, много, маленький, большой; -...