Конспект ООД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе
«Даша путешественница». Тема: «Звук [д]»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи
Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина), обучать звуковому анализу слова ДОМ, обучать составлению предложений по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие задачи
Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитывающие задачи
Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.
Оборудование зеркала; массажные коврики; предметные карточки с картинками (дом, удочка, ведро, гнездо, звезда, карандаш, дорога, ягода, одуванчик и т.д.), в названии которых есть звук Д, пособие «Корзинки»; карточки для звукового анализа; цветовые символы; презентация к занятию.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Дети входят в зал. Звучит спокойная музыка. Логопед обращается к детям:
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
Дети встают в круг и, взявшись за руки и закрыв глаза, произносят слова (звучит тихая музыка):
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
Игра: «Стрелка» (подбор слов на заданный звук)
2. Артикуляционная гимнастика
Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:
- «Грибочек»,
– «Качели»,
– «Лошадка»,
– «Барабанщик». (Слайд.)
3. Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.
– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд.) Она такая непоседа и большая выдумщица. Вы все знаете, она очень любит путешествовать. Сегодня она собирается в гости к своему другу Башмачку и несет ему в подарок дудочку. Только Даша не знает дорогу. С собой она принесла карту, по которой можно добраться к Башмачку и, просит вас помочь ей. (Слайд.)
(Дети занимают свои места)
Работа над развитием дыхания и голоса.
- Ребята, Даша не знает, как нужно правильно играть на дудочке. Давайте мы с вами её научим.
Игра «Дудочка»
Дети поочередно дуют каждый в свою дудочку, меняя тональность: тихо - громко - тихо. Затем дети кладут дудочки на стол, делают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Да-а-а-а...».
Молодцы, вы правильно показали.
– Ребята, а какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д.)
Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.
– Сегодня мы вместе с Дашей будет играть со звуком Д.
4. Анализ артикуляции звука Д.
– Произнесите звук: Д-Д-Д!
(Дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале.)
Логопед объясняет:
Когда мы произносим звук Д кончик языка находится за верхними зубами, стучим языком по бугорочкам за верхними зубами как дятел долбит дупло Д-Д-Д. Стучим громко, звонко (дети повторяют). Следит, чтобы дети произносили звук [Д] громко, но не кричали.
Характеристика звука Д:
- при произнесении звука [Д] губы открыты или закрыты?
- при произнесении звука [Д] зубы открыты или закрыты?
- при произнесении звука [Д] воздух встречает преграду?
- какую преграду встречает воздух?
- Значит звук [Д] какой? Гласный или согласный?
- при произнесении звука [Д] горлышко дрожит или нет? положите все руку на горлышко.
- Значит, звук, какой звонкий или глухой?
- А теперь послушайте, как произносится звук Д твердо или мягко? Твердо. Значит, обозначать звук Д мы будем синей фишкой.
Ребенок повторяет характеристику звука Д.
5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.
– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Башмачка. Чтобы пройти через сад, нужно «Поймать звук». (Слайд.)
- Игра: «Поймай звук»
Дети хлопают в ладоши, услышав звук Д среди других согласных: д-м-н-к-д-с-т-д-з-н-д-п-д-м-...
2. Игра: «Да-нет»
Дети должны ответить «да», если услышат звук Д в слогах, «нет», если не слышат звук Д в слогах: да – бо – ты – до – ма – ку – ду – сы – ро – ды – па – ду – ко – да.
3. Игра: «Светофор»
Дети поднимают синий светофор, если слышат звук Д в словах: дом, окно, дудочка, дуб, вата, дорога, кино, звезды, ананас, ягоды, сон, дупло.
- Молодцы, вы справились с заданием и прошли через сад.
Выделение звука Д из слов на картинках
4. Игра: «Разложи по корзинкам». (Слайд.)
– Чтобы перебраться через мостик по карте, нужно определить где находится звук Д в словах (дом, дорога, одуванчик, ягоды, дупло, дыня, ведро) по картинкам и разложить в нужные корзинки. Дети произносят слово, определяют где находится звук Д (начале, середине) и кладут в соответствующую корзинку.
Физкультминутка
Логопед предлагает:
– Для того, чтобы перебраться через большую гору, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку. (Слайд.)
Вот Дашина зарядка
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Попугайчики». Я буду вам называть слоговую цепочку, а вы как попугайчики должны будете за мной повторить.
5) Игра: «Попугайчики»
Да-да-до-да
Ду-ды-да-до
До-ду-ды-да
Да-та-да
Да-да-та
6) Чистоговорки (пальчиковая гимнастика с использованием массажного коврика)
- Да-да-да –я гуляю у пруда.
- Ду-ду-ду – в гости к другу я иду.
- Ды-ды-ды - не могу найти следы.
- Ду- ду- ду - все равно тебя найду.
- Ду - ду - ду – в подарок я несу дуду.
6. Звуковой анализ слова ДОМ
- Чтобы обойти шоколадное дерево, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ. Выложить схему (1 ребенок у доски), остальные самостоятельно работают за столами. У каждого ребенка карточка, на которой изображены дом и схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков. (Слайд.)
- Послушайте сколько звуков в слове ДОМ (произносит утрированно)? Сколько звуков вы услышали (индивидуальные ответы детей)?
- Какой 1-й звук? Правильно звук Д. Даша, назови нам 1-й звук (Д-д-д)
Какой это звук? Согласный, звонкий. Как звучит? (твердо) Каким цветом обозначаем? Правильно, выкладываем.
Аналогично 2-й и 3-й звуки.
Сколько звуков в слове ДОМ? Сколько гласных звуков? Назовите Гласный звук (О). Сколько согласных звуков (Два)? Назовите 1-й согласный (Д). Назовите 2-й согласный (М). Сколько слогов в слове Дом (Один)?
А сейчас давайте проверим, правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд.)
7. Составление предложений по опорным картинкам.
Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно договорить слово в предложении. (Слайд 7)
Игра: «Договори слово»
Логопед предлагает рассмотреть картинки, на экране (подарок, дождь, дуб, звезды).
- Послушайте предложение и добавьте подходящее слово.
Около дома растет могучий… (дуб). А теперь повтори все предложение полностью.
Даша любит получать … (подарки).
На улице льет сильный … (дождь).
Ночью на небе светят яркие … (звезды).
8. Итог занятия.
- Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Башмачка, который встретил нас у порога и очень рад встрече. (Слайд 8)
А сейчас расскажем Башмачку:
- С каким звуком познакомились?
- Характеристика звука Д.
- Ребята, вам домашнее задание подобрать слова со звуком Д.
- Поощрение детей.
- Даша очень благодарна вам за помощь. А сейчас Даша и Башмачок с нами прощаются до следующей встречи. (Слайд.) Детям дарят раскраски из мультика Даша путешественница.
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие…
Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать...
Значение художественной литературы в воспитании ребёнка
Значение художественной литературы в воспитании ребёнка Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о...
Проект «Неделя добрых дел»
Проект «Неделя добрых дел»