Конспект ООД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе
«Даша путешественница». Тема: «Звук [д]»

 

 

 

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи

Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина), обучать звуковому анализу слова ДОМ, обучать составлению предложений по опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитывающие задачи

Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.

Оборудование зеркала; массажные коврики; предметные карточки с картинками (дом, удочка, ведро, гнездо, звезда, карандаш, дорога, ягода, одуванчик и т.д.), в названии которых есть звук Д, пособие «Корзинки»; карточки для звукового анализа; цветовые символы; презентация к занятию.

 

Ход занятия

1. Оргмомент.

Дети входят в зал. Звучит спокойная музыка. Логопед обращается к детям:

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Дети встают в круг и, взявшись за руки и закрыв глаза, произносят слова (звучит тихая музыка):

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

Игра: «Стрелка» (подбор слов на заданный звук)

2. Артикуляционная гимнастика

Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:

- «Грибочек»,

– «Качели»,

– «Лошадка»,

– «Барабанщик». (Слайд.)

3. Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.

– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд.) Она такая непоседа и большая выдумщица. Вы все знаете, она очень любит путешествовать. Сегодня она собирается в гости к своему другу Башмачку и несет ему в подарок дудочку. Только Даша не знает дорогу. С собой она принесла карту, по которой можно добраться к Башмачку и, просит вас помочь ей. (Слайд.)

(Дети занимают свои места)

Работа над развитием дыхания и голоса.

- Ребята, Даша не знает, как нужно правильно играть на дудочке. Давайте мы с вами её научим.

Игра «Дудочка»

Дети поочередно дуют каждый в свою дудочку, меняя тональность: тихо - громко - тихо. Затем дети кладут дудочки на стол, делают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Да-а-а-а...».

Молодцы, вы правильно показали.

– Ребята, а какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д.)

Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.

– Сегодня мы вместе с Дашей будет играть со звуком Д.

4. Анализ артикуляции звука Д.

– Произнесите звук: Д-Д-Д!

(Дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале.)

Логопед объясняет:

Когда мы произносим звук Д кончик языка находится за верхними зубами, стучим языком по бугорочкам за верхними зубами как дятел долбит дупло Д-Д-Д. Стучим громко, звонко (дети повторяют). Следит, чтобы дети произносили звук [Д] громко, но не кричали.

Характеристика звука Д:

- при произнесении звука [Д] губы открыты или закрыты?

- при произнесении звука [Д] зубы открыты или закрыты?

- при произнесении звука [Д] воздух встречает преграду?

- какую преграду встречает воздух?

- Значит звук [Д] какой? Гласный или согласный?

- при произнесении звука [Д] горлышко дрожит или нет? положите все руку на горлышко.

- Значит, звук, какой звонкий или глухой?

- А теперь послушайте, как произносится звук Д твердо или мягко? Твердо. Значит, обозначать звук Д мы будем синей фишкой.

Ребенок повторяет характеристику звука Д.

5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.

– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Башмачка. Чтобы пройти через сад, нужно «Поймать звук». (Слайд.)

  1. Игра: «Поймай звук»

Дети хлопают в ладоши, услышав звук Д среди других согласных: д-м-н-к-д-с-т-д-з-н-д-п-д-м-...

2. Игра: «Да-нет»

Дети должны ответить «да», если услышат звук Д в слогах, «нет», если не слышат звук Д в слогах: да – бо – ты – до – ма – ку – ду – сы – ро – ды – па – ду – ко – да.

3. Игра: «Светофор»

Дети поднимают синий светофор, если слышат звук Д в словах: дом, окно, дудочка, дуб, вата, дорога, кино, звезды, ананас, ягоды, сон, дупло.

- Молодцы, вы справились с заданием и прошли через сад.

Выделение звука Д из слов на картинках

4. Игра: «Разложи по корзинкам». (Слайд.)

– Чтобы перебраться через мостик по карте, нужно определить где находится звук Д в словах (дом, дорога, одуванчик, ягоды, дупло, дыня, ведро) по картинкам и разложить в нужные корзинки. Дети произносят слово, определяют где находится звук Д (начале, середине) и кладут в соответствующую корзинку.

Физкультминутка

Логопед предлагает:

– Для того, чтобы перебраться через большую гору, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку. (Слайд.)

Вот Дашина зарядка

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали.

Вы, надеюсь, не устали

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Попугайчики». Я буду вам называть слоговую цепочку, а вы как попугайчики должны будете за мной повторить.

5) Игра: «Попугайчики»

Да-да-до-да

Ду-ды-да-до

До-ду-ды-да

Да-та-да

Да-да-та

6) Чистоговорки (пальчиковая гимнастика с использованием массажного коврика)

  • Да-да-да –я гуляю у пруда.
  • Ду-ду-ду – в гости к другу я иду.
  • Ды-ды-ды - не могу найти следы.
  • Ду- ду- ду - все равно тебя найду.
  • Ду - ду - ду – в подарок я несу дуду.

6. Звуковой анализ слова ДОМ

- Чтобы обойти шоколадное дерево, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ. Выложить схему (1 ребенок у доски), остальные самостоятельно работают за столами. У каждого ребенка карточка, на которой изображены дом и схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков. (Слайд.)

- Послушайте сколько звуков в слове ДОМ (произносит утрированно)? Сколько звуков вы услышали (индивидуальные ответы детей)?

- Какой 1-й звук? Правильно звук Д. Даша, назови нам 1-й звук (Д-д-д)

Какой это звук? Согласный, звонкий. Как звучит? (твердо) Каким цветом обозначаем? Правильно, выкладываем.

Аналогично 2-й и 3-й звуки.

Сколько звуков в слове ДОМ? Сколько гласных звуков? Назовите Гласный звук (О). Сколько согласных звуков (Два)? Назовите 1-й согласный (Д). Назовите 2-й согласный (М). Сколько слогов в слове Дом (Один)?

А сейчас давайте проверим, правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд.)

7. Составление предложений по опорным картинкам.

Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно договорить слово в предложении. (Слайд 7)

Игра: «Договори слово»

Логопед предлагает рассмотреть картинки, на экране (подарок, дождь, дуб, звезды).

- Послушайте предложение и добавьте подходящее слово.

Около дома растет могучий… (дуб). А теперь повтори все предложение полностью.

Даша любит получать … (подарки).

На улице льет сильный … (дождь).

Ночью на небе светят яркие … (звезды).

8. Итог занятия.

- Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Башмачка, который встретил нас у порога и очень рад встрече. (Слайд 8)

А сейчас расскажем Башмачку:

- С каким звуком познакомились?

- Характеристика звука Д.

- Ребята, вам домашнее задание подобрать слова со звуком Д.

- Поощрение детей.

- Даша очень благодарна вам за помощь. А сейчас Даша и Башмачок с нами прощаются до следующей встречи. (Слайд.) Детям дарят раскраски из мультика Даша путешественница.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать...

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка  Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о...

Проект «Неделя добрых дел»

Проект «Неделя добрых дел»

Читайте также

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят»

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: Образовательные: - формировать у детей...

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья…

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья Гримм) старшая группа Цели: формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение...