Конспект открытого занятия с детьми средней группы на тему «Путешествие в прошлое куклы»

 

(Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество)

 

Цель: приобщение детей к народной культуре через ознакомление с народной куклой.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащать словарный запас детей.
  • Расширять знания об окружающем.
  • Познакомить с объектом музея – куклой, ее возникновением и назначением.
  • Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

Развивающие:

  • Совершенствовать навыки работы с пластилином.
  • Пробуждать интерес к лепке.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Развивать мелкую моторику, фантазию.
  • Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

Воспитательные:

  • Воспитывать общительность, тактичность, сдержанность, качества, необходимые человеку для общения с окружающим.
  • Формировать положительное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать любовь к труду, уважение к родине, к семье.

Словарная работа: тряпичная, лоскутное.

Предварительная работа:

  • Беседы о любимых игрушках.
  • Разучивание пальчиковых игр.
  • Игры с куклами.
  • Рассматривание и игры с куклами из мини- музея.
  • Чтение рассказа И. Рюминой «Куклы наших бабушек».

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • Магнитофон с аудиозаписями П.И Чайковского «Классика для детей».
  • Мини музей кукол.
  • Тряпичная кукла.
  • Лоскутное одеяло.
  • Доска SMART игра «Оденем куклу», фото «Мамы- мастерицы».
  • Фото матрёшек.
  • Шаблоны матрёшек.
  • Пластилин.
  • Стеки.
  • Салфетки для рук.

Используемые методы и приёмы:

  • Отгадывание загадок.
  • Пальчиковая игра «Куколка».
  • Д/и «Оденем кукол».
  • SMART игра «Оденем куклу».
  • Презентация «Куклы».

 

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, у нас в группе есть мини-музей. Вы помните, что собрано в этом музее? (Ответы-предположения.) Угадайте загадку!

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять.

Воспитатель: О какой игрушке говорится в загадке? (Ответы детей.) Давайте сходим на выставку и ещё раз полюбуемся разнообразием кукол.

Воспитатель: Ребятки посмотрите, как у нас много кукол. Этот музей создали ваши родители и воспитатели группы. Они очень старались. (Включить фото на SMARTдоске.)

Воспитатель: Куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы. Все на свете куклы очень разные. Презентация выставки.

Воспитатель: Ребята, вы любите слушать истории.

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда присаживайтесь поудобнее, начинается наша история. Это было давно. Жила была на свете маленькая девочка. Какой она могла быть?

Дети: Доброй, капризной, красивой… (ответы - предположения).

Воспитатель: Да, она была такой же, как и все детишки. Как её звали? (придумывание имен). А звали ее Валечкой.

Воспитатель: Как вы думаете, о ком эта история? Да, это Катина бабушка. Она тоже была маленькой. Ребятки, как вы думаете, были у неё игрушки? (Ответы детей.)

Давайте пригласим бабушку и послушаем её историю. (Приходит бабушка.)

Бабушка: Вам, ребятки, игрушки покупают, а когда я была маленькая, такой возможности у родителей не было. Поэтому нам игрушки мастерили мамы, бабушки. Вот эту любимую игрушку я хранила до сих пор. А когда узнала про музей кукол, решила принести ее. (Показывает детям тряпичную старинную куклу.) Я свою куклу называла Оленькой.

У меня есть кукла Оля

Не кривляка, не ломака.

Нет нарядней и милей

Куклы Оленьки моей.

Я подругу обнимаю,

Умываю, одеваю,

Каждый день

И каждый час

Не свожу с любимой глаз.

Эта куколка очень любит, когда с ней играют. Вы хотите поиграть с ней?

Пальчиковая игра «Куколка»

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики).

И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики).

До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики).

Забралась под одеяло. (Ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее.)

Я тоже с ней играла. Пеленала ее вот в такое одеяльце. Его сшила моя бабушка. (Показывает лоскутное одеяльце.) Из чего оно сшито?

Дети: Из лоскутков.

Бабушка: Значит оно какое? (Лоскутное.)

Бабушка: Я клала куколку на одеяльце, заворачивала. Потом прижимала куклу к себе и пела колыбельную, и куколка моя засыпала. (Бабушка поёт колыбельную.)

Воспитатель: Ребята, вам понравилась история? А вы любите играть с куклами? (Ответы детей.) Давайте поблагодарим Катину бабушку за такой интересный рассказ и попрощаемся с ней.

Бабушка: Мне очень понравилось у вас в гостях, и я хочу вам подарить свою куклу и одеяльце. До свидания! (бабушка уходит).

Воспитатель: А что еще можно делать с этой куклой?

Дети: Кормить, одевать, лечить, гулять….

Воспитатель: Да, можно поиграть с нею, нарисовать ее, слепить.

Давайте мы с вами сейчас оденем наших кукол (игра на доске SMART).

Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем сделать куклы своими руками. Мы будем делать необычную матрёшку из пластилина. Для этого нам потребуется шаблон матрёшки, пластилин и ваша фантазия. (Работа с пластилином). (Звучит аудиозапись П.И. Чайковского «Классика для детей».)

Работа с пластилином и шаблонами.

Воспитатель: Что интересного и нового вы сегодня узнали?

Ваши работы мы поместим на выставку. Потом вы можете поиграть своими поделками.

 

Список литературы:

  1. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии» - Культура и традиции, 2007.
  2. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009.
  3. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста…

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек» Проблема. И перед родителями, и перед...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества»

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества» Выход с флажками под музыку чтение стихов песня «Бравые солдаты». (Дети сели.) Вед: Сегодня мы собрались, чтобы...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Новый год в кругу семьи» Цель: формирование представлений о празднике Новый год в семье. Задачи: Обучающие: - закрепить...

Читайте также

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Дидактическая игра «Какое варенье?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какое варенье?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу»

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу» Цель: закрепить знания детей о зиме, учить рисовать зайца, создавать сюжетные...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Формирование у детей…

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Формирование у детей образования второго порядка, учить самостоятельно составлять задачи на основе элементарных...