Конспект непосредственной образовательной деятельности «Белеет парус в море синем»
Образовательные области
Познавательное развитие.
- Продолжать развивать любознательность, познавательную мотивацию.
- Расширять знания детей о морском флоте;
- Закреплять знания детей о кораблях - парусниках;
- Формировать представления дошкольников о храбрости и самоотверженности моряков;
- Закреплять знания о путешественнике (Афанасии Никитине).
Социально - коммуникативное развитие.
- Воспитывать уважение, интерес к людям морской профессии.
- Воспитывать нравственные чувства: сопереживание, благодарность.
- Продолжать учить детей быть в роли экскурсовода.
Речевое развитие.
- Развивать связную речь, память, внимание.
- Активизировать пассивный и активный словарь по теме.
- Учить и грамматически правильно строить предложения.
Художественно – эстетическое развитие.
- Развивать интерес к искусству.
- Закреплять представления детей о творчестве композитора Н.А. Римского- Корсакова.
- Закреплять знания детей о художнике И.К. Айвазовском и его картинах.
Физическое развитие.
- Развивать интерес к выполнению физических упражнений.
- Расширять представления о влиянии воды, воздуха на здоровье.
- Развивать координацию движений.
Материалы и оборудование
- Видео ряд в соответствии со сценарием.
- Мультимедийное оборудование.
- Экран.
- Аудиоряд:
- Песняиз фильма «Трое с площади Карронад», слова В. Волкова, музыка В. Мухина.
- Отрывки из музыкального произведения Н.А. Римского - Корсакова «Садко».
- Марш "Прощание славянки" музыка В. И. Агапкина.
Предварительная работа
- Изготовление декораций;
- Чтение художественной литературы:
- Т. Ашанина «Парусник»;
- Г. Поженян «Законы моря»;
- М.В. «Поезжай за моря – океаны»;
- В. Маяковский «Эта книжечка про моря и про маяк».
- Разучивание стихотворения Д.Хармса «Кораблик».
- Разучивание театрализованной сказки «Мышонок и парусник».
- Рассматривание картин И.К. Айвазовского.
- Разучивание песни «Трое с площади Карронад». сл.В. Волкова, муз. В. Мухина.
Ход занятия
Дети входят под музыку.
Проходят по залу и садятся на стульчики.
(К ведущему подходит ребёнок.)
Ведущий 1:
Воспитатель – Что это на море там белеет? (на экране слайд).
Ребёнок: – Это белый парусник вдали!
Воспитатель – Летит он, словно птица всё быстрее.
Ребёнок – Совсем не так, как другие корабли.
А парусник всё дальше уплывает.
Воспитатель – Он вдаль стремится за своей звездой!
Ребёнок – Над ним и чайки пролетают.
Воспитатель – Любуясь его дивной красотой.
(Стихотворение О. Кудряшовой «Что это на море белеет?)
(Ребёнок садится.)
Ведущий:
На свете нет ничего красивее парусников. (Слайды с парусниками.)
Ну, кто из нас в детстве не пускал кораблики. Мы, взрослые, тоже очень любили играть в них.
Как только снег начнёт таять и побегут ручейки – первые бумажные кораблики тут как тут. (Слайд.)
И начнутся соревнования: чей кораблик быстрее доплывёт до места.
Как будто к далёким берегам.
Ваши дедушки и папы становятся снова мальчишками, когда видят перед собой парусник.
А мамы и бабушки – девочками, которые верят в Алые паруса. (Слайд.)
и в сказочного принца, который увезёт их в своё королевство.
А вы хотите отправиться в путешествие и узнать об этих удивительных кораблях и море?
Дети: Хотим!
(Ведущий читает стихотворение по звуки моря.)
Ведущий: (сопровождение слайдами)
Тогда вы должны знать, что
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки.
Море может быть то зелёным
С белым гребнем на складке,
То задумчивым светло-синим,
То лиловым в час заката,
То молчащим, то говорливым,
Море может быть голубым.
(Стихотворение Г. Поженян.)
Ведущий: Ну, что не испугались?
Дети: Нет.
Ведущий: Тогда нам необходимо подготовиться к дальнему плаванью.
Для этого мы должны быть какими?
Дети: Сильными, смелыми, выносливыми, закалёнными...
Ведущий 2: Итак... Разминка с флажками.
(Звучит музыка.)
(На экране слайд с моряками на корабле.)
Гимнастика с флажками.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, флажки в обеих руках, внизу;
– поднять флажки вверх, помахать ими;
– опустить, вернуться в и.п.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч,
флажки в согнутых руках на уровне груди
– присесть, вынести флажки вперёд;
– встать, вернуться в и.п.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, флажки в руках внизу
– правая рука вверх, в сторону;
– левая рука вверх, в сторону;
– соединяем руки с флажками;
– опускаем вниз.
Ведущий: Отправляемся в путь!
(Дети садятся на корабль. Гудок корабля + музыка.)
А в пути будем отгадывать загадки!
1. Кораблям надёжный друг!
Лапой сжал морской я грунт.
И на дне морском лежу,
Крепко корабли держу! (якорь). - (Слайд.)
2. Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Плыть на корабле
На север и на юг,
На запад, на восток (компас). - (Слайд.)
3. Если этот флот военный,
То тогда уж непременно
На судах его матросы
С ленточками это носят. (бескозырка). - (Слайд.)
4. Шторм на море иль туман,
Но, где краешек земли,
Знает каждый капитан!
Что горит для них вдали? (Маяк.) - (Слайд.)
А вот и причал!
(Слайд причала.)
Дети садятся.
Выходят дети:
Ребёнок 1: Здравствуйте, ребята! Я проведу для вас экскурсию и расскажу вам об одном путешественнике, который жил очень давно.
А поможет мне мой помощник.
Итак, начнём свой рассказ. На свете всегда было и есть много путешественников, которые любят море и плавают на кораблях-парусниках. Видите, как их много. (Слайд.)
Одним из них был Афанасий Никитин. (Слайд.)
Он был купцом.
Жил в городе Тверь, что стоит на берегу реки Волги. (Слайд.)
Он часто плавал по ней и мечтал о далёких путешествиях. (Слайд.)
Ребёнок 2: Афанасий Никитин был решительным и смелым человеком.
Он не побоялся отправиться в далёкое мореплавание. С ним была его команда. Всех их ждали в море опасности:
- рифы, (слайд).
- бури (слайд).
- штормы (слайд).
На них нападали разбойники. Один из кораблей выбросило на берег. И его команде пришлось идти пешком через горы, пески. (Слайды.)
Но Афанасий Никитин и его команда справились со всеми трудностями.
Ребёнок 1: Они побывали в разных странах: - в Персии (лайд),
- в Индии (слайд).
Увидели, как там живут люди и познакомились с их традициями. (Слайды.)
Ребёнок 2: А потом была написана книга «Хождение за 3моря». (Слайд.)
И все люди узнали, об Афанасии Никитине, о новых странах, о жизни других людей.
Ребёнок 1: Люди помнят об Афанасии Никитине. В родном городе ему поставили памятник. (Слайд.)
Воспитатель (подходит к детям): Всё верно.
И если посмотреть внимательно на памятник, то можно увидеть, как человек на пьедестале как будто куда-то спешит.
Он широко шагает, и ветер развевает полы его кафтана.
Голова высоко поднята.
Он смотрит в даль. (Слайд.)
Ведущий 3:
Интересно было узнать, кто такой Афанасий Никитин? (Ответ детей.)
А теперь дальше в путь!
Нас ждёт море! (Слайд: море, парусник. Дети садятся на кораблик- парусник.)
(Гудок корабля + музыка.)
Ведущий: А пока мы плывём и есть время, поиграем в игру на палубе.
Игра «Ветер и парусники».
Дети выходят из-за корабля.
Ход игры: играющие встают в круг.
Ведущий: Я буду ветром, а вы - «парусниками».
Затем под музыку ведущий говорит: «Ветер дует справа. Задача «парусников» развернуться в направлении ветра (вправо).
Когда ведущий говорит: «Ветер дует влево» все поворачиваются лицом влево.
Если «буря», то «парусники» стоя на одном месте и «подымают парус»
По команде «штиль» - замереть.
(Дети садятся на корабль.)
Ведущий: Море всегда производило на людей большое впечатление своим могуществом. А его красотой восхищались не только путешественники, но и великие художники.
Один из самых известных - Иван Константинович Айвазовский (слайд).
Он принимал участие в морских походах и нарисовал несколько тысяч картин с изображением моря и везде оно было разным.
И вот и причал.
Он называется - Музей Ивана Константиновича Айвазовского.
(Дети садятся на стульчики.)
Ребёнок: Я приглашаю вас в картинную галерею, чтобы поближе увидеть картины этого великого художника.
Это картина, где море - в шторм...(слайд);
- в грозу... (слайд);
- в штиль... (слайд);
- море утром и днём. (слайд);
- море на закате солнца и при луне (слайд).
Ведущий: Это кораблекрушение и морские походы парусных кораблей.
Ребёнок: Перед вами одна из самых известных картин.
Она называется «Девятый вал» (слайд).
Ведущий (обращается ко всем детям): Что вы видите на картине?
Дети: Мы видим бурю на море.
Ребёнок: Море вдруг приходит в ярость –
Такой характер у морей.
Куда ты, парус?
Куда ты, парус?
Вернись скорей,
Вернись скорей.
(Отрывок из песни «Море вдруг приходит в ярость» Р.Ф. Казакова.)
Ведущий: Такие строки хочется сказать, когда ты смотришь на картину.
Ребёнок: Кажется, огромные волны набегают друг на друга.
Они пенятся и разбиваются на тысячи брызг.
Ведущий: Какие краски использовал художник?
Дети: Светло- зелёные.
Ведущий: В открытом море потерпел крушение корабль.
Послушайте! (Звучат звуки моря из оперы Римского – Корсакова «Садко».)
Какие звуки моря вы слышали? Как можно о них сказать?
Дети: Воют, свистят, ревут...
Ребёнок: Из-за таких огромных волн корабль и потерпел крушение и был разбит.
Один моряк пытается вытащить из воды своего товарища.
Ведущий: Какая пословица больше подойдёт к этому сюжету?
Дети: - Друг познаётся в беде.
- Сам погибай, а товарища выручай.
Ведущий: Молодцы!
А вот эта картина называется.
«Неополитанский залив в лунную ночь».
Что можно сказать о ней?
Дети: Очень тихо, хочется отдохнуть.
Ведущий: Давайте закроем глаза и представим, что мы сидим на берегу моря под луной.
(Звучат звуки моря.)
В лунном небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
(Открывают глаза.)
Ведущий 1:
Ребята, мы рассматривали картины и слушали удивительную музыку композитора, который много раз отображал море в своих произведениях. Он рисовал море звуками. Вы узнали композитора?
Дети: Да, это Римский-Корсаков. (Слайд.)
Ведущий: Как вы думаете. Откуда он так хорошо знал море?
Дети: Он был моряком и много путешествовал.
Ведущий: Но всё же музыку он любил больше, поэтому стал композитором, а не моряком.
Вот и закончилась наша экскурсия в картинной галереи.
Нас ждёт море. Поднять паруса!
(Слайды: чайки в море. Садятся на кораблик. Гудок корабля + музыка.)
Чайки, альбатросы
Мимо пролетают.
Корабли большие
Наш парусник встречают.
И вот наш последний причал. (Слайд.)
Ведущий 4:
Ребята, вы приплыли на причал «Сказка».
Я вам предлагаю оказаться в удивительной сказке. Она называется
«Парусник для мышонка». Давайте посмотрим...
Сказка
Парусник для мышонка
(Аттика)
(Звучит сказочная музыка.)
Пожалуй, эта история не приключилась бы, если бы в самой глубине Волшебного леса не росла корабельная сосна, которая однажды тихим летним вечером рассказала маленькому Мышонку о море, о большом синем, чарующем море, по которому плавают корабли, о его загадочных глубинах, о пиратах и смелых капитанах. (Слайды.)
С тех пор мышонок потерял покой.
Ведущий: С самого утра до позднего вечера он мечтал о корабле.
Мышонок: (Выходит из-за сосны.)
Ах, как это удивительно плавать на корабле.
(Вздыхает грустно уходит обратно за сосну.)
Ведущий: Вот и сегодня утром мышонок проснулся с мыслями о море.
(Выходит из-за сосны.)
Он умылся, сделал зарядку и побежал
играть с облаками.
Мышонок: Вот моя любимая полянка (ложится).
Ведущий: Мышонок прикрыл глазки и стал смотреть на облака. Когда солнышко зашло, он открыл глаза.
(Видит облака.)
Мышонок: Вот это да! Это облако похоже на цыплёнка, а вот это - летний лебедь.
Ведущий: Вдруг Мышонок схватил прутик, нацепил на него большой лист лопуха и побежал. Полянка превратилась в синее- синее море, а мышонок стал капитаном.
Мышонок: Море! Море! Здравствуй! Я капитан большого корабля!
Ворона: Ха- ха- ха! Никогда не видеть тебе моря! Твоё место в норке! Посмотрите на него! Капитан с лопухом!
(Ворона улетает.)
Мышонок (плачет): Неправда! Это неправда! Я увижу море!
Ёж (лежит под деревом): Ой, кто это плачет? Это не я! (Увидел мышонка.)
Мышонок: Всё равно моя мечта сбудется! Я буду капитаном и поплыву по морю! И тогда никто не будет надо мной смеяться, потому что я буду самым сильным, отважным и справедливым! (Топает ногой и уходит.)
Ведущий: Под вечер на полянке собрались друзья мышонка.
Ёж: Нужно сделать так, чтобы мечта мышонка сбылась.
Белка: А может быть самим построить парусник для него?
Заяц: Парусник-то мы построим, но где взять море? Оно так далеко от нашего Волшебного леса...
Мишка: Придумал! Ведь небо – это тоже море! Такое же синее и огромное. Давайте построим парусник для неба.
Все: УРА! (Звери хлопают в ладоши.)
Заяц: Правильно! Давайте возьмёмся за дело! (Стук.)
Ведущий: Утром мышонок проснулся (выходит, потягиваясь)
с ощущением чуда.
Он потянулся, пришёл на полянку и вдруг увидел... корабль! (Трёт глаза.)
Мышонок: Кораблик настоящий! (обходит). Ура!
(На полянку выходят друзья.)
Спасибо, вам друзья. Это была моя мечта.
Давайте вместе поплывём на нашем корабле-паруснике.
(Садятся на корабль.)
Полный вперёд! (Звучит музыка.)
Ведущий: Над волшебным лесом, высоко-высоко в море-небе плыл парусник.
Они представляли, что навстречу им плывут другие Корабли- парусники с пассажирами.
Заяц смотрит в подзорную трубу/бинокль, читает стихотворение «Кораблик» Д. Хармса (слайды).
Но больше всех понравилась мышонку старая корабельная сосна. (Слайд.)
Ему казалось, что она сама, будто большой красивый корабль плывёт по бесконечному морю.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше волшебное морское путешествие.
Понравилось оно вам.
Дети: Понравилось. (Снимают шапочки.)
Ведущий: Тогда давайте закончим мы его морской песней.
(Песня «Трое с площади Карролнад» сл. В. Волкова, муз. В. Мухина.)
Ребёнок: Пусть затерялись следы
Бригантин и фрегатов седых,
Все дети: Но мы знаем, что время придёт,
И вернётся к нам парусный флот!
Под музыку дети выходят из зала.
(Марш "Прощание славянки" музыка В. И. Агапкина.)
Читайте также |
---|
Сценарий выступления агитбригады по ПДД
Сценарий выступления агитбригады по ПДД Дети с флажками, изображающими дорожные знаки, под музыку песни «Дорожный знак» Е. Зарицкой, заходят в зал...
Дидактическое пособие «Фартук для повара»
Дидактическое пособие «Фартук для повара» Аннотация: Дидактическое пособие «Фартук для повара» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие...
Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости…
Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости в Лесную Академию» Присутствовало 12 воспитанников подготовительной группы/ Длительность занятия – 30...