Конспект организации непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Мы – исследователи»
Образовательные задачи в приоритете:
- «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Образовательные задачи в интеграции:
- «Социально-коммуникативное развитие» - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- «Речевое развитие» - овладение речью как средством общения, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие свободного общения.
Предпосылки УД: умение слушать взрослого, выполнять инструкции; умение проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; умение договариваться со сверстниками; имеет первичные представления о природном мире.
Оборудование для детей: пластиковые стаканчики на каждого ребёнка, наполненные водой, различными жидкостями (молоко, кофе, сок томатный, апельсиновый), вещества для опытнической деятельности: соль, сахар, крупа, песок, масло; ракушки, яйцо куриное на каждого ребёнка; миска с водой, различные формочки для наполнения водой.
Оборудование для педагога: глобус, мнемосхемы для опытнической деятельности.
Содержание ННОД | Образова-тельная область | Формы работы | Наличие средства у детей | Образова-тельные задачи | Целевые ориентиры (характе-ристики) |
Вводная часть
Дети сидят полукругом на стульчиках, перед ними глобус.
Воспитатель: Ребята, что это за предмет? Дети: Глобус. Воспитатель:
А что такое глобус, как вы думаете? (Ответы детей.) Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем сказать о нашей планете, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? Дети: На нашей планете много морей, океанов, гор, рек, стран... Воспитатель: А чего всё же больше на нашей планете? Воды или суши? Как это определить? Дети: На нашей планете больше воды. На глобусе больше синего цвета, чем остальных цветов, а синим цветом обозначена вода. Воспитатель: Действительно, на планете больше воды. Для чего нужна вода, как вы думаете? (Ответы детей.) Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать какими свойствами обладает вода и проверить, всё ли вы о ней знаете? Чтобы узнать её свойства, мы в нашей группе создали целую лабораторию! Предлагаю вам, разделиться на две команды (дети выбирают по одной карточки). Одна команда будет называться «Знатоки», а вторая «Почемучки». По считалочке выбираем капитанов команд. (Команды проходят к столам.) |
Социально-коммуника- тивное развитие (коммуникация)
|
Построение устных высказываний
|
Слово
|
Развитие свободного общения со взрослым и детьми
|
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли
|
Физминутка
(имитация движений по тексту)
Две ладошки прижму И по морю поплыву, Две ладошки, друзья,- Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там
|
Физическое развитие (игровая деятельность)
|
М/п игра
|
Слово, движение
|
Выполнение упражнений, направленных на развитие различных физических качеств
|
Ребёнок подвижен, обладает развитым воображением
|
Основная часть
В группе расставлены пять столов, на каждом столе стоят таблицы (мнемосхемы), глядя на которые дети должны догадаться какие действия им потребуется произвести и какие свойства воды им нужно объяснить в том или ином опыт (при необходимости с помощью воспитателя).
После каждого опыта дети проходят к доске и прикрепляют мнемосхему, соответствующую выводу данного опыта. Команды подходят к разным столам. Воспитатель: Друзья, приглашаю вас пройти в нашу лабораторию! Опыт №1 «Вода прозрачная жидкость» На столе 5 пластиковых стаканчиков наполненных: водой, кофе, молоком, сок томатный и апельсиновый; тарелочка с ракушками. Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем определять за этим столом (рассмотрите схему)? Дети рассматривают мнемосхему (на мнемосхеме изображены разноцветные капли воды), делают предположение, какое им задание нужно будет выполнить, приходят к выводу, что им необходимо будет определить цвет воды. Рассматривают расставленные принадлежности, выдвигают предположения, как можно проверить при помощи имеющегося материала цвет воды. Дети берут ракушки и опускают в каждый стакан. Делают вывод, что вода прозрачная (бесцветная), так как видно предмет, остальные жидкости в стаканчиках не прозрачные, имеют каждая свой цвет. Дают объяснение своего опыта противоположной команде (1-2 мин.) Затем выбирают нужную мнемосхему, соответствующую данному свойству воды, прикрепляют её на магнитную доску. |
Познавательное развитие, С-к.р., Р.р. (познавательно-исследова-тельская деятельность)
|
Познавательно-исследова-тельская деятельность
|
На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики с водой, стаканчики с жидкостями (кофе, молоко, сок), крупа, песок, масло растит, соль, сахар, большая миска с водой, различные по форме сосуды для наполнения их водой, куриное яйцо
|
Развитие интересов детей, любозна-тельности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками, формирование первичных представлений об окружающем мире
|
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоя-тельность, способен договариваться
|
Опыт №2 «Вода не имеет собственного запаха».
Тем временем противоположная команда проводит другой опыт, где так же с помощью мнемосхемы (изображён нос) определяет, какое именно свойство воды нужно будет им устанавливать. На столе 5 стаканчиков с теми же самыми жидкостями, дети с помощью обоняния и сравнения с другими жидкостями определяют, какой вода имеет запах. Делятся своими выводами с противоположной командой, нужную мнемосхему размещают на магнитной доске.
Далее обе команды проходят за следующие столы¸ одновременно выполняют опыты №3, №4. |
Познавательное развитие, С-к.р., Р.р. (познавательно-исследова-тельская деятельность)
|
Познавательно-исследова-тельская
|
На каждого ребёнка пластиковые стаканчики: вода, молоко, кофе, сок томатный, сок апельсиновый
|
Развитие интересов детей, любознатель- ности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками
|
Ребёнок может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоятель- ность
|
Опыт №3 «Форма воды».
На столе заготовлены большая миска с водой, 5 различных формочек (на каждого ребёнка), так же имеется мнемотаблица (изображены геометрические формы). Дети делают вывод, что в данном опыте они будут определять, какую форму имеет вода; разливают воду из миски по формочкам. Дети делают заключение, что вода не имеет собственной формы и будет принимать форму любого предмета, в который её нальют. Рассказывают о своём опыте противоположной команде, выбирают нужную мнемосхему, размещают на доске |
Познавательное развитие, С-к.р., Р.р. (познавательно-исследова-тельская деятельность)
|
Познавательно-исследова-тельская
|
На каждого ребёнка различные формочки для заполнения их водой, большая миска с водой
|
Развитие интересов детей, любознатель- ности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками
|
Ребёнок может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоятель- ность
|
Опыт №4. «Вода – растворитель». На столе стоят 5 стаканчиков с водой и 5 стаканчиков с различными веществами (соль, сахар, песок, крупа, масло). Воспитатель: Как вы думаете, что это за вещества и что за эксперимент нам предстоит? Дети высказывают предположения.
Воспитатель: хочу вам напомнить, что пробовать на вкус не знакомые вещества нельзя, а нюхать с осторожностью, направляя запах от стаканчика ладошкой. Теперь вы можетепо ложечке добавить в стаканчик по одному веществу (один ребенок растворяет сахар, другой масло и т.д.) Какой вывод можно сделать, ребята? Давайте поделимся полученными знаниями с противоположной командой. Дети: некоторые вещества вода растворяет, а некоторые нет. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Выбирают нужную мнемосхему, размещают на магнитной доске |
Познавательное развитие, С-к.р., Р.р. (познавательно-исследова-тельская деятельность
|
Познавательно-исследова-тельская
|
На каждого ребёнка стаканчики с водой + крупа, соль, сахар, песок, масло (для растворения)
|
Развитие интересов детей, любознатель- ности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками
|
Ребёнок может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоя- тельность
|
Опыт №5. «Плотность воды» (вводится новое понятие: плотность)
В данном опыте обе команды объединяются за одним столом. Дети пытаются предположить, какой опыт им нужно провести в данном случае.
Воспитатель: предлагаю сперва провести эксперимент, а потом мы узнаем, какое свойство воды нам предстоит открыть. Ребята перед вами стаканы с водой и соль добавьте соли 5 ложек и перемешайте, а теперь возьмите яйцо и опустите в воду. Сперва дети опускают яйцо в пресную воду, говорят, что произошло. Воспитатель предлагает аккуратно достать яйцо из воды и насыпать в воду соль, а затем повторно опустить яйцо. Воспитатель объясняет, что вода имеет разную плотность. Плотность солёной воды больше, чем плотность пресной. И если тело, погруженное в солёную воду, имеет меньшую плотность, чем эта вода, то такое тело не утонет. Яйцо утонуло в пресной воде, потому что его плотность больше, чем плотность пресной воды. Соленая вода стала тяжелее пресной из-за раствора соли. Дети прикрепляют на магнитную доску новую мнемосхему, отражающую понятие «плотность воды» |
Познавательное развитие, С-к.р., Р.р. (познавательно-исследова-тельская деятельность)
|
Познавательно-исследова-тельская
|
На каждого ребёнка большие стаканы с водой, куриное яйцо, соль
|
Развитие интересов детей, любознатель-ности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками
|
Ребёнок может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоятель- ность
|
Заключительная часть
Воспитатель предлагает обеим командам внимательно посмотреть на доску и вспомнить все свойства воды, которые сегодня дети узнали и проверили. Дети дают характеристики следующим свойствам воды: цвет, запах, форма, растворимость, плотность. Воспитатель: Какие вы молодцы ребята! Из вас получились отличные команды «Знатоков» и «Почемучек» |
Речевое развитие, (познавательная деятельность) | Беседа | Слово, изображения мнемосхем | Развитие интересов детей, любознатель-ности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками, формирование первичных представлений об окружающем мире
|
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоя-тельность, способен договариваться |
Читайте также |
---|
Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ»
Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ» Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения, на современном этапе...
Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе»
Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе» Цель: расширять сотрудничество с родителями в результате формы взаимодействия –родительской гостиной. Задачи: - развивать...
Сценарий выступления агитбригады по ПДД
Сценарий выступления агитбригады по ПДД Дети с флажками, изображающими дорожные знаки, под музыку песни «Дорожный знак» Е. Зарицкой, заходят в зал...