Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Здравствуй, дождевой червяк!»

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Социально - коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».

Цель: формирование представлений у детей о дождевом черве и пользе, которую он приносит; понятия о том, что в природе всё взаимосвязано.

Образовательные задачи:

  • Формировать целостную картину мира, расширять кругозор: продолжать знакомить детей с окружающей действительностью; закрепить знания о почве; познакомить детей с некоторыми обитателями почвы, с особенностями их внешнего вида; познакомить с ролью обитателей почвы в природе; дать элементарные представления о круговороте веществ в природе. Учить видеть и понимать причинно-следственные связи в природе. («Познавательное развитие».)
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей речевую активность, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; развивать диалогическую речь. («Социально - коммуникативное развитие».)
  • Развивать все компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формировать словарь – уточнять смысл некоторых слов (гумус, плодородие, сегменты, сокращение мускулатуры тела, кольчатые черви); развивать связанную речьвовлекать детей в разговор во время просмотра презентации; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем; грамматический строй речи - употреблять существительные с предлогами (на поверхности; в земле; под землёй). («Речевое развитие».)
  •  Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Подземные обитатели». («Речевое развитие».)
  • Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека. («Социально - коммуникативное развитие».)

Развивающие задачи:

  1. Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы;
  2. Создавать условия для развития интереса к общению со взрослыми и сверстниками;
  3. Способствовать развитию основ логического мышления (сравнивать, сопоставлять).

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать культуру общения;
  • Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы;
  • Воспитывать культуру поведения в природе.

Материалы и оборудование: компьютерная презентация в программе PowerPoint на тему: «Здравствуй, дождевой червяк!», письмо Дождевого червяка, шкатулка, аквариум с влажной землёй и дождевыми червями, поднос, пинцет, влажные салфетки, банка с водой.

По количеству детей: фартуки, шерстяные нитки, стаканы с камешками, вода, тарелочки с землей, палочки, лупы, цветная бумага, влажные салфетки, шоколадные медальки с эмблемой "Верный друг дождевых червяков".

Предварительная работа:

Наблюдение за дождевыми червями на прогулке, чтение произведений художественной литературы («Сказка про червяков» Т.Н.Мизина; «Большое чудо» Н. Павлова, стихотворение «Где попался дождевой червячок под ноги» Ю. Богодист), рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, рисование рисунков «Червячки в дождливую погоду», беседы на темы: «Жизнь подземных пахарей», «Удивительный мир дождевых червей», просмотр видеофильмов.

Этап, его продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы, формы, приёмы, виды деятельности Результат

Психологи-

ческий настрой,

1 мин.

Установление эмоцион-ального и зрительного контакта Приветствует детей, предлагает выполнить упражнение "Доброе утро":

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

- Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.

Участвуют в приветствии, выполняют психогимнас-тическое упражнение Психогим-настика Психоло-гическая готовность
Вводно-организа-ционный,

1-2 мин.

Организация направ-

ленного внимания

Организует образовательное пространство, задаёт вопросы:

- Ребята, очень часто на прогулке после дождя мы видим большое количество дождевых червей на поверхности почвы. Откуда они там появляются?

- Почему они выползают именно после дождя, а в солнечную сухую погоду находятся в земле?

Занимают свои места, отвечают на вопросы, рассуждают Беседа Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно-побудитель-

ный,

2 мин.

 

Формиро-

вание представ-

лений о предстоящей деятельности

Создаёт проблемную ситуацию, используя сюрпризный момент ("Письмо дождевого червя") (См. Приложение 1) Осознают, принимают поставленную задачу Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент Внутренняя мотивация на деятельность

Актуали-

зация знаний,

расширение имеющихся представ-лений,

10 мин.

 

Актуализация имеющихся знаний, усвоение (закрепление, расширение, обобщение, система-тизация) знаний и представлений об изучаемом объекте. Показывает презентацию, попутно проводит беседу с детьми (см. Приложение 2).

Предлагает стать маленькими исследователями и провести ряд наблюдений и опытов, напоминает о технике безопасности при проведении исследований. Организует и проводит наблюдение за червяком в аквариуме с землёй.

- Итак, я приготовила для вас аквариум с влажной землёй (показывает). В неё поселила нашего гостя - дождевого червя.

(Достает червя, кладет на поднос с землей)

Я предлагаю вам рассмотреть его внешний вид.

- Можете ли вы определить, где у червяка голова, а где хвост?

- Тот конец, который при движении медленно вытягивается вперед – это голова, к голове подтягивается середина, а задний конец в это время неподвижен, он служит упором. Затем задний конец расслабляется и подтягивается. (Наблюдают за движениями червя.)

(Возвращает червя в аквариум.)

Даёт задание выложить "дорожку" движения червя с помощью шерстяной нитки.

Просматривают презентацию о дождевом черве.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, основываясь на свои наблюдения. Соблюдают технику безопасности. Выполняют задание воспитателя по выкладыванию "дорожки" движения дождевого червя.

Показ презентации,

беседа, наблюдение, наглядная демонстрация объекта, моделирование.

Воспроизве-

дение информации, необходимой для успешного усвоения нового. Осознанные, сформирован-

ные представления об исследуемом объекте. Способность самостоятельно действовать, выполнять задания, адекватные возрасту. Любознатель-

ность и активность.

Динами-

ческая пауза,

1 мин.

 

Смена вида деятельности, предупреж-

дение утомляемости

Проводит физкультминутку (на фоне слайда 14)

Расту червяком, (руки поднимают вверх)

Питаюсь листком, (подносят ко рту попеременно правую и левую руки).

Зимой отдыхаю, (сложенные ладони подносят к уху).

Никому не мешаю, (изображают спящего).

Не ем, не ползу, (разводят в стороны попеременно правую и левую руки).

Неподвижно лежу. (руки по швам)

Весной оживаю, (руки поднимают вверх, потягиваются).

Свой дом покидаю, (делают волнообразные движения правой рукой).

На поверхность выползаю. (делают волнообразные движения левой рукой)

Выполняют движения в соответствии со словами физкульт-минутки. Проговаривают слова Игровые действия, наглядный показ образа. Снятие физического и эмоционального напряжения

Практи-

ческая работа,

10 мин.

Расширение объема знаний и представлений об исследуемом объекте Организует практическую работу.

Итак, дождевой червяк живет не один в своем доме, а с друзьями. Я думаю, они не будут против знакомства с вами.

(Раздает каждому по червяку на тарелочки с землей.)

Рассмотрите внимательно тело червя, используя лупы, которые лежат у вас на столах. Вы можете увидеть, что его тело состоит из отделенных колец. Между кольцами находятся сегменты или части. Движение червя происходит за счет сокращения мускулатуры тела.

Вывод: Тело червя состоит из колец, поэтому дождевых червей ещё называют "кольчатые черви".

Погладьте червяка от головного конца к заднему. Какое на ощупь тело червяка? (гладкое). А теперь погладьте червя в обратном направлении. Какое теперь тело? (шероховатое).

Верно, шероховатость создают щетинки. При движении в почве они упираются в стенки прорытого хода, не давая червяку скользить.

Вывод: Тело червя покрыто щетинками, которые помогают червю перемещаться под землёй.

Как вы думаете, дети, хорошо ли развито зрение у червяка? Есть ли у него глаза? (Предположения детей.) Попробуйте поставить перед ним барьер, к примеру, палочку. Что делает в этом случае червяк? (он огибает барьер).

Вывод: У дождевого червяка нет глаз, но он хорошо чувствует все, что его окружает.

  1. Ребята, а теперь осторожно положите червя на цветную бумагу: сначала на коричневую, затем на красную и желтую. На какой из них его плохо видно? (на коричневой).

Вывод: Окрас червяка такой же, как и у земли. Яркий цвет ему не нужен, чтобы быть менее заметным.

  1. Обратите внимание, что на тарелочках у вас лежит земля. Попробуйте ее на ощупь. Какая она? (Она влажная.) Верно.

Вывод: Черви могут жить только во влажной земле, поскольку дышать они могут только через поверхность влажной кожи.

- Поместите наших новых знакомых в их привычное место обитания. Используйте салфетки, чтобы вытереть руки.

  1. Вернёмся к вопросу, который мы обсуждали в начале занятия. Почему черви выползают на поверхность земли после дождя?

Проведем такой опыт: наполните стаканы с мелкими камушками водой. Что происходит? (со дна поднимаются воздушные пузырьки). Правильно, немного погодя они перестают появляться. Так и под землей, во время дождя, ходы подземных жителей заливает вода, воздуха становится мало, червячкам становится трудно дышать, и они выползают на поверхность.

Оказывает необходимую помощь и эмоциональную поддержку. Организует взаимодействие в достижении результата.

 

Выполняют практическую работу.

Взаимодействуют с другими детьми и воспитателем (задают вопросы, делают выводы возможно с помощью воспитателя, помогают друг другу)

Выполнение практических работ. Индивидуальная форма организации деятельности. Овладение определенным объемом практических навыков и умений при исследовании природных объектов. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение способами взаимодействия с детьми и взрослым
Заключи-тельный этап. Рефлексия.

2 мин.

 

Обобщение полученного детьми опыта, формирование элементарных навыков самооценки Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной опытной работы детьми и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния. Поощряет детей за добросовестно выполненную познавательно-исследова-тельскую деятельность Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной опытной работы, делятся своими впечатлениями об увиденном.

Радуются поощрению, благодарят за медаль

Обсуждение, беседа.

Осознание себя как участника познавательного исследова-тельского процесса. Сформирован-

ность элементарных навыков самооценки

 

Приложения к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...

Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной…

Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной группе Цель: ознакомление детей с общепринятыми способами и мерой измерения объема...

Читайте также

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в…

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в гостях у ребят» Цель. Закрепление правил пожарной безопасности. Задачи: В игровой форме закреплять...

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного…

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного участка. Геометрические счеты для участка детского сада Цель: Закрепить знания детей...