Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Здравствуй, дождевой червяк!»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Социально - коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».
Цель: формирование представлений у детей о дождевом черве и пользе, которую он приносит; понятия о том, что в природе всё взаимосвязано.
Образовательные задачи:
- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор: продолжать знакомить детей с окружающей действительностью; закрепить знания о почве; познакомить детей с некоторыми обитателями почвы, с особенностями их внешнего вида; познакомить с ролью обитателей почвы в природе; дать элементарные представления о круговороте веществ в природе. Учить видеть и понимать причинно-следственные связи в природе. («Познавательное развитие».)
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей речевую активность, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; развивать диалогическую речь. («Социально - коммуникативное развитие».)
- Развивать все компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формировать словарь – уточнять смысл некоторых слов (гумус, плодородие, сегменты, сокращение мускулатуры тела, кольчатые черви); развивать связанную речь – вовлекать детей в разговор во время просмотра презентации; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем; грамматический строй речи - употреблять существительные с предлогами (на поверхности; в земле; под землёй). («Речевое развитие».)
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Подземные обитатели». («Речевое развитие».)
- Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека. («Социально - коммуникативное развитие».)
Развивающие задачи:
- Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы;
- Создавать условия для развития интереса к общению со взрослыми и сверстниками;
- Способствовать развитию основ логического мышления (сравнивать, сопоставлять).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать культуру общения;
- Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы;
- Воспитывать культуру поведения в природе.
Материалы и оборудование: компьютерная презентация в программе PowerPoint на тему: «Здравствуй, дождевой червяк!», письмо Дождевого червяка, шкатулка, аквариум с влажной землёй и дождевыми червями, поднос, пинцет, влажные салфетки, банка с водой.
По количеству детей: фартуки, шерстяные нитки, стаканы с камешками, вода, тарелочки с землей, палочки, лупы, цветная бумага, влажные салфетки, шоколадные медальки с эмблемой "Верный друг дождевых червяков".
Предварительная работа:
Наблюдение за дождевыми червями на прогулке, чтение произведений художественной литературы («Сказка про червяков» Т.Н.Мизина; «Большое чудо» Н. Павлова, стихотворение «Где попался дождевой червячок под ноги» Ю. Богодист), рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, рисование рисунков «Червячки в дождливую погоду», беседы на темы: «Жизнь подземных пахарей», «Удивительный мир дождевых червей», просмотр видеофильмов.
Этап, его продолжи-тельность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приёмы, виды деятельности | Результат |
Психологи- ческий настрой, 1 мин. |
Установление эмоцион-ального и зрительного контакта | Приветствует детей, предлагает выполнить упражнение "Доброе утро":
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым доверчивым Доброе утро длится до вечера! - Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама. |
Участвуют в приветствии, выполняют психогимнас-тическое упражнение | Психогим-настика | Психоло-гическая готовность |
Вводно-организа-ционный,
1-2 мин. |
Организация направ- ленного внимания |
Организует образовательное пространство, задаёт вопросы:
- Ребята, очень часто на прогулке после дождя мы видим большое количество дождевых червей на поверхности почвы. Откуда они там появляются? - Почему они выползают именно после дождя, а в солнечную сухую погоду находятся в земле? |
Занимают свои места, отвечают на вопросы, рассуждают | Беседа | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотивационно-побудитель- ный, 2 мин.
|
Формиро- вание представ- лений о предстоящей деятельности |
Создаёт проблемную ситуацию, используя сюрпризный момент ("Письмо дождевого червя") (См. Приложение 1) | Осознают, принимают поставленную задачу | Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуали- зация знаний, расширение имеющихся представ-лений, 10 мин.
|
Актуализация имеющихся знаний, усвоение (закрепление, расширение, обобщение, система-тизация) знаний и представлений об изучаемом объекте. | Показывает презентацию, попутно проводит беседу с детьми (см. Приложение 2).
Предлагает стать маленькими исследователями и провести ряд наблюдений и опытов, напоминает о технике безопасности при проведении исследований. Организует и проводит наблюдение за червяком в аквариуме с землёй. - Итак, я приготовила для вас аквариум с влажной землёй (показывает). В неё поселила нашего гостя - дождевого червя. (Достает червя, кладет на поднос с землей)
Я предлагаю вам рассмотреть его внешний вид. - Можете ли вы определить, где у червяка голова, а где хвост? - Тот конец, который при движении медленно вытягивается вперед – это голова, к голове подтягивается середина, а задний конец в это время неподвижен, он служит упором. Затем задний конец расслабляется и подтягивается. (Наблюдают за движениями червя.) (Возвращает червя в аквариум.)
Даёт задание выложить "дорожку" движения червя с помощью шерстяной нитки. |
Просматривают презентацию о дождевом черве.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, основываясь на свои наблюдения. Соблюдают технику безопасности. Выполняют задание воспитателя по выкладыванию "дорожки" движения дождевого червя. |
Показ презентации,
беседа, наблюдение, наглядная демонстрация объекта, моделирование. |
Воспроизве- дение информации, необходимой для успешного усвоения нового. Осознанные, сформирован- ные представления об исследуемом объекте. Способность самостоятельно действовать, выполнять задания, адекватные возрасту. Любознатель- ность и активность. |
Динами- ческая пауза, 1 мин.
|
Смена вида деятельности, предупреж- дение утомляемости |
Проводит физкультминутку (на фоне слайда 14)
Расту червяком, (руки поднимают вверх) Питаюсь листком, (подносят ко рту попеременно правую и левую руки). Зимой отдыхаю, (сложенные ладони подносят к уху). Никому не мешаю, (изображают спящего). Не ем, не ползу, (разводят в стороны попеременно правую и левую руки). Неподвижно лежу. (руки по швам) Весной оживаю, (руки поднимают вверх, потягиваются). Свой дом покидаю, (делают волнообразные движения правой рукой). На поверхность выползаю. (делают волнообразные движения левой рукой) |
Выполняют движения в соответствии со словами физкульт-минутки. Проговаривают слова | Игровые действия, наглядный показ образа. | Снятие физического и эмоционального напряжения |
Практи- ческая работа, 10 мин. |
Расширение объема знаний и представлений об исследуемом объекте | Организует практическую работу.
Итак, дождевой червяк живет не один в своем доме, а с друзьями. Я думаю, они не будут против знакомства с вами. (Раздает каждому по червяку на тарелочки с землей.)
Рассмотрите внимательно тело червя, используя лупы, которые лежат у вас на столах. Вы можете увидеть, что его тело состоит из отделенных колец. Между кольцами находятся сегменты или части. Движение червя происходит за счет сокращения мускулатуры тела. Вывод: Тело червя состоит из колец, поэтому дождевых червей ещё называют "кольчатые черви". Погладьте червяка от головного конца к заднему. Какое на ощупь тело червяка? (гладкое). А теперь погладьте червя в обратном направлении. Какое теперь тело? (шероховатое). Верно, шероховатость создают щетинки. При движении в почве они упираются в стенки прорытого хода, не давая червяку скользить. Вывод: Тело червя покрыто щетинками, которые помогают червю перемещаться под землёй. Как вы думаете, дети, хорошо ли развито зрение у червяка? Есть ли у него глаза? (Предположения детей.) Попробуйте поставить перед ним барьер, к примеру, палочку. Что делает в этом случае червяк? (он огибает барьер). Вывод: У дождевого червяка нет глаз, но он хорошо чувствует все, что его окружает.
Вывод: Окрас червяка такой же, как и у земли. Яркий цвет ему не нужен, чтобы быть менее заметным.
Вывод: Черви могут жить только во влажной земле, поскольку дышать они могут только через поверхность влажной кожи. - Поместите наших новых знакомых в их привычное место обитания. Используйте салфетки, чтобы вытереть руки.
Проведем такой опыт: наполните стаканы с мелкими камушками водой. Что происходит? (со дна поднимаются воздушные пузырьки). Правильно, немного погодя они перестают появляться. Так и под землей, во время дождя, ходы подземных жителей заливает вода, воздуха становится мало, червячкам становится трудно дышать, и они выползают на поверхность. Оказывает необходимую помощь и эмоциональную поддержку. Организует взаимодействие в достижении результата.
|
Выполняют практическую работу.
Взаимодействуют с другими детьми и воспитателем (задают вопросы, делают выводы возможно с помощью воспитателя, помогают друг другу) |
Выполнение практических работ. Индивидуальная форма организации деятельности. | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при исследовании природных объектов. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение способами взаимодействия с детьми и взрослым |
Заключи-тельный этап. Рефлексия.
2 мин.
|
Обобщение полученного детьми опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной опытной работы детьми и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния. Поощряет детей за добросовестно выполненную познавательно-исследова-тельскую деятельность | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной опытной работы, делятся своими впечатлениями об увиденном.
Радуются поощрению, благодарят за медаль |
Обсуждение, беседа. |
Осознание себя как участника познавательного исследова-тельского процесса. Сформирован- ность элементарных навыков самооценки |
Приложения к работе можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Дидактические игры для детей 2-3 лет
Дидактические игры для детей 2-3 лет
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...
Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной…
Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной группе Цель: ознакомление детей с общепринятыми способами и мерой измерения объема...