Конспект открытого занятия по математике «Путешествие на планету «Математика»

(Подготовительная к школе группа «Б»)

 

Цель занятия: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;

- закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;

- закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, старше – младше;

- закрепить знания о геометрических фигурах;

- закрепить знания о последовательности времени года, месяцев года, дней недели, части суток;

- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;

- формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Речевые:

- развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- воспитывать интерес к математическим занятиям;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.

Методические приёмы:

Игровой: использование сюрпризных моментов.

Наглядный: использование карточек, экран.

Словесный: напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: компьютер, экран, счётные палочки, мяч.

Демонстрационный материал: карточки с изображением фигур из счетных палочек.

Раздаточный материал: математические наборы, карандаши, счетные палочки, геометрические фигуры, математические домики.

 

Ход занятия:

Дети входят в группу под музыку (дорогою добра).

1. Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, а гости это всегда радость и улыбки, давайте улыбнёмся и поздороваемся с ними.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(Дети поднимают руки вверх.)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу.)

И всем, кто живет на этой планете,

(Разводят руками.)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(Берутся за руки.)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила электронное письмо с просьбой о помощи.

А, что такое «электронное письмо?» (Ответы детей.)

Хотите узнать от кого это письмо, и что там написано? (Ответы детей.)

На экране появляется. (Фото плачущего Лунтика с текстом.)

Воспитатель читает:

Ребята, я скоро пойду в школу. Мне дали очень много заданий по математике, но к сожаленью я не могу их выполнить, мне очень сложно. Я слышал, что вы очень любите математику, так же как и я скоро пойдёте в школу. Поэтому я обратился к вам с просьбой о помощи. Прошу вас помочь мне в этом. Но, эти задания находятся очень далеко в космосе на планете «Математика», чтобы их выполнить, вам надо туда отправиться.

Прошу вас «ПОМОГИТЕ!»

Воспитатель: Ребята, что вы скажете, поможете Лунтику? Сможете решить все задания? (Ответы детей.)

Воспитатель: Вы готовы сейчас отправиться в космос на планету Математика? (Ответы детей.)

Там нас ждут большие математические трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. Постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы.

Воспитатель: А, на чём мы отправимся в путешествие, сейчас узнаете, когда сядете за столы. (Дети проходят за столы.)

Воспитатель: Перед каждым из вас лист бумаги, а на нём цифры. Соединив цифры по порядку, вы узнаете, на чём отправитесь в путешествие.

(Дети соединяют цифры.)

Воспитатель: Что ребята получилось? (Ракета.) - Так на чем мы с вами полетим в путешествие? (На ракете.)

2. Пальчиковая гимнастика Дети продолжают сидеть за столами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Массировать каждый пальчик.)

Начинаем мы взлетать. (Хлопки в ладоши.)

На ракете улетим, (Сложить ладошки, «взлететь».)

И всю Землю облетим. (Соединить кончики пальцев, образуя шар.)

На Луне мы прилунимся, (Постучать подушечками пальцев по столу.)

И на Землю возвратимся. (Сложить ладошки, «улететь».)

Воспитатель: Ребята, вот наша ракета, но, чтобы зайти, нам нужен КОД.

Попробуем его отгадать, он состоит из трёх цифр.

Слушайте внимательно.

Какая цифра стоит между цифрами 7 и 9? (8.)

Какая цифра стоит перед цифрой 10? (9.)

Какая цифра стоит после цифры 9? (10.)

Какой КОД (8, 9, 10.)

Прошу вас занять свои места, пристегнуть ремни.

Воспитатель: На старт, внимание, зажигание. Взлет! (Песня космодром.)

3. «Мы полетели (слайд). А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:

1) На дереве сидят 8 птиц: 2 воробья, остальные вороны.

Сколько ворон? (6.)

2) Мурка кошка-мышеловка

Съела шесть мышей в кладовке,

И сейчас к норе подкралась.

Цап! Еще одна попалась,

Вот так Мурка! Сколько ей

Удалось поймать мышей. (7.)

3) Пять ворон на крышу сели,

Три еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело

Сколько всех их прилетело? (8.)

4) Я сегодня ночью встала,

Звёзды все пересчитала:

Три— на окошке,

Две— на перинке,

Одна в колпачке

На зеленом сундучке.

Я считала, я трудилась,

Но потом со счета сбилась.

Помогите мне опять

Звёзды все пересчитать! (6 звёзд.)

Воспитатель: - Ребята, мы и не заметили, как долетели (слайд) Фото планеты «математика».

- Как вы думаете, чем больше всего любят заниматься на планете Математика? (решать задачи и выполнять математические задания).

Посмотрите, здесь для нас приготовили задания, внимание на экран.

4. (Слайд) знаки равенства и неравенства.

5. (Слайд) Игра с мячом «Назови число».

Воспитатель спрашивает: - Какое число называется предыдущим (то, которое меньше на 1 в числовом ряду и стоит перед названным) и какое последующим? (то, которое больше на 1и стоит после названного). Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:

- «Я буду бросать мяч, и называть число, вы, вставая со стула, будете бросать мяч обратно и называть предыдущее и последующее числа».

(Дети выполняют задание.)

Физминутка.

(Исходное положение: стоя врассыпную)

Раз, два – стоит ракета.

(поднять руки через стороны вверх, ладони соединить над головой)

Три, четыре – самолёт.

(руки в стороны, слегка покачать прямыми руками)

Раз, два – хлопок в ладоши. (хлопаем в ладоши)

А потом на каждый счёт: (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре - (хлопаем в ладоши)

Руки выше, плечи шире, (руки вверх-вниз)

Раз, два, три, четыре - (хлопаем в ладоши)

И на месте походили. (шагаем на месте)

Как пружинки все присели

И на место разом сели.

Продолжаем наше путешествие.

6. Геометрические фигуры (слайды).

7. «Математический диктант» за столами

У каждого ребёнка на столе чистые листы и геометрические фигуры

Под диктовку воспитателя дети раскладывают геометрические фигуры в разные части листа.

- В верхнем правом углу прямоугольник

- В левом верхнем углу квадрат

- В правом нижнем углу овал

- В левом нижнем углу треугольник

- А посередине круг

(После выполнения задания дети проверяют правильность его выполнения, проговаривая каждое действие. )

8. (Слайд) «Знакомство с часами».

Воспитатель: Ребята математика очень точная наука и жители планеты Математика никуда не опаздывают, всё делают вовремя, всё стараются делать правильно.

Как вы думаете почему? (Ответы детей – чяасы.)

- Если часы на руке, это какие часы?

- Если часы на башне, это какие часы?

- Если часы на стене, это какие часы?

- Если часы на столе, это какие часы?

- Если часы на полу, это какие часы?

- Мы пользуемся на математике какими часами?

Воспитатель: Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени.)

А вы знаете, как устроены часы? (Дети отвечают, что часы имеют циферблат и стрелки.)

На циферблате цифры от 1 до 12

- На циферблате часов есть стрелки. Как они называются? (Минутная и часовая стрелки).

- Что показывает минутная стрелка? (Показывает минуты и делает полный оборот за 60 минут.)

- Что показывает часовая стрелка? (Показывает часы и за 60 минут проходит расстояние от одной цифры до другой.)

Значит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой - меняется.

9. «Запомни и сделай» (счетные палочки).

Воспитатель поочередно показывает карточки с изображением фигурок из счетных палочек. Дети считают, сколько потребуется палочек. Затем рисунок убирается, дети по памяти воспроизводят фигуру.

10) За столами (слайд). Играет тихая музыка. Засели домики числами, так чтобы соседи в сумме давали номер дома.

Дети записывают все возможные варианты в "домик", таким образом, заселяя его. Когда "домик" заселен, дети раскрашивают крышу "домика".

 

1

Все задания выполнены, а теперь нам пора возвращаться домой. Но, чтобы лететь назад, нам нужно узнать другой код.

11. Игра «Отгадай код» (за столами)

Воспитатель: Я возьму молоток, а вам надо сосчитать, сколько раз он ударит и назвать цифру.

- Говорим наш волшебный код и отправляемся обратно - 6 8 10!

Пуск! Полетели!

12. А пока мы с вами летим - небольшая «Умственная разминка»

Воспитатель: - Какое сейчас время года? А месяц?

- Сколько дней в неделе? (семь)

- Назовите их.

- Сегодня вторник, а завтра?

- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

- Если стол выше стула, то стул…?

- Если дорога шире тропинки, то тропинка?

- Если сестра старше брата, то брат…?   

13. Подведение итогов. (На экране фото д/сада.)

Воспитатель: – Мы приземлились!

- Дети, вам понравилось наше путешествие?

Что мы делали? Что больше всего понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: И мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными.

Ребята и за то, что вы справились со всеми заданиями, ЛУНТИК передал вам подарки.

 

Литература.

1. «Подготовительная к школе группа в детском саду». Книга для воспитателей, Москва, «Просвещение», 2001 г.

2. Примерная основной общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, 2014 г.

3. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. И учёба, и игра: Математика. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

4. Белоусова Л.Е. Ура я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРОГРЕСС», 2004 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в…

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация…

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» Цель: Формировать у детей интерес к театральной...

Читайте также

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...