«Будет жить природа – будем жить и мы!»
Конспект занятия на экологической тропе в средней группе

 

Программные задачи

Воспитательные: воспитывать у детей любовь и уважение к окружающему миру (природе родного края).

Образовательные:

  • Закреплять умение детей выполнять задания, используя «волшебный квадрат» (мерный квадрат).
  • Учить определять негативные действия человека по отношению к природе. Закреплять знания детей о растениях, произрастающих на участке детского сада и экологической тропе.
  • Закреплять у детей умение замечать сезонные изменения в природе.
  • Совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Развивающие: развивать внимание, память, любознательность.

Развивающая среда: вертушки; Еж-природовед (игрушка); мерные квадраты («волшебные квадраты» 3 шт.); лупы на каждого ребенка для наблюдений.

Предварительная работа:

Знакомство с мерным квадратом. Знакомство с увеличительным стеклом. Наблюдения и беседы с детьми на экологической тропе в разное время года. Слушание аудиозаписей с рассказами о временах года, насекомых, птицах, со звуками природы. Циклические наблюдения за веткой тополя, за рыбами аквариумными, за елью. Сравнения в природе: одуванчика и мать-и-мачехи. Рассматривание муравья и божьей коровки, почки с помощью луп. Рассматривание гнезда птицы. Экскурсии на огород, цветник в разное время года. Наблюдение за трудом взрослых на огороде и цветнике. Высадка зеленых насаждений на экологической тропе. Участие в экологических акциях на территории ДОУ: «Чистое утро», «Берегите птиц», «Покормите птиц зимой», «Посади дерево», «Сделай детский сад цветущим!», «Сохрани деревья зимой», «Сохрани жизнь всему живому!» и др. Чтение произведения Пришвина, Чарушина, Бианки, Толстого.

 

Ход занятия

Воспитатель:

Во время прошлого путешествия по нашей экологической тропинке мы с вами отметили наступление весны по календарю (сегодня уже конец апреля), и по природно-климатическим показателям у нас в городе. В начале учебного года мы с вами уже начали путешествие, тогда была осень. Но прервали путешествие на основании веских причин. Вспомните каких? Мы с вами только лишь наблюдали за природой.

Дети:

Наступила зима, стало холодно, сугробы снега мешали подойти к месту наблюдения, лед, сосульки, холодный ветер, вьюги – возникла опасность заболеть, травмироваться в пути; животный и растительный мир «уснул» или притаился.

Воспитатель:

С наступлением весны мы, ребята, вновь продолжили с вами путешествие. И на то есть причины. Какие?

Дети:

Наступила весна, стало тепло, одеваемся легче – двигаемся быстрее, меньше вероятность заболеть, травмироваться; животный и растительный мир проснулся – есть на что посмотреть в пути.

Воспитатель:

Мы с вами путешествовали на различных видах транспорта. Какой вы помните?

Дети:

Автомобиль, самолет, вертолет, корабль, поезд.

Воспитатель:

А сегодня нас в гости на поляну пригласил Дед-Природовед.

(Воспитатель обращает внимание детей на фигурку природоведа, стоящего в траве. Рядом с фигуркой – конверт. Воспитатель берет конверт- там загадки.)

Но вход на поляну вам надо заслужить, отгадав весенние загадки Деда Природоведа. Вот только проблема: загадок у него в 2 раза меньше, чем вас. Как быть?

(Воспитатель подводит детей к тому, что отгадавший ребенок может провести на поляну с собой своего друга.)

Воспитатель:

Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее ……. (весна).

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а весною,

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет (сосулька).

К маме-речке я бегу и молчать не могу.

Я ей сын родной, а родился я весной (ручей).

Первый вылез из землицы на проталинке,

Он мороза не боится, хоть и маленький (подснежник).

Был тугим он кулачком,

А разжался – стал листком (почка).

По голубому блюду золотое яблочко катится (солнце).

На шесте дворец из доски смолистой.

Там живет певец самый голосистый (скворечник, скворец).

Весной вырастают,

осенью опадают (листья).

Без рук, без топоренка

Построена избенка (гнездо).

(Воспитатель проводит детей на поляну. Обращает их внимание на разложенные на траве волшебные квадраты.)

Воспитатель:

Давайте сегодня опять посмотрим в волшебные квадраты. И внимательно разглядим все. Но нам с вами надо разделиться на группы, чтобы вам легче было наблюдать. Вы, наверное, обратили внимание, что у каждого квадрата стоит вертушка.

(Воспитатель помогает ребятам разделиться на группы и встать у своей вертушки.)

Теперь, ребята, вы превратились в следопытов. И мы начинаем исследования.

(Воспитатель дает детям время на исследование природы в рамках волшебного квадрата. Далее воспитатель каждой подгруппе детей задает вопросы. Дети отвечают что они видят.)

Воспитатель:

Ребята,  а все ли мы можем увидеть своими глазами? А какой предмет нам может помочь? Вы помните?

(Воспитатель предлагает детям дополнительное время и увеличительные стекла для более внимательного рассмотрения. Дети  делятся с воспитателем и друг другом тем, что они увидели с помощью увеличительного стекла.)

Воспитатель:

Ребята, а теперь подойдите все ко мне. Только что Дед Природовед шепнул мне, что в природе есть не только красивые места, но и больные места. Какие же это места, ребята, как вы думаете? (Ответы детей). Да, правильно. На территории нашего детского сада тоже есть такие больные места, показать вам? Может, кто-то из вас сам покажет больное место на поляне?

(При затруднении воспитатель подводит детей к этому месту и предлагает положить волшебный квадрат. Дети исследуют природу и рассказывают об увиденном.)

Воспитатель:

Ребята, а почему у нас здесь на территории детского сада оказалось больное место? (Потому что все ходят и топчут это место, трава здесь не растет, насекомых нет, грязно). А что нужно сделать, чтобы этого места не стало, чтобы выросла трава, ползали насекомые? (Надо это больное место вскопать, засеять травку, поливать его, поставить ограждение и предупреждающий природный знак.)

Воспитатель:

Сейчас я расскажу тихонечко Деду Природоведу, что мы с вами придумали для того, чтобы вылечить больные места природы. (Воспитатель отходит от ребят к Деду природоведу и возвращается.)

Воспитатель:

Дети, Дед Природовед одобрил наше решение, но просит помочь вас придумать дома с родителями и нарисовать запрещающий природный знак для больного места. А потом принести и поставить его в этом месте. Вы согласны?

(Воспитатель подводит детей к Деду Природоведу, где подводит итоги путешествия. Далее обращает внимание детей на конверт возле Деда Природоведа.)

Воспитатель:

Ребята, Дед Природовед оставил нам подсказку для выполнения задания. Эту подсказку мы возьмем в группу и посмотрим что там. Я, думаю, что она поможет вам придумать запрещающий знак.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного…

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...

Читайте также

Вечер развлечений «Дорожные приключения»

Вечер развлечений «Дорожные приключения» (Подготовительная группа) Ведущий: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый...

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Конспект бинарного занятия

Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...