Организованная образовательная деятельность на тему «Законы природы»

 

Описание материала: развивающее занятие с использованием элементов ТРИЗ РТВ.

Цель: Формирование у дошкольников познавательного интереса к миру природы.

Задачи:

  • Дать представление о природных законах, влиянии человека на природу. Освоить новый прием ТРИЗ РТВ.
  • Учить детей, отталкиваясь от реальных ситуаций, обобщать явления, не имеющие аналогов в природе.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы и приемы: чтение художественного произведения, ТРИЗовский прием фантазирования «Изменение законов природы», фронтальная беседа.

Предметно-развивающая среда: сборник стихов-небылиц, энциклопедии, сюжетные картинки, набор фишек на каждого ребенка, крупный строительный материал, принадлежности для рисования.

Предварительная работа: чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, просмотр видеофильма «Лесной пожар», презентации «Человек и природа!».

 

Ход деятельности.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Гиви Чичинадзе «Отвечайте, правда ли…» и выложить перед собой столько фишек, сколько они услышат у автора неточностей.

В этот час, веселый час,

Вам загадок я припас.

Вьюга в поле замела,

Вся черемуха бела.

В марте стаял снег и лед,

Это к нам зима идет.

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Ночью в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Лещ не плавает в пруду,

Спит на яблоне в саду.

Шерсть смотали мы в моток,

Выйдет шелковый платок.

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Закудахтал пес Барбос,

И в гнезде яичко снес.

Лапой хвать, зубами щелк

Хищник тигр и хищник – волк.

Верно, дети!? Молодцы!

Вам в награду леденцы.

Вот растаял леденец,

И стихам пришел конец.

Дети и воспитатель сверяют количество фишек, обсуждают правильное их количество.

Все вместе рассуждают, как бы это было на самом деле, неточности исправляются на реальность.

Физминутка.

Игра: «Что не изменяется?». Воспитатель предлагает детям найти события, которые имеют место в природе всегда и при любых обстоятельствах (например: восход и закат солнца, дерево растет вверх, птица появляется из яйца).

Воспитатель просит детей встать в круг и пофантазировать, изменив утверждения сверстника на противоположное.

Игра «Наоборот»

Один из детей называет какую-либо реальную ситуацию, передает мячик другому ребенку, который должен представить эту ситуацию наоборот (например: начинается ветер, и деревья качаются; деревья качаются, и начинается ветер). Воспитатель объясняет детям причинно-следственные связи в природе, которые называются законами. Говорит о том, что изменяя их, дети создавали фантастические ситуации.

- А как будет выглядеть любая сказка, если мы изменим в ней законы природы? Давайте разберемся на примере сказки «Волк и семеро козлят» (Ставший хищным Козел проглотил семерых волчат.)

Дети работают с сюжетами хорошо знакомых сказок, изменяя события и героев «наоборот».

Подвижная игра с сюжетом «Ручеек и запруда». Дети цепочкой изображают течение воды в ручье. (Используя строительный материал, подводим детей к мысли об изменении окружающей местности при возникновении препятствия на пути воды.)

- Давайте теперь подумаем, а на самом деле бывает так, что человек пытается изменить законы природы. Назовите примеры деятельности человека, изменившие законы природы (построение дамбы, искусственные моря, вырубка леса, загазованность атмосферы, выращивание рыбы в бассейнах, зарождение человека в пробирке, клонирование и т.д.). При обсуждении вреда и пользы вмешательства человека в законы природы дети используют прием «хорошо-плохо». Решают, насколько ощутимыми для жизни могут быть эти изменения.

- Ребята, а в нашей группе есть законы природы, попробуем их найти! (цветы растут, если их поливают; видно свет солнца, если есть окно; еду сначала готовят повара, потом кушают дети), а если поменять эти законы, что будет?

Игра «Подумай и назови».

Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им занятие, и предлагает сделать рисунки по полученным впечатлениям. Затем оформляется выставка «Законы природы и человек».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое…

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое, наше лето!» Паспорт проекта Тема проекта: «Вот оно какое, наше лето!» Тип проекта:...

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для...

Читайте также

Наставничество при подготовке к участию в фестивале

Наставничество при подготовке к участию в фестивале Истинная педагогика наставляет подрастающее поколение на реализацию детской мечты во взрослой жизни. Несколько лет подряд...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...

Формирование духовно-нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми…

Формирование духовно–нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми фольклора