Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему:
«Путешествие в Древнюю Русь»

 

Программное содержание:

  • Познакомить детей с творчеством народных мастеров.
  • Формировать интерес к культуре своего народа.
  • Учить образовывать новые слова суффиксальным способом.
  • Уточнить знания детей о русском гостеприимстве.
  • Развивать речь, навыки правильного звукопроизношения, артикуляции.
  • Активизировать в речи детей пословицы и поговорки о русском быте и гостеприимстве.
  • Воспитывать любовь к Родине, ее традициям и обычаям, уважение к истории народной культуры.

Предварительная работа: разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, народных игр, хороводов; чтение произведений русских писателей о Древней Руси, народе, рассматривание иллюстраций книг, картин, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера.

Материалы:

группа оформлена в виде русской горницы, деревянная посуда, деревянные ложки, матрешки, самовар, балалайка, расписные платки и пуховые шали, шкатулка деревянная, глиняные игрушки и свистульки, коврики домотканые.

 

Ход занятия

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей большой и красивой Родине – России! Родина - это край где мы родились, где мы живём. Это наш дом, это всё, что нас окружает.

Ребёнок читает стихотворение

Россия! Какое слово!

Россия! Сердцу милый край

Берёзок милая листва

Кругом поля, леса и реки

Раздолье, русская душа

О, Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю, всё то, что называют

Одним широким словом – Русь!

Воспитатель: Россия - это древняя страна. А как она раньше ребята называлась?

Ответы детей: Русь.

Воспитатель: А, хотели бы вы побывать в древней Руси?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: А, как же мы туда с вами ребята попадём?

Ответы детей:

Воспитатель: А, у меня есть блюдечко волшебное и наливное яблочко: «Ты катись, катись яблочко, да по серебряному блюдечку, помоги нам оказаться на Руси, древней, на Руси великой».

- Чтобы дети знать могли

О старинном русском крае-

В старину мы все попали

И гостей с собой позвали

Дети проходят в группу, которая оформлена в виде русской горницы.

(Воспитатель в роли хозяюшки.)

Воспитатель: Вот, ребята, вы и попали в Древнюю Русь.

Рада вас видеть я у себя в гостях, в своей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник радостный, «посиделками» называется. Проходите, садитесь (Дети проходят и рассаживаются на стульчики.).

- Посмотрите, сколько на моем столе стоит разных игрушек, но эти игрушки не простые. Я вам сейчас о них расскажу! С давних времен и до сей поры славятся у нас мастера своими поделками. А поделки эти сделаны из природного материала: глины, дерева, жести. В руках народных умельцев эти материалы говорят на языке красоты. - Посмотрите, вот глиняная игрушка, еще и свистулька, в руках мастера она ожила и заиграла. (Слайд.)

- А вот блюдо расписное - к нему тоже мастер приложил свое умение, и посмотрите, что из этого получилось?! (Слайд.)

- А теперь посмотрите, какие платки, теплые да мягкие, у меня в руках (дает детям посмотреть, погладить). Как вы думаете, откуда эти платки и кто их связал?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, мастерицы. А живут они в Волгоградской области. Связаны они из такой тонкой шерсти. В Урюпинске есть музей, где хранятся и выставляются на показ эти красивые платки и другие изделия, связанные мастерицами из тончайшего козьего пуха. (Слайд.)

Воспитатель: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

(Звучит русская песня.)

Воспитатель: А почему Русь называют деревянной?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Да, ребята на Руси люди строили себе жилища из брёвен, потому что в таком доме очень тепло и уютно. Называли их избами. Россия славилась и продолжает славиться своими могучими лесами.

Дерево одно из самых любимых материалов народных мастеров.

В избе все было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель и посуда…..

1 ребенок: Самовар шумит, баранки

На скатерке – самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

2 ребенок: Подходите, дети, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Пряники печатные.

Пейте чай и хлеб берите,

Чаще в гости приходите!

Воспитатель: Посмотрите, какой стол я для Вас накрыла. Сухари лежат в сухарнице.  Хлеб в ………. (Хлебнице), конфеты в ……… масло в ………., молоко налито в …….. , соль насыпана в ……….. , а сахар в ………., варенье находится в ….

(Дети договаривают слова.)

- Молодцы, ребята, правильно.

На Руси чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде. Как он называется? (Самовар.) (Слайд.)

В каком городе придумали самовар? (Тула.) А что пекут в этом городе? (Пряники.) На моем столе они тоже есть. Угощайтесь, гости дорогие! (Садятся за стол.)

(Дети благодарят хозяюшку, кланяются).

Воспитатель:

Русские люди во все времена любили ходить в гости. Но и не меньше любили встречать гостей, т.е. были очень гостеприимными. Как вы думаете, что такое гостеприимство?

(Ответы детей.)

- Гостеприимство - это готовность и желание принимать гостей, угощать их.

- Гостеприимство – это, когда человек готов поделиться всем, что у него есть в доме. А какие пословицы о гостеприимстве Вы знаете?

- Красному гостю – красное место.

- Гостю почет – хозяину честь.

- Хозяин весел – и гости радостны.

- Худ обед, когда хлеба нет.

- Хорошо в гостях, а дома лучше

- Молодцы, знаете пословицы!

Вы, наверное, засиделись, гости дорогие? Настала пора нам отдохнуть.

 Физкультурная минутка: «Царь Горох»

Давным – давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил – вертел

И танцевал в присядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

(Дети повторяют описываемые движения.)

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами отправляемся на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками русских мастеров.

«Ты катись, катись яблочко, да по серебряному блюдечку, помоги нам, познакомиться с русскими умельцами, помоги увидеть богатства России»

- Что будем покупать? Отгадайте загадку:

«В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Веселая, трехрядная.

Заиграет, только тронь

Наша русская». .. (гармонь). (Слайд.)

Молодцы! Верно. Слушайте следующую загадку:

- Ой, звенит, она звенит,

Всех в округе веселит.

А всего-то три струны.

Ей, для музыки, нужны.

Кто, такая, отгадай-ка.

Это наша... (балалайка) (Слайд.)

Исполняется танец «Балалайка».

 Воспитатель: А какие мастера были на Руси! Из обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку, в которой мы храним мелкие предметы! Посмотрите, какая красивая шкатулка.

(Слайд.)

Какая русская изба и без скрипа половиц? Без разноцветных самотканых половиков?

А про эти предметы, русские люди тоже придумали загадки:

(Загадки загадывают дети.)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка.)

В этой молодице прячутся девицы,

Красные щечки, пестрые платочки,

хлопают в ладошки веселые. (Матрешки.)

- Давным-давно (сто лет) назад родилась расписная матрешка

Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин.

- Почему игрушку назвали матрешка?

- В доме у художника работала Матрена добрая и красивая девушка, в честь ее назвали игрушку.

Ребенок: «Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь -

Вам за нами не успеть». - Ну, матрешки, выходите, да для нас попляшите.

Танец - песня «Русские матрешки».

Воспитатель: Вот мы с вами и побывали на ярмарке. Пели, да танцевали, себя показали.

 Молодцы, ребята! Как хлебосольная хозяйка, хочу одарить вас, гости дорогие! Да подарки у меня не простые, матрешки расписные (раскраски).

Сами раскрасьте их и на память о наших посиделках возьмите.

(Дети садятся за столы с цветными карандашами, восковыми мелками и раскрашивают своих матрешек.) (Звучит народная музыка.)

Воспитатель: Вот ребята мы с вами и побывали на Руси, теперь нам многое известно, но пора нам теперь и домой возвращаться! «Ты катись, катись яблочко, да по серебряному блюдечку, помоги нам, домой вернуться в детский сад наш любимый» Вот мы и снова в детском саду! Понравилось вам путешествие? А чем понравилось, что больше всего запомнилось?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей…

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей младшего возраста» Актуальность. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка...

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала)…

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала) Дидактическая игра «Гусеница» Цель: Развитие мелкой моторики, способствовать пассивному массажу пальцев рук, закрепление основных цветов. Дидактические...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители» Подготовительная группа Цель: создать условия для познавательно- исследовательской деятельности детей, познакомить с понятием природные красители, расширять...

Читайте также

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе на…

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе на тему «Листочки для ежика» Цель: раскрыть понятие «листопад», познакомить с новым видом рисования. Задачи: Образовательные: 1...

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего…

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста