Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе
«Зима снежная, зима морозная»

 

Цель: создание условий для обобщения и систематизации представлений детей о времени года – зиме.

Задачи:

  • закрепить представление детей о характерных признаках зимы: холодно, морозно, часто идет снег; солнце светит, но не греет; деревья, кустарники, травы отдыхают; люди надевают на улицу зимнюю одежду;
  • расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей (зайца, белки, лисы, волка, медведя) зимой, их питании и жилищах;
  • уточнить представление детей о зимующих в нашей местности птицах: воробье, синице, вороне, сороке, снегире;
  • развивать умение создавать композицию с зимующими птицами способом аппликации, аккуратно наклеивая готовые формы на бумагу;
  • способствовать проявлению у детей живого интереса к явлениям и объектам природы, воспитывать умение выражать сочувствие, сопереживание, восхищение.

Методы и приемы:

  • словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям);
  • проблемные (ситуации поиска, проблемные вопросы, опытническая деятельность);
  • наглядные (демонстрация картин, картинок);
  • игровые (дидактическая игра, пальчиковая игра);
  • практические (аппликация).

Предварительная работа:

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе зимой: снегопад, метель, поздний восход и ранний заход солнца.

Наблюдение за деревьями и кустарниками, за зимующими птицами.

Беседы о характерных признаках начала зимы, о приспособлении диких животных к зиме.

Чтение стихов о зиме, загадывание загадок о диких животных, о птицах.

Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами. Просмотр слайдов о жизни животных зимой в лесу.

Работа с календарем природы.

Разучивание стихов о зимних играх и забавах детей.

Работа с родителями: консультация для родителей «Наблюдения с детьми зимой», подготовка материалов для импровизированных жилищ зверей.

Материал и оборудование:

  • сюжетные картинки («Дети зимой», 2-3 картинки «Дети осенью»);
  • картина с изображением зимнего леса;
  • картина с изображением кормушки для птиц;
  • готовые формы зимующих птиц;
  • игрушки животных: зайка, мишка, лисичка, волк, белочка;
  • материал для импровизации жилищ зверей.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

 

Сценарий НОД:

I часть – вводная.

Дети заходят в групповую комнату и замечают Лунтика на «заснеженной полянке». Воспитатель и дети здороваются с гостем.

Воспитатель:

– Лунтик, как ты сюда попал?

Лунтик:

– Я прилетел, чтобы узнать, что такое «зима», как она выглядит, в какие игры вы играете зимой. Расскажете?

Воспитатель предлагает ребятам сесть удобно и поделиться с Лунтиком своими впечатлениями от наблюдений зимой.

II часть – основная.

1. Беседа о зиме.

Воспитатель:

– Вспомните, ребята, и скажите Лунтику, что изменилось на улице, когда пришла зима? (Примерные ответы детей: «лужи замёрзли», «идёт снег», «стало холодно», «появились сугробы», «метель и вьюга гуляют».)

– Где лежит снег? (Ответы детей.)

– Как изменились деревья зимой? (Высказывания детей.)

– А как стали одеваться дети и взрослые? (Ответы детей.)

– Расскажите гостю, в какие игры вы играете зимой на прогулках? Примерные высказывания:

– Мы в снежки играем смело

Ах, какое это дело!

Любим все морозный день

Нам в снежки играть не лень.

– Снеговик, снеговик

Появился во дворе:

Нос морковкой, рот картошкой

И ведро на голове!

– По снежку на санках дети 

Мчатся с горки, словно ветер. 

Кто боится в снег свалиться — 

Пусть на санки не садится.

– Катя саночки везет 

От крылечка до ворот, 

А Сережа на дорожке 

Воробьям бросает крошки. 

(3. Александрова.)

– Ребятки, какие птицы остались зимовать в наших краях? (Ответы детей.)

– Где вы видели птиц? (Примерные ответы: на деревьях, на кормушках.)

– Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

2. Дидактическая игра «Что лишнее?» (с сюжетными картинками)

Воспитатель:

– Ребята, на столе лежат картинки. Найдите «лишние», оставьте их на столе. Почему они лишние? (Ответы детей.)

– Картинки, на которых изображена зима, покажите нашему гостю Лунтику.

3. Физкультминутка.

Воспитатель:

– Ребята, сейчас мы поиграем:

С неба падают снежинки, 

Как на сказочной картинке. 

Будем их ловить руками    (Дети поднимают руки над головой и делают

И покажем дома маме.      хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.        (Потягивания — руки в стороны.) 

Не завязнуть в поле чтобы, 

Поднимаем выше ноги.       (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.

Вон лисица в поле скачет, 

Словно мягкий рыжий мячик.    (Прыжки на месте.

Ну а мы идём, идём             (Ходьба на месте.) 

И к себе приходим в дом.           (Дети садятся.

4. Дидактическая игра «Жилища зверей в лесу». Проблемная ситуация: «Спрячь зверей от мороза».

Воспитатель:

– Ребятки, после прогулки мы с вами греемся дома, в тепле, едим теплую пищу. А как спасаются от мороза зимой в лесу звери? Выберите себе игрушки диких животных и помогите им спрятаться от мороза!

– Где проводят зиму медведи? Они зимой питаются?

– Как греются зайчики? Что они едят?

– Кто делает припасы на зиму?

– Где прячутся от холода белочки? Чем питаются?

– Как спасается от мороза лисичка?

– Где греется волк?

(Дети высказываются, каждый о своём животном, и выполняют поисковые действия, опытным путем пытаясь найти возможность укрыть животных от мороза – устраивают их в импровизированные жилища, основываясь на полученных ранее представлениях.) Лунтик «наблюдает» за деятельностью детей, хвалит за сообразительность.

5. Образовательная проблемная ситуация «Покажи птичек».

Воспитатель:

– Ребята, а как показать нашему гостю зимующих птичек? Сейчас утро, они еще не прилетели на нашу кормушку. (Высказывания детей.)

– У меня есть картина с нарисованной на ней кормушкой, а птичек нет. Что можно сделать? (Примерные ответы детей: можно нарисовать птичек, наклеить.)

– Выберите на столе картинки с зимующими птицами, назовите их. А теперь разомнём пальчики.

6. Пальчиковая гимнастика "Мы во двор пошли гулять".

Раз, два, три, четыре, пять, "лепят снежок". 

Мы с тобой снежок слепили показывают круг, сжимают ладони,

Круглый, крепкий, очень гладкий, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. грозят пальчиком

Раз — подбросим, "подбрасывают" 

Два — поймаем, "ловят"

Три — уроним "роняют"

И... сломаем. топают

Н. Нищева.

7. Аппликация «Птицы на кормушке».

Воспитатель:

– Наши пальчики готовы к работе. Вспомните правила обращения с кисточкой и клеем.

(Дети раскрашивают восковыми мелками брюшки зимующих птиц и намазывают с обратной стороны клеем, затем наклеивают их на изображение кормушки.)

III часть, заключительная – итог.

Воспитатель:

– Лунтик, теперь ты понял, что такое «зима»?

Лунтик:

– Да, зима – это много – много снега, целые сугробы. Это мороз и вьюга, снежная метель. Солнце почти не греет. Люди одеваются в теплую зимнюю одежду, звери в лесу прячутся в свои жилища, хорошо питаются, чтобы не замерзнуть. Зимующие птицы прилетают к кормушкам, клюют корм, насыпанный для них взрослыми и детьми.

– Ребята, у меня радостное настроение, я тоже хочу играть в снежки, кататься на санках и лепить снеговика! Вы возьмёте меня с собой на прогулку? (Возьмём!)

Дети радуются вместе с Лунтиком и собираются на прогулку.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля» (В старшей группе) Программное содержание:  Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок...

Игровой тренинг по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…

Игровой тренинг по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну радости» Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование представление о...

Читайте также

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа»

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа» (старшая группа) Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: закрепить...

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...