Конспект занятия «Путешествие в сказку»

(Подготовительная группа)

 

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цели: Воспитывать интерес к художественной литературе, слушать отрывки художественных произведений, понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев произведений. продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к сказкам, учить понимать глубокий смысл. Доставить детям радость от встречи со сказочными героями.

Целевые ориентиры дошкольного образования: знает жанровые особенности сказок, умеет отгадывать загадки, оценивает поступки героев произведения.

Материалы и оборудование: компьютер. Сюжеты из сказок на слайде появляются при правильном ответе детей. Сказочница, Баба-яга, Кощей бессмертный (наряженные взрослые). Сундучок с книгами (подарок детям).

Предварительная работа: чтение художественных произведений, загадывание загадок.

 

Ход занятия.

Воспитатель: ребята, а вы любите сказки?

Дети: любим.

Воспитатель: как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

Дети: (разные ответы детей).

Воспитатель: правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен отвечать за ошибки, поступки, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой. А что будет, если у народа не будет сказок?

Дети: (разные ответы детей).

Воспитатель: да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок. Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вы знаете.

Дети называют сказки.

Воспитатель: в сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, насекомых, которые живут жизнью людей, так же одеваются, разговаривают, имеют свой дом, переживают…

Дети называют сказки («теремок», «муха-цокотуха», «кот и лиса», «репка»…)

Воспитатель: в сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

Дети: (разные ответы детей).

Воспитатель: Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом, или жестом можно умертвить, оживить, превратить зверя в птицу. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. Почему?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте подумаем, чему учит сказка «гуси-лебеди» (ответы детей) – слушать родителей, быть вежливым.

А сказка «теремок» - (ответы детей).

Как важно научиться жить под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.

Воспитатель: дети, а кто же рассказывает сказки, когда мы смотрим их по телевизору?

Дети: сказочница.

Раздается стук в дверь (воспитатель идет открывать).

Заходит сказочница.

Сказочница: здравствуйте ребята! Я сказочница и очень люблю рассказывать сказки. А вы любите их слушать? Даже если они страшные?

Ответы детей.

Сказочница: ну, конечно, страшные сказки очень интересные – ведь в них встречается и хозяин леса леший, и водяной и даже кощей – бессмертный. Ну и конечно коварная баба – яга. Давайте вспомним сказки, где живет злая баба - яга.

Ответы детей («Финист-Ясный сокол», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Сказочница: а вы бы хотели попасть в сказку?

Ответы детей (да).

Звучит магнитофонная запись (стук, треск - появляется баба-яга (в одном лапте), озирается по сторонам.

Баба Яга: кто это про меня вспомнил? И как назло, я только решила прилечь, отдохнуть. Три дня я по лесу моталась, как могла развлекалась: детям-грибникам в корзинки мухоморов да поганки подложила, девицам- красавицам вкусные ягода на волчьи поменяла, пусть помучаются! А то уже давно никто не терялся, ко мне бабушечке – ягушечке, в избушку не заходил. Я бы их в баньке помыла, чайком напоила, в печку посадила, зажарила бы и съела!

Сказочница: (испуганно) да что ты?

Баба Яга: у меня и лопатка специальная есть (показывает лопатку) но сначала я хочу вас испытать, что вы можете, что умеете?

Задание 1: ответить на мои вопросы.

Как звали трех богатырей? (Илья-Муромец, Алеша-Попович, Добрыня-Никитич).

Волшебница исполнявшая желания Емели?

Как называется сказка главный герой которой сделан из муки? («колобок»).

В чем медведь тащил машу к бабушке и дедушке? (в коробе).

Как называется сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не может? («морозко»).

Птица-кашевар из детского стишка? (сорока-воровка).

С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить кощея? (игла).

В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? какое? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Что погубило кошкин дом? (огонь).

Кто прятал сестрицу с братцем от гусей-лебедей? (печка, яблоня, речка).

Кто был обладателем лягушачьей кожи? (царевна, Василиса-прекрасная).

Герой с тремя головами? (змей Горыныч).

Спаситель мухи-цокотухи? (комар).

Посуда из которой журавль кормил лису? (кувшин).

Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? (стрела).

Из чего была сделана снегурочка? (из снега).

Баба Яга: ладно, с этим заданием вы справились, сейчас я для вас что- нибудь потруднее придумаю.

Задание 2: Я буду читать отрывки из сказок, а вы их будите отгадывать.

1. «Пришла зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят. Свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился. Живут друзья – не горюют». (Зимовье зверей.)

2. «Дивится старуха, зовет одноглазку:

- Догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла с сиротой одноглазка в поле: забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:

- Спи, глазок! Спи, глазок!» (Крошечка-Хаврошечка).

3. «Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, только дедушка не лег-теленочка делает. Взял он соломы, сделал из соломы бычка. Взял четыре палки сделал ноги. Потом приделал головку, рожки, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, Черный бочок (смоляной бычок).

4. «Тут дед смекнул, что лисичка – то была не мертвая. Погоревал он, погоревал, да делать то не чего, а тем временем лисичка собрала в кучку всю разбросанную по дороге рыбу, села и ест.

Идет волк, зубами щелк:

- Здравствуй, кумушка! (лиса и волк).

5. «Пожалел Никита детишек. Взял триста пудов веревки, насмолил смолою весь обмотался, чтобы змей его не съел, и пошел к пещере. Подходит Никита к пещере и кричит:

- Выходи змей, силой мериться! (Никита-кожемяка.)

6. Идет медведь и спрашивает:

- О чем ты, снегурушка плачешь?

- Как мне, батюшко – медведушка, не плакать! Я одна у дедушки, у бабушки. Меня подружки в лес заманили, заманили – покинули.

- Сойди с дерева, я тебя отнесу домой.

- Нет. Я тебя боюсь, ты меня съешь! (снегурушка и лиса).

Баба Яга: ой, какие молодцы и этим справились!

Сказочница: дети, а давайте с бабой – ягой поиграем.

Дети выкрикивают дразнилку.

Ой, ты баба-яга, костяная нога!

Ты над лесом не летай, малых деток не пугай!

Б.яга (сердито): ишь раскомандовались! Где желаю, там и летаю! Что хочу то ворочу! (Садится на стул, вздыхает.)

Сказочница: не расстраивайся баба-яга, ведь мы о тебе вспоминаем не только плохими словами, но и добрыми.

Баба Яга: знаю я ваши добрые слова. В ваших сказках обо мне только плохое написано! А ведь я хорошая – кто ко мне с добром придет, для того уж я расстараюсь: и накормлю, и напою и домой дорогу укажу.

Сказочница: не обижайся баба-яга, наши ребята тебя очень любят. Хочешь они тебя разными ласковыми словами называть будут?

Баба Яга: (недоверчиво) да знают ли они вообще какие – нибудь ласковые слова?

Сказочница: (обращается к детям) ребята! Давайте попробуем задобрить бабу-ягу!

Дети говорят ей ласковые слова, а она отвечает на каждое слово следующими фразами: «красавцы-писанные», «внучек мой бесценный», «изумрудик мой зеленый», «бриллиантовый мой», «утютюшечка драгоценная» и др.

Уважили вы, меня ребятушки! Только я совсем забыла, что мне надо лапоть надеть. (читает заклинание) эй, лапоть-лапоток, перелети через пенек, вокруг леса покружись и к хозяйке воротись!

(Прямо в руки к бабе-яге падает лапоть, она его обувает.)

Нашел меня мой хороший лапоточек! Ух! Сто лет я так не веселилась, ягодки мои сладкие. Чем бы мне вас порадовать? Сейчас я вам наколдую что-нибудь хорошее!

(Читает заклинание.) Бамбара, чуфара, скорики, ерики, лорики, морики!

(к ногам бабы-яги падает валенок).

Баба Яга: ой! Что это я наколдовала? Смотрите-ка, валенок! Но как же его на всех поделить? Да, наверное что то я сказать забыла.

Пробует колдовать еще раз, повторяет заклинание, звучит громкая музыка-входит кощей.

Кощей: здравствуй яга!

Баба Яга: непрошенный гость, а еще хвалится, вежливостью хвастается!

Кощей: а не ты ли, старая, меня сюда вызвала? Житья от тебя нет! Говори, зачем я тебе на этот раз понадобился?

Б.яга: да не звала я тебя! Я хотела детям подарки наколдовать, а вместо них ты явился. Колдуй вот теперь сам! (ворчит) надо же – бессмертный! И когда же найдется наконец добрый молодец, который тебя одолеет?

Кощей: да где уж им меня одолеть – то? Ведь смерть у меня не простая, далеко спрятана, нелегко ее найти. И никто не знает, где она!

Баба Яга: так уж и никто! Ребята, вы знаете, где спрятана кощеева смерть?

Ответы детей.

Кощей: ох! Все знают! Видно придется перепрятать. Но все равно я самый бессмертный, самый любимый, самый красивый. На меня все мальчики хотят быть похожими! Правда?

Кощей читает стихи:

Я для маленьких детей-

Старый, страшный злой кощей.

А для взрослых пап и мам

Просто вздорный старикан

(заискивающе)

Но для бабушки яги

Сам испек бы пироги!

Баба Яга: ну раз пироги, так и быть – прощаю тебя кощеюшка!

Оставайся с нами, повеселись, а то зачах ты в своей лесной чаще!

Кощей: (устремляется к бабе – яге)

Да я для тебя, яга, все, что хочешь сделаю!

Хочешь – песню спою?

Баба Яга: да кто ж твой скрип выдержит?

Кощей: тогда я могу сплясать!

Баба Яга: не надо, кощей, а то рассыпешься! Ты лучше с детьми поиграй загадки им позагадывай или еще что.

Кощей: ну, это можно!

Задание: я буду называть первую половину имени литературного героя, а вы вторую.

- Алеша – (попович);

- Сивка – (бурка);

- Доктор – (Айболит);

- Крокодил – (Гена);

- Красная – (шапочка);

- Кот – (в сапогах);

- Елена – (прекрасная);

- Сестрица – (Аленушка);

- Иван – (царевич);

- Братец – (Иванушка);

- Царевна – (лягушка);

- Змей – (горыныч);

- Никита – (кожемяка);

- Вини – (пух);

- Три – (поросенка);

- Чудо – (юдо).

Ну, молодцы, а теперь отгадайте загадки:

1. Скок – поскок, скок – поскок через море и лесок!

По пути нашел жар-птицу и красавицу девицу.

Ну, а глупого царя обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог умный маленький конек, всем известный (горбунок).

2. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись. Сказка известна любому ребенку и называется (три поросенка).

3. Унесла его лисица, за далекие леса.

Но придет на помощь кот, своего дружка спасет!

Открывай лиса мешок, ты свободен петушок!

Петя, Петя, петушок – (золотистый гребешок!)

4. Удивляется народ: едет печка, дым идет,

А Емеля на печи ест большие калачи!

Чай сам наливается по его хотению,

А сказка называется (по щучьему велению).

5. С букварем шагает в школу деревянный мальчуган

Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Золотой ключик, Буратино.)

Баба Яга: ну, молодец, коша с детьми поиграл. Давай теперь помоги мне для детей подарки наколдовать, а то у меня плохо получается.

Кощей: это можно. Колдовать я люблю! (колдует- делает пассы руками) – а ну подарки появитесь.

Баба Яга: ну и где подарки?

Кощей: вон за той дверью (показывает на дверь в спальню).

Баба Яга: идет открывать дверь (там пакет с книгами) ай да кощейчик, молодец! Не уж то получилось!

Кощей: я попусту не колдую!

Сказочница: дети, вы хотите посмотреть, что за подарки приготовили для нас б.яга и кощей?

Дети: да!

Подходят к подаркам. А в это время кощей и б.яга уходят.

Сказочница: да это же книги. А в них замечательные сказки (рассматривают книги) ой! А куда это наши лесные гости подевались? Наверное ушли домой в свой лес! Да и мне пора прощаться с вами. Ноя обязательно загляну к вам еще и познакомлю вас с другими своими друзьями! До свидания! (уходит).

А в это время заходит воспитатель.

Воспитатель: дети, вам понравились лесные гости?

Дети: да.

Воспитатель: чем же они вам понравились?

Ответы детей.

Воспитатель: а наше занятие подошло к концу.

Кому наше путешествие пришлось по душе прикрепите солнышко на магнитную доску, а кому по – каким-то причинам не понравилось, то тучку.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник весеннего равноденствия» Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа...

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе Тема: Мини-музей «Книги».Участники: воспитатели группы, родители.Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста ДОУ.Масштаб: время реализации: сентябрь 2022г.- декабрь 2022г.Количество...

Читайте также

Конспект мероприятия «Игры с друзьями»

Конспект мероприятия «Игры с друзьями» Цель: формирование у детей представления о дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроения. Оборудование: воздушные шарики, цветные мелки...

Конспект ООД по изодеятельности во второй младшей группе «Таблетки для…

Конспект ООД по изодеятельности во второй младшей группе «Таблетки для куклы» Цель: закрепить умение рисовать предметы круглой формы. Задачи: Закреплять умения правильно держать кисточку, рисовать...

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»