Конспект занятия «Путешествие в сказку»
(Подготовительная группа)
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цели: Воспитывать интерес к художественной литературе, слушать отрывки художественных произведений, понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев произведений. продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к сказкам, учить понимать глубокий смысл. Доставить детям радость от встречи со сказочными героями.
Целевые ориентиры дошкольного образования: знает жанровые особенности сказок, умеет отгадывать загадки, оценивает поступки героев произведения.
Материалы и оборудование: компьютер. Сюжеты из сказок на слайде появляются при правильном ответе детей. Сказочница, Баба-яга, Кощей бессмертный (наряженные взрослые). Сундучок с книгами (подарок детям).
Предварительная работа: чтение художественных произведений, загадывание загадок.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, а вы любите сказки?
Дети: любим.
Воспитатель: как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?
Дети: (разные ответы детей).
Воспитатель: правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен отвечать за ошибки, поступки, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой. А что будет, если у народа не будет сказок?
Дети: (разные ответы детей).
Воспитатель: да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок. Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вы знаете.
Дети называют сказки.
Воспитатель: в сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, насекомых, которые живут жизнью людей, так же одеваются, разговаривают, имеют свой дом, переживают…
Дети называют сказки («теремок», «муха-цокотуха», «кот и лиса», «репка»…)
Воспитатель: в сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?
Дети: (разные ответы детей).
Воспитатель: Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом, или жестом можно умертвить, оживить, превратить зверя в птицу. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. Почему?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте подумаем, чему учит сказка «гуси-лебеди» (ответы детей) – слушать родителей, быть вежливым.
А сказка «теремок» - (ответы детей).
Как важно научиться жить под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.
Воспитатель: дети, а кто же рассказывает сказки, когда мы смотрим их по телевизору?
Дети: сказочница.
Раздается стук в дверь (воспитатель идет открывать).
Заходит сказочница.
Сказочница: здравствуйте ребята! Я сказочница и очень люблю рассказывать сказки. А вы любите их слушать? Даже если они страшные?
Ответы детей.
Сказочница: ну, конечно, страшные сказки очень интересные – ведь в них встречается и хозяин леса леший, и водяной и даже кощей – бессмертный. Ну и конечно коварная баба – яга. Давайте вспомним сказки, где живет злая баба - яга.
Ответы детей («Финист-Ясный сокол», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Сказочница: а вы бы хотели попасть в сказку?
Ответы детей (да).
Звучит магнитофонная запись (стук, треск - появляется баба-яга (в одном лапте), озирается по сторонам.
Баба Яга: кто это про меня вспомнил? И как назло, я только решила прилечь, отдохнуть. Три дня я по лесу моталась, как могла развлекалась: детям-грибникам в корзинки мухоморов да поганки подложила, девицам- красавицам вкусные ягода на волчьи поменяла, пусть помучаются! А то уже давно никто не терялся, ко мне бабушечке – ягушечке, в избушку не заходил. Я бы их в баньке помыла, чайком напоила, в печку посадила, зажарила бы и съела!
Сказочница: (испуганно) да что ты?
Баба Яга: у меня и лопатка специальная есть (показывает лопатку) но сначала я хочу вас испытать, что вы можете, что умеете?
Задание 1: ответить на мои вопросы.
Как звали трех богатырей? (Илья-Муромец, Алеша-Попович, Добрыня-Никитич).
Волшебница исполнявшая желания Емели?
Как называется сказка главный герой которой сделан из муки? («колобок»).
В чем медведь тащил машу к бабушке и дедушке? (в коробе).
Как называется сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не может? («морозко»).
Птица-кашевар из детского стишка? (сорока-воровка).
С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить кощея? (игла).
В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? какое? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Что погубило кошкин дом? (огонь).
Кто прятал сестрицу с братцем от гусей-лебедей? (печка, яблоня, речка).
Кто был обладателем лягушачьей кожи? (царевна, Василиса-прекрасная).
Герой с тремя головами? (змей Горыныч).
Спаситель мухи-цокотухи? (комар).
Посуда из которой журавль кормил лису? (кувшин).
Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? (стрела).
Из чего была сделана снегурочка? (из снега).
Баба Яга: ладно, с этим заданием вы справились, сейчас я для вас что- нибудь потруднее придумаю.
Задание 2: Я буду читать отрывки из сказок, а вы их будите отгадывать.
1. «Пришла зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят. Свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился. Живут друзья – не горюют». (Зимовье зверей.)
2. «Дивится старуха, зовет одноглазку:
- Догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла с сиротой одноглазка в поле: забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:
- Спи, глазок! Спи, глазок!» (Крошечка-Хаврошечка).
3. «Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, только дедушка не лег-теленочка делает. Взял он соломы, сделал из соломы бычка. Взял четыре палки сделал ноги. Потом приделал головку, рожки, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, Черный бочок (смоляной бычок).
4. «Тут дед смекнул, что лисичка – то была не мертвая. Погоревал он, погоревал, да делать то не чего, а тем временем лисичка собрала в кучку всю разбросанную по дороге рыбу, села и ест.
Идет волк, зубами щелк:
- Здравствуй, кумушка! (лиса и волк).
5. «Пожалел Никита детишек. Взял триста пудов веревки, насмолил смолою весь обмотался, чтобы змей его не съел, и пошел к пещере. Подходит Никита к пещере и кричит:
- Выходи змей, силой мериться! (Никита-кожемяка.)
6. Идет медведь и спрашивает:
- О чем ты, снегурушка плачешь?
- Как мне, батюшко – медведушка, не плакать! Я одна у дедушки, у бабушки. Меня подружки в лес заманили, заманили – покинули.
- Сойди с дерева, я тебя отнесу домой.
- Нет. Я тебя боюсь, ты меня съешь! (снегурушка и лиса).
Баба Яга: ой, какие молодцы и этим справились!
Сказочница: дети, а давайте с бабой – ягой поиграем.
Дети выкрикивают дразнилку.
Ой, ты баба-яга, костяная нога!
Ты над лесом не летай, малых деток не пугай!
Б.яга (сердито): ишь раскомандовались! Где желаю, там и летаю! Что хочу то ворочу! (Садится на стул, вздыхает.)
Сказочница: не расстраивайся баба-яга, ведь мы о тебе вспоминаем не только плохими словами, но и добрыми.
Баба Яга: знаю я ваши добрые слова. В ваших сказках обо мне только плохое написано! А ведь я хорошая – кто ко мне с добром придет, для того уж я расстараюсь: и накормлю, и напою и домой дорогу укажу.
Сказочница: не обижайся баба-яга, наши ребята тебя очень любят. Хочешь они тебя разными ласковыми словами называть будут?
Баба Яга: (недоверчиво) да знают ли они вообще какие – нибудь ласковые слова?
Сказочница: (обращается к детям) ребята! Давайте попробуем задобрить бабу-ягу!
Дети говорят ей ласковые слова, а она отвечает на каждое слово следующими фразами: «красавцы-писанные», «внучек мой бесценный», «изумрудик мой зеленый», «бриллиантовый мой», «утютюшечка драгоценная» и др.
Уважили вы, меня ребятушки! Только я совсем забыла, что мне надо лапоть надеть. (читает заклинание) эй, лапоть-лапоток, перелети через пенек, вокруг леса покружись и к хозяйке воротись!
(Прямо в руки к бабе-яге падает лапоть, она его обувает.)
Нашел меня мой хороший лапоточек! Ух! Сто лет я так не веселилась, ягодки мои сладкие. Чем бы мне вас порадовать? Сейчас я вам наколдую что-нибудь хорошее!
(Читает заклинание.) Бамбара, чуфара, скорики, ерики, лорики, морики!
(к ногам бабы-яги падает валенок).
Баба Яга: ой! Что это я наколдовала? Смотрите-ка, валенок! Но как же его на всех поделить? Да, наверное что то я сказать забыла.
Пробует колдовать еще раз, повторяет заклинание, звучит громкая музыка-входит кощей.
Кощей: здравствуй яга!
Баба Яга: непрошенный гость, а еще хвалится, вежливостью хвастается!
Кощей: а не ты ли, старая, меня сюда вызвала? Житья от тебя нет! Говори, зачем я тебе на этот раз понадобился?
Б.яга: да не звала я тебя! Я хотела детям подарки наколдовать, а вместо них ты явился. Колдуй вот теперь сам! (ворчит) надо же – бессмертный! И когда же найдется наконец добрый молодец, который тебя одолеет?
Кощей: да где уж им меня одолеть – то? Ведь смерть у меня не простая, далеко спрятана, нелегко ее найти. И никто не знает, где она!
Баба Яга: так уж и никто! Ребята, вы знаете, где спрятана кощеева смерть?
Ответы детей.
Кощей: ох! Все знают! Видно придется перепрятать. Но все равно я самый бессмертный, самый любимый, самый красивый. На меня все мальчики хотят быть похожими! Правда?
Кощей читает стихи:
Я для маленьких детей-
Старый, страшный злой кощей.
А для взрослых пап и мам
Просто вздорный старикан
(заискивающе)
Но для бабушки яги
Сам испек бы пироги!
Баба Яга: ну раз пироги, так и быть – прощаю тебя кощеюшка!
Оставайся с нами, повеселись, а то зачах ты в своей лесной чаще!
Кощей: (устремляется к бабе – яге)
Да я для тебя, яга, все, что хочешь сделаю!
Хочешь – песню спою?
Баба Яга: да кто ж твой скрип выдержит?
Кощей: тогда я могу сплясать!
Баба Яга: не надо, кощей, а то рассыпешься! Ты лучше с детьми поиграй загадки им позагадывай или еще что.
Кощей: ну, это можно!
Задание: я буду называть первую половину имени литературного героя, а вы вторую.
- Алеша – (попович);
- Сивка – (бурка);
- Доктор – (Айболит);
- Крокодил – (Гена);
- Красная – (шапочка);
- Кот – (в сапогах);
- Елена – (прекрасная);
- Сестрица – (Аленушка);
- Иван – (царевич);
- Братец – (Иванушка);
- Царевна – (лягушка);
- Змей – (горыныч);
- Никита – (кожемяка);
- Вини – (пух);
- Три – (поросенка);
- Чудо – (юдо).
Ну, молодцы, а теперь отгадайте загадки:
1. Скок – поскок, скок – поскок через море и лесок!
По пути нашел жар-птицу и красавицу девицу.
Ну, а глупого царя обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог умный маленький конек, всем известный (горбунок).
2. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись. Сказка известна любому ребенку и называется (три поросенка).
3. Унесла его лисица, за далекие леса.
Но придет на помощь кот, своего дружка спасет!
Открывай лиса мешок, ты свободен петушок!
Петя, Петя, петушок – (золотистый гребешок!)
4. Удивляется народ: едет печка, дым идет,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется (по щучьему велению).
5. С букварем шагает в школу деревянный мальчуган
Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Золотой ключик, Буратино.)
Баба Яга: ну, молодец, коша с детьми поиграл. Давай теперь помоги мне для детей подарки наколдовать, а то у меня плохо получается.
Кощей: это можно. Колдовать я люблю! (колдует- делает пассы руками) – а ну подарки появитесь.
Баба Яга: ну и где подарки?
Кощей: вон за той дверью (показывает на дверь в спальню).
Баба Яга: идет открывать дверь (там пакет с книгами) ай да кощейчик, молодец! Не уж то получилось!
Кощей: я попусту не колдую!
Сказочница: дети, вы хотите посмотреть, что за подарки приготовили для нас б.яга и кощей?
Дети: да!
Подходят к подаркам. А в это время кощей и б.яга уходят.
Сказочница: да это же книги. А в них замечательные сказки (рассматривают книги) ой! А куда это наши лесные гости подевались? Наверное ушли домой в свой лес! Да и мне пора прощаться с вами. Ноя обязательно загляну к вам еще и познакомлю вас с другими своими друзьями! До свидания! (уходит).
А в это время заходит воспитатель.
Воспитатель: дети, вам понравились лесные гости?
Дети: да.
Воспитатель: чем же они вам понравились?
Ответы детей.
Воспитатель: а наше занятие подошло к концу.
Кому наше путешествие пришлось по душе прикрепите солнышко на магнитную доску, а кому по – каким-то причинам не понравилось, то тучку.
Читайте также |
---|
Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ
Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник…
Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник весеннего равноденствия» Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа...
Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе
Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе Тема: Мини-музей «Книги».Участники: воспитатели группы, родители.Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста ДОУ.Масштаб: время реализации: сентябрь 2022г.- декабрь 2022г.Количество...