Конспект НОД (углубленно-познавательное занятие по экологии) в старшей группе
«Защитим лес – наше богатство»
Цель: расширить знания детей о типах леса; формирование познавательного интереса к познанию природы своего края.
Задачи:
- уточнить знания детей по теме «Что такое лес: его этажность, присутствие насекомых, птиц, зверей»;
- познакомить с произведением М. Пришвина «Этажи леса»;
- углубить представления детей о видах леса: лиственный, хвойный, смешанный;
- познакомить детей с функцией леса: продуктивные (где заготавливают древесину) и рекреационные (где отдыхают, собирают грибы, ягоды);
- углублять и систематизировать знания детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
- формировать умение правильно вести себя в природе, не навредить ей.
Предварительная работа: чтение Ю. Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес»; рассматривание картин русских художников:
- Игорь Прищепа «Русский пейзаж»;
- Юрий Панцырев «Березовый лес»;
- Иван Шишкин «Корабельная роща»;
- Иван Шишкин «Папоротники в лесу»;
- Исаак Левитан «Дорога в лесу»;
- Иван Шишкин «Еловый лес»;
- Михаил Кугач «Солнечный лес».
Словарная работа: лиственный, хвойный, смешанный лес; продуктивный и рекреационный лес; подлесок.
Ход занятия:
Воспитатель: От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный … (олень).
Ребята, к нам в гости спешит северный олень. (Дети здороваются с гостем.)
Олень: Ребята, я живу в лесу – это мой дом. А вы знаете, что такое лес? Что там растет? Кто там живет? (Дети общаются с гостем.)
Олень: Правильно, лес – это большое количество деревьев, которые растут на больших площадях с сомкнутыми кронами. Лес, это сложный живой механизм, который сочетает в себе множество деталей различных по размерам, типам и принципам действия (деревья, кусты, травы, птицы, насекомые, животные). Лес – это растительное сообщество, где все взаимосвязано.
Воспитатель: ребята, вы знаете, что в лесу есть этажи! Не верите?! Давайте познакомимся с произведением М. Пришвина «Этажи леса». (Чтение рассказа.)
Олень: друзья, а вы догадались, на каком этаже я живу? (внизу, на первом этаже). А на каком этаже живут муравьи, белки, зайцы?... (Дети отвечают.)
Воспитатель: ребята, лес состоит из 5-ти ярусов: (воспитатель называет ярусы и показывает их на картинах художников)
- высокие здоровые деревья, прикрывающие все остальные;
- молодые деревья (подрост);
- подлесок: кустарники – они не дают дождям размывать почву;
- полукустарники и травы;
- мхи, грибы, лишайники.
Олень: друзья, лес бывает разный; я живу в смешанном лесу. Может, кто-то из вас знает другие виды лесов? Чем они отличаются?
Дети отвечают: лиственные, хвойные и смешанные леса.
Воспитатель: ребята, давайте назовем нашему гостю, какие мы знаем лиственные деревья (береза, осина, тополь, ива) и хвойные (ель, сосна, пихта, кедр).
Олень: давайте поиграем! Девочки будут лиственными деревьями, мальчики – хвойными. Когда я говорю «лиственный лес» - встают девочки и образуют лес, когда «хвойный лес» - встают мальчики, а если «смешанный лес» - девочки и мальчики встают врассыпную.
Игра «Хвойный, лиственный, смешанный лес»
Воспитатель: ребята, предлагаю вам рассмотреть листок и хвою (площадь поверхности). Затем рассмотрим ветку лиственного дерева и хвойного (толстая и тонкая). Воспитатель подводит к тому, чтобы дети смогли ответить на вопрос: «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?» (ветка лиственного дерева тонкая, а поверхность листочка большая; если снег покроет дерево вместе с листьями, то ветка не выдержит тяжести и сломается).
Олень: в моем лесу люди отдыхают, собирают грибы и ягоды – мой лес называют рекреационный. Вот только не все гости моего леса умеют правильно себя вести. Я принес фотографии (картинки), на которых запечатлены действия и поведение людей.
Рассматривание дидактических картинок «Правильное и неправильное поведение в лесу»: (перечень согласно нумерации на картинках)
- Не разоряйте птичьи гнезда!
- Не разоряйте муравейники!
- Не забирайте из леса домой животных!
- Не обижайте лесных насекомых!
- Не рвите полевые цветы!
- Не рвите редкие цветы!
- Не ловите бабочек и стрекоз!
- Не шумите в лесу!
- Не разжигайте в лесу костер без взрослых!
- Не оставляйте мусор в лесу!
- Не бейте стекло в лесу!
- Не вырезайте надписи на деревьях!
- Не портите несъедобные грибы!
- Не вырывайте кустарники с корнем!
- Не обижай змей!
http://900igr.net/prezentatsii/chelovek/Pravila-v-lesu.files/Pravila-povedenija-v-lesu.html#
Воспитатель: Олень, а тебе известно, что лес приносит нам людям огромную пользу?! Наши дети сейчас тебе расскажут. Воспитатель подытоживает и говорит, что есть леса, где заготавливают древесину и их называют продуктивными.
Олень: ребята, я хочу поиграть с вами в подвижную игру «Северные олени».
Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве; передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.
Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Воспитатель предлагает разделиться на две команды: одна команда – олени, другая – медведи. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. «Олени» изображают рога, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками, убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен.
Воспитатель: ребята, подошло время прощаться с нашим другом Северным Оленем. Чтобы найти дорогу домой (в лес) и не заблудится, оленю помогут звуки леса.
Рефлексия: воспитатель ставит запись природных звуков леса: олень уходит, а ребята пробуют в звуках леса услышать и назвать его жителей.
Читайте также |
---|
Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями»
Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями» Введение. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение...
Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей
Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»