Конспект НОД (углубленно-познавательное занятие по экологии) в старшей группе
«Защитим лес – наше богатство»

 

Цель: расширить знания детей о типах леса; формирование познавательного интереса к познанию природы своего края.

Задачи:

- уточнить знания детей по теме «Что такое лес: его этажность, присутствие насекомых, птиц, зверей»;

- познакомить с произведением М. Пришвина «Этажи леса»;

- углубить представления детей о видах леса: лиственный, хвойный, смешанный;

- познакомить детей с функцией леса: продуктивные (где заготавливают древесину) и рекреационные (где отдыхают, собирают грибы, ягоды);

- углублять и систематизировать знания детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой;

- формировать умение правильно вести себя в природе, не навредить ей.

Предварительная работа: чтение Ю. Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес»; рассматривание картин русских художников:

  • Игорь Прищепа «Русский пейзаж»;
  • Юрий Панцырев «Березовый лес»;
  • Иван Шишкин «Корабельная роща»;
  • Иван Шишкин «Папоротники в лесу»;
  • Исаак Левитан «Дорога в лесу»;
  • Иван Шишкин «Еловый лес»;
  • Михаил Кугач «Солнечный лес».

Словарная работа: лиственный, хвойный, смешанный лес; продуктивный и рекреационный лес; подлесок.

 

Ход занятия:

Воспитатель: От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это – северный … (олень).

Ребята, к нам в гости спешит северный олень. (Дети здороваются с гостем.)

Олень: Ребята, я живу в лесу – это мой дом. А вы знаете, что такое лес? Что там растет? Кто там живет? (Дети общаются с гостем.)

Олень: Правильно, лес – это большое количество деревьев, которые растут на больших площадях с сомкнутыми кронами. Лес, это сложный живой механизм, который сочетает в себе множество деталей различных по размерам, типам и принципам действия (деревья, кусты, травы, птицы, насекомые, животные). Лес – это растительное сообщество, где все взаимосвязано.

Воспитатель: ребята, вы знаете, что в лесу есть этажи! Не верите?! Давайте познакомимся с произведением М. Пришвина «Этажи леса». (Чтение рассказа.)

Олень: друзья, а вы догадались, на каком этаже я живу? (внизу, на первом этаже). А на каком этаже живут муравьи, белки, зайцы?... (Дети отвечают.)

Воспитатель: ребята, лес состоит из 5-ти ярусов: (воспитатель называет ярусы и показывает их на картинах художников)

  1. высокие здоровые деревья, прикрывающие все остальные;
  2. молодые деревья (подрост);
  3. подлесок: кустарники – они не дают дождям размывать почву;
  4. полукустарники и травы;
  5. мхи, грибы, лишайники.

Олень: друзья, лес бывает разный; я живу в смешанном лесу. Может, кто-то из вас знает другие виды лесов? Чем они отличаются?

Дети отвечают: лиственные, хвойные и смешанные леса.

Воспитатель: ребята, давайте назовем нашему гостю, какие мы знаем лиственные деревья (береза, осина, тополь, ива) и хвойные (ель, сосна, пихта, кедр).

Олень: давайте поиграем! Девочки будут лиственными деревьями, мальчики – хвойными. Когда я говорю «лиственный лес» - встают девочки и образуют лес, когда «хвойный лес» - встают мальчики, а если «смешанный лес» - девочки и мальчики встают врассыпную.

Игра «Хвойный, лиственный, смешанный лес»

Воспитатель: ребята, предлагаю вам рассмотреть листок и хвою (площадь поверхности). Затем рассмотрим ветку лиственного дерева и хвойного (толстая и тонкая). Воспитатель подводит к тому, чтобы дети смогли ответить на вопрос: «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?» (ветка лиственного дерева тонкая, а поверхность листочка большая; если снег покроет дерево вместе с листьями, то ветка не выдержит тяжести и сломается).

Олень: в моем лесу люди отдыхают, собирают грибы и ягоды – мой лес называют рекреационный. Вот только не все гости моего леса умеют правильно себя вести. Я принес фотографии (картинки), на которых запечатлены действия и поведение людей.

Рассматривание дидактических картинок «Правильное и неправильное поведение в лесу»: (перечень согласно нумерации на картинках)

  1. Не разоряйте птичьи гнезда!
  2. Не разоряйте муравейники!
  3. Не забирайте из леса домой животных!
  4. Не обижайте лесных насекомых!
  5. Не рвите полевые цветы!
  6. Не рвите редкие цветы!
  7. Не ловите бабочек и стрекоз!
  8. Не шумите в лесу!
  9. Не разжигайте в лесу костер без взрослых!
  10. Не оставляйте мусор в лесу!
  11. Не бейте стекло в лесу!
  12. Не вырезайте надписи на деревьях!
  13. Не портите несъедобные грибы!
  14. Не вырывайте кустарники с корнем!
  15. Не обижай змей!

 

«Правильное и неправильное поведение в лесу»

http://900igr.net/prezentatsii/chelovek/Pravila-v-lesu.files/Pravila-povedenija-v-lesu.html#

 

Воспитатель: Олень, а тебе известно, что лес приносит нам людям огромную пользу?! Наши дети сейчас тебе расскажут. Воспитатель подытоживает и говорит, что есть леса, где заготавливают древесину и их называют продуктивными.

Олень: ребята, я хочу поиграть с вами в подвижную игру «Северные олени».

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве; передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Воспитатель предлагает разделиться на две команды: одна команда – олени, другая – медведи. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. «Олени» изображают рога, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками, убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен.

Воспитатель: ребята, подошло время прощаться с нашим другом Северным Оленем. Чтобы найти дорогу домой (в лес) и не заблудится, оленю помогут звуки леса.

Рефлексия: воспитатель ставит запись природных звуков леса: олень уходит, а ребята пробуют в звуках леса услышать и назвать его жителей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями»

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями» Введение. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»

Читайте также

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи…

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи дошкольников

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за...

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка» Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального...