Конспект интегрированного занятия в средней группе
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
«Чей дом под листом»

 

Цели:

- дать представление о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, пользе и вреде;

- закладывать основы экологического воспитания;

- активизировать наблюдательность;

- расширять словарь детей;

- развивать звукопроизношение;

- развиваем слуховое внимание;

- развиваем фонематический слух;

- развивать общую моторику, пальчиковую моторику;

- развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки «Насекомые» (муравей, жук, бабочка, комар, муха, стрекоза, пчела, кузнечик, паук). Поднос, на котором сухая трава, на траве бабочка, кузнечик, жук. Поднос с обгорелой травой.

 

Ход занятия

I. Мы знаем

- Ребята, встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом. Посмотрите на фланелеграф.

- Кого вы узнали? (Муравей, жук, бабочка, комар, муха, стрекоза, пчела, кузнечик, паук.)

- Назовите одним словом всех этих животных. (Насекомые.)

- А теперь выставите ладошки. (Пройти вдоль стоящих в ряд детей, хлопнуть по их ладоням, проговорите фразу: «Мы знаем много названий разных насекомых».) Хлопая по ладони одного ребенка, произносить одно название насекомого.

- Ребята, а теперь я встаю, а вы подходите и хлопайте мне по ладошкам и называете любое насекомое. И сразу присаживайтесь на стульчики.

II. Самый, самый...

- Ребята, сейчас я буду вам задавать вопросы. Вам нужно на них ответить и показать картинку.

- Какие насекомые самые дружные и трудолюбивые? (Муравьи, потому что они строят дом из травинок, из маленьких веточек, еловых иголок. Выполняют разную работу: добывают пищу, охраняют муравейник, выращивают малышей.)

- Какие насекомые самые полезные и почему? (Пчелы, собирают нектар и перерабатывают его в полезный мед.)

- Какие насекомые самые вредные и почему? (Мухи, могут переносить опасные болезни, комары, пьют кровь людей и животных.)

- Какие насекомые, на твой взгляд, самые красивые? (Бабочки, стрекозы, жуки.)

III. Расскажем и покажем.

- Ребята, а давайте с вами расскажем и покажем, чем заняты в солнечный денек разные насекомые: «Вот на лугу среди травы слышно громкое: „Ж-ж-ж..." Это майский жук прилетел, сел на листок, спрятал тонкие крылышки под жесткий панцирь, сидит и усами шевелит». Изобразим жука.

Описание пальчиковой игры «Жук»: левую руку сжать в кулак, выставив только указательный и средний пальцы – это усы жука. Обхватить левую ладонь поперек правой ладонью — это спинка жука. Шевелить «усами» и жужжать: «Ж-ж-ж...» Попросить детей показать и озвучить пальчиковую игру «Жук» самостоятельно.

- «А вот порхает бабочка-красавица. Крылышками машет, над цветочком пляшет. Села бабочка на цветок, крылышки сложила—ее и не видно». Показать детям, как бабочка раскрывает и складывает крылышки.

Описание пальчиковой игры «Бабочка»: соединить ладони у основания, а затем несколько раз развести в стороны верхние части ладоней, одновременно произнося звук [ш]—бабочка шелестит крылышками. Попросить детей показать и озвучить пальчиковую игру «Бабочка» самостоятельно.

- «А это кто летит, пищит?» Показать детям пальчиковую игру «Комар»: сжать руку в кулак, выставив только указательный палец—это хоботок комара; двигать руку вперед, длительно произнося звук [з]. (Можно дотронуться до некоторых детей, как бы укусив их.) Попросить детей показать и озвучить пальчиковую игру «Комар» самостоятельно.

- «Не кусайся, комар! Опасайся, комар! Паук ползет, паутину плетет».

Описание пальчиковой игры «Паук»: широко развести и поставить на стол все пять пальцев—это ноги паука. Мелкими шажками «идти» пальцами по столу, одновременно произнося звук [с] – так паук паутину за собой тянет. Попросить детей показать и озвучить пальчиковую игру «Паук» самостоятельно.

- «А вот кузнечик стрекочет, ускакать хочет».

Описание пальчиковой игры «Кузнечик»: собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол большим пальцем вниз. Произнести звук [ц], быстро и высоко вскинуть руку над столом, раскрыв при этом ладонь. Вновь собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол чуть ближе к себе. Совершить несколько таких «прыжков». Попросить детей показать и озвучить пальчиковую игру «Кузнечик» самостоятельно.

IV. Кто как передвигается?

Поднятье ладонь вверх и сказать: «Ой! Мне на ладошку упала капля. Дождь начинается!»

Дождик капнул на ладошку,

На цветы

И на дорожку,

Льется, льется: «Ой-ой-ой!

Побежали все домой»!

Скажите детям: «Нам с вами дождь не страшен. А вот для маленьких насекомых каждая капля дождя кажется огромной—в ней и утонуть можно.

- Ребята, покажем, как насекомые спешили домой. Кто из них летел, кто полз, а кто прыгал?

- Вышли на лужок, сделали кружок.

Объяснить детям правила подвижной игры: я называю насекомое, а они, идя друг за другом по кругу, изображают, как это насекомое передвигается. Если насекомое летает (бабочка, стрекоза, пчела, комар, муха), то дети бегут, размахивая руками, как крыльями. Если насекомое прыгает (кузнечик), то и дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед. Если насекомое ползает (жук, муравей, паук), то малыши просто идут по кругу. Последовательность подачи команд может быть следующая: бабочка (летает), муравей (ползает), кузнечик (прыгает), стрекоза (летает), комар (летает), кузнечик (прыгает), пчела (летает), жук (ползает), муха (летает).

- Молодцы, ребята! А теперь сядьте на стульчики.

V. Подберем рифму.

Ребята, идет дождь, и все насекомые сидят по домам. А мы с вами пока будем отгадывать загадки. Про кого эти загадки, скажите мне сами, для этого подберите рифму к слову.

Восемь ног, а может, рук.

Бойтесь, мухи, я —... (паук).

Описав над полем круг,

Сел на травку майский... (жук).

Целый день жужжит на ухо

Надоедливая... (муха).

Мед в свой улей принесла

Полосатая... (пчела).

Над лужайкою полет

Совершает вертолет

И глядит во все глаза.

Кто же это?... (стрекоза).

Лесные жители,

Мудрые строители.

Без работы — хоть убей! –

Жить не может... (муравей).

VI. Выходите— дождь прошел!

- Вот и дождь закончился, снова выглянуло ласковое солнышко.

А наши друзья насекомые все под листочками, да под кочками сидят, выглянуть боятся. Давайте мы их позовем. Будем называть их ласково – вот так: „Муха-мушка, выходи – дождь кончился!"»

Затем попросить одного из детей так же позвать комара, предъявив при этом соответствующую картинку: «Комарик, выходи – дождь кончился!» Попросить другого ребенка позвать жука: «Жучок, выходи – дождь кончился!» Аналогично дать задание остальным детям позвать муравья, стрекозу, пчелу и паука: «Муравьишка, выходи – дождь кончился!», «Стрекозка, выходи – дождь кончился!», «Пчелка, выходи – дождь кончился!», «Паучок, выходи – дождь кончился!»

VII. Проведение опыта.

- Ребята, наступает весна, и люди начинают убираться у своих домов. Кто-то гребет граблями, кто-то метет метелкой, а кто-то использует спички и поджигает сухую траву.

- Сейчас я вам покажу это на опыте, а вы мне скажите можно ли так делать.

Я приготовила вам сухую траву. Посмотрите, на траве появились божья коровка, бабочка на веточке сидит.

- А теперь все закрываем глазки и представляем себе, что мы эту травку подожгли. (Меняю подносы и поливаю обгорелую траву из лейки.)

- Ребята, когда вы глазки закрывали, видели огонь? И я видела. Вот теперь тушу его. Посмотрите, что произошло с нашей травкой, а что произошло с насекомыми? (Сгорела, погибли.)

- Так можно ли поджигать траву осенью и весной? (Нельзя)

- Правильно. Траву поджигать нельзя. (Показ значка.)

- А можно ловить насекомых? (Нет.) (Показ значка). Я оставлю вам эти значки, чтобы вы об этом помнили.

- Ребята, понравилось вам занятие?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В…

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке» Цель: - Развивать речь. - Закрепить знания о русских народных...

Читайте также

Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с…

Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с монетками» Цель: Содействовать приобретению знаний детям старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с...