Итоговое занятие в старшей группе на тему:
«Вечер стихов, пословиц и загадок о деревьях»
Унылая пора…
«Вечер пословиц, загадок и стихов о деревьях»
Цель:
- Научить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
- Научить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предшествующая работа:
- наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
- чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
- рассматривание иллюстраций о лесе.
Словарная работа: березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.
Ход беседы:
Воспитатель: - Мир растений настолько разнообразен и огромен, поэтому совсем не вызывает удивления, что этому безграничному миру посвящено такое большое число малых литературных форм - стихов, рассказов, загадок, примет, а также пословиц и поговорок.
Но даже в этом огромном мире особое для человека место занимают деревья, поскольку очень многое связывает людей с этими растениями - это и древнейший строительный материал, и источник продовольствия и многое, многое другое. Сегодня у нас вечер стихов, пословиц и загадок о деревьях. А какие пословицы знаете вы? (Дети рассказывают пословицы деревьях.)
Пословицы о деревьях
- И на дереве лист на лист не приходится.
- Куда дерево клонилось, туда и повалилось.
- От доброго дерева добрый и плод.
- Гроза бьет по высокому дереву.
- От яблоньки яблочко, а от ели шишка.
- Дуплистое дерево скрипит, да стоит, а крепкое валится.
- Из одного дерева икона и лопата.
- Не далеко от дерева яблочко падает.
- Ель не сосна: шумит неспроста.
- Все одно, что дерево, что бревно.
- За один раз дерева не срубишь.
- Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.
- Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.
- Клен да береза, чем не дрова.
- Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
- Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.
- Лист на дереве полон, так и сеять полно.
- Не откормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого.
- Криво дерево, да яблоки сладки.
- Как ни гнети дерево, оно все вверх растет.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ну, сейчас посмотрим, а загадки мой отгадаете?!
Растут на ней иголки
Толстые и колкие,
И шишки смолистые,
Липкие, душистые.
Она под Новый год
В гости к нам придёт!
Стройная, пушистая
С огнями золотистыми.
Ответ: Ёлка.
***
Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода.
Ответ: Осина.
***
Я модница такая,
Что всем на удивление!
Люблю я бусы, блёстки,
Любые украшения.
Но на мою, поверьте,
Великую беду
Наряд мне одевают
Всего лишь раз в году!
Ответ: Ёлка.
***
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Ответ: Дерево.
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший —
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
Ответ: Дерево.
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ: Рябина.
***
Никто не пугает, а вся дрожит.
Ответ: Осина.
***
На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белёны, шапочки зелёны.
Ответ: Берёзы.
***
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ: Берёза.
Воспитатель: - Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют «Березовой рощей» или «Березняком».
Повторите, пожалуйста.
- Лес, в котором растут только осины, называется – «Осинник».
Повторите это новое слово.
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется «Лиственным».
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.
Есть и «Хвойный лес». Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
Дети: - Сосны, ели.
Воспитатель: - Кто знает загадку про ель и сосну?
Зимой и летом одним цветом.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (Сосна.)
- А сейчас давайте расскажем стихи о деревьях. (Дети рассказывают стихи.)
***
Автор: Ирина Токмакова, «Береза»
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
***
Автор: Ирина Токмакова, «Рябина»
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она — как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
***
Автор: Ирина Токмакова, «Яблонька»
Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
***
Автор: Екатерина Серова, «Плакучая ива»
Плакучая ива-
Как звучно...
красиво...
Народное слово —
Правдивое диво.
Но видно, в природе
Не всё справедливо —
Должна быть счастливой
Плакучая ива!
Физминутка:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
Воспитатель:
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
Уважайте тишину, берегите природу – ведь мы - частичка ее! (все вместе).
Литература:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1991 г. – 42 с.
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево» - «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
- Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!» - М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.
Читайте также |
---|
Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…
Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»
Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей…
Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей - средней группе)
Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества…
Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества «Солдат на страже порядка» Представляю вашему вниманию поделку «Солдат на страже...