Итоговое занятие в старшей группе на тему:
«Вечер стихов, пословиц и загадок о деревьях»

 

Унылая пора…

«Вечер пословиц, загадок и стихов о деревьях»

Цель:

  • Научить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Научить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • рассматривание иллюстраций о лесе.

Словарная работа: березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Ход беседы:

Воспитатель: - Мир растений настолько разнообразен и огромен, поэтому совсем не вызывает удивления, что этому безграничному миру посвящено такое большое число малых литературных форм - стихов, рассказов, загадок, примет, а также пословиц и поговорок.

Но даже в этом огромном мире особое для человека место занимают деревья, поскольку очень многое связывает людей с этими растениями - это и древнейший строительный материал, и источник продовольствия и многое, многое другое. Сегодня у нас вечер стихов, пословиц и загадок о деревьях. А какие пословицы знаете вы? (Дети рассказывают пословицы деревьях.)

Пословицы о деревьях

  • И на дереве лист на лист не приходится.
  • Куда дерево клонилось, туда и повалилось.
  • От доброго дерева добрый и плод.
  • Гроза бьет по высокому дереву.
  • От яблоньки яблочко, а от ели шишка.
  • Дуплистое дерево скрипит, да стоит, а крепкое валится.
  • Из одного дерева икона и лопата.
  • Не далеко от дерева яблочко падает.
  • Ель не сосна: шумит неспроста.
  • Все одно, что дерево, что бревно.
  • За один раз дерева не срубишь.
  • Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.
  • Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.
  • Клен да береза, чем не дрова.
  • Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
  • Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.
  • Лист на дереве полон, так и сеять полно.
  • Не откормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого.
  • Криво дерево, да яблоки сладки.
  • Как ни гнети дерево, оно все вверх растет.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ну, сейчас посмотрим, а загадки мой отгадаете?!

Растут на ней иголки

Толстые и колкие,

И шишки смолистые,

Липкие, душистые.

Она под Новый год

В гости к нам придёт!

Стройная, пушистая

С огнями золотистыми. 

Ответ: Ёлка.

***

Хоть неплохо я одета, 

Бьет озноб меня всегда. 

И весной, и жарким летам 

Вся дрожу, как в холода. 

Ответ: Осина.

***

Я модница такая, 

Что всем на удивление!

Люблю я бусы, блёстки,

Любые украшения.

Но на мою, поверьте, 

Великую беду

Наряд мне одевают

Всего лишь раз в году! 

Ответ: Ёлка.

***

Его весной и летом 

Мы видели одетым, 

А осенью с бедняжки 

Сорвали все рубашки. 

Ответ: Дерево.

Нам в дождь и в зной 

Поможет друг, 

Зелёный и хороший — 

Протянет нам десятки рук 

И тысячи ладошек.

Ответ: Дерево.

***

Весной зеленела, летом загорела, 

Осень в сад пришла, красный факел зажгла.

Ответ: Рябина.

***

Никто не пугает, а вся дрожит.

Ответ: Осина.

***

На лесной опушке стоят подружки. 

Платьица белёны, шапочки зелёны.

Ответ: Берёзы.

***

Не заботясь о погоде, 

В сарафане белом ходит, 

А в один из тёплых дней 

Май серёжки дарит ей.

Ответ: Берёза.

Воспитатель: - Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют «Березовой рощей» или «Березняком».

Повторите, пожалуйста.

- Лес, в котором растут только осины, называется – «Осинник».

Повторите это новое слово.

- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется «Лиственным».

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

Есть и «Хвойный лес». Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

- Какие деревья растут в хвойном лесу?

Дети: - Сосны, ели.

Воспитатель: - Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (Сосна.)

- А сейчас давайте расскажем стихи о деревьях. (Дети рассказывают стихи.)

***

Автор: Ирина Токмакова, «Береза»

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу: 

В речку, как в зеркало, глядя, 

Расчесала б кудрявые пряди, 

И вошло б у нее в привычку 

По утрам заплетать косичку.

***

Автор: Ирина Токмакова, «Рябина»

Красненькую ягодку

Мне дала рябина. 

Думал я, что сладкую, 

А она — как хина.

То ли эта ягодка 

Просто недозрела, 

То ль рябина хитрая 

Подшутить хотела?

***

Автор: Ирина Токмакова, «Яблонька»

Маленькая яблонька

У меня в саду. 

Белая-пребелая 

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице 

С белою каймой. 

Маленькая яблонька, 

Подружись со мной.

***

Автор: Екатерина Серова, «Плакучая ива»

Плакучая ива-

Как звучно...

красиво... 

Народное слово — 

Правдивое диво.

Но видно, в природе

Не всё справедливо —

Должна быть счастливой

Плакучая ива!

Физминутка:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Воспитатель:

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

Уважайте тишину, берегите природу – ведь мы - частичка ее! (все вместе).

 

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1991 г. – 42 с.
  2. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево» - «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!» - М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей…

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей - средней группе)

Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества…

Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества «Солдат на страже порядка» Представляю вашему вниманию поделку «Солдат на страже...

Читайте также

Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в…

Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в формировании представлений о мире природы у дошкольников» Цель: упражнять детей в...

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок»

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» Аннотация: Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей...

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В…

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В гостях у бабушки Полины»